Москва входит в число 34 регионов, где реализуется федеральный пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. Новая методика адресного и индивидуального подхода к каждому потенциальному получателю социальных услуг разрабатывалась и внедрялась в столице с 2019 года. На сегодняшний день система долговременного ухода улучшает качество жизни 50 тысяч москвичей, состоящих на надомном обслуживании. Об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Келлер.
«Система долговременного ухода позволяет сделать надомное обслуживание максимально персонализированным и адресным. В рамках реализации федерального пилотного проекта мы изменили механизм определения потребности в социальном обслуживании, пересмотрели перечень и стандарты социальных услуг. Сегодня каждая социальная услуга направлена на компенсацию конкретного функционального дефицита человека, из-за которого ему сложно самостоятельно выполнять повседневную бытовую деятельность или ухаживать за собой. К примеру, если пожилой человек испытывает трудности в передвижении или в силу заболевания не может приготовить себе еду, то в его индивидуальную программу обязательно будут включены такие услуги, как сопровождение на прогулку, уборка квартиры и, конечно, приготовление горячей пищи. Важно, что благодаря системе долговременного ухода более 50 тысяч москвичей, а это больше половины от всех горожан, находящихся на надомном обслуживании, получают не формальную помощь, а именно те социальные услуги, которые полностью компенсируют их функциональные дефициты», — уточнил Павел Келлер.
Систему долговременного ухода построили на индивидуальном подходе к каждому потенциальному получателю социальных услуг. То есть каждый москвич, нуждающийся в обслуживании на дому, получает именно ту помощь, которая ему необходима по состоянию здоровья и потребностям. Объем услуг определяют индивидуально.
Удобнее стала и процедура оформления надомного обслуживания. Если раньше на дом к потенциальному получателю приходила целая экспертная комиссия, то сейчас достаточно одного социального инспектора. Это квалифицированный сотрудник соцзащиты, который может при помощи вопросов, наблюдения и совместно выполненных с будущим получателем услуг действий оценить правовой, социальный и функциональный статусы гражданина, условия его проживания.
Социальный инспектор проверит, насколько человек самостоятелен в быту: может ли выйти на улицу, приготовить и принять пищу, убрать в квартире или ему нужна помощь социального работника. Исходя из потребностей и будет составлен индивидуальный перечень социальных услуг для конкретного получателя.
Система долговременного ухода отличается от стандартного надомного обслуживания прежде всего перечнем услуг и их стандартами. Если раньше список услуг был общим для всех, то теперь в него введены социальные услуги, ориентированные на конкретного получателя. Например, приготовить горячую пищу или провести межсезонную комплексную уборку квартиры раньше могли только за плату в рамках дополнительного перечня социальных услуг. Теперь эту и другую помощь оказывают в рамках индивидуальной программы, если человек не может это сделать самостоятельно. А ряд услуг, таких как утренний и вечерний туалет, пересаживание, полное купание, подготовка лекарств и другие, просто отсутствовали. Теперь они также включаются в индивидуальные программы в случае необходимости.
Для получения социального обслуживания на дому необходимо обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы». Перечень необходимых документов предельно краток. Одиноких граждан попросят заполнить заявление и предоставить паспорт. А если есть семья или близкие родственники, необходимы документы о доходах членов семьи, а также обстоятельствах, по которым они не могут ухаживать сами.