Более половины от запланированных к открытию в IV квартале торговых центров в Московском регионе относятся к формату «районников»

При этом в III квартале 2021 г. не было открыто ни одного нового проекта

Москва, 8 октября 2021 г. В третьем квартале 2021 г. в Московском регионе не было открыто ни одного качественного торгового объекта. Нулевое значение за последние 10 лет было отмечено только во II квартале 2019 г. и в I квартале 2016 г.

Антирекорд был установлен за счет того, что сроки открытий четырех проектов, запланированных в III квартале 2021 г.: ТРЦ «Павелецкая Плаза», МФК «Солнце Москвы», ТЦ «Мой Молл», Estate Mall —были перенесены на конец 2021 — начало 2022 гг. ТРЦ «Павелецкая Плаза» был введен в эксплуатацию в сентябре, однако официальное открытие ожидается в IV квартале.

Суммарная площадь проектов, заявленных к открытию во втором полугодии 2021 г., существенно превышает показатель открытий новых торговых объектов в допандемийные годы (2017–2019 гг.) — 217 000 кв. м. Большую часть открытий будут составлять районные торговые центры — 50% от общего числа ТЦ за IV квартал 2021 г. Топ-3 крупных проектов года, анонсированных к открытию, — это «Город Косино» (GLA 75 000 кв. м), «София» (GLA 36 000 кв. м) и «Павелецкая Плаза» (GLA 33 000 кв. м).

Открытие торговых площадей и динамика вакантности в профессиональных ТРЦ Москвы и городов-спутников, 2010‒2021 гг.

Открытие торговых площадей и динамика вакантности в профессиональных ТРЦ Москвы и городов-спутников, 2010‒2021 гг.Источник: Colliers

Обеспеченность торговыми площадями жителей Московского региона на III квартал 2021 г. осталась на уровне предыдущего квартала — 669 кв. м на 1 000 человек. Однако после ввода новых объектов ожидается рост годового показателя до 686 кв. м в IV квартале 2021 г., в зависимости от сроков фактического открытия запланированных объектов.

Средний уровень вакантности в торговых центрах Московского региона составляет 9,7%, а в объектах, открытых в период 2019–2021 гг., — 17,9%.

Дебюты международных брендов, I–III кварталы 2021 г.

Бренды Страна Профиль Локация
Ecco Kids Дания Обувь Москва, «Ривьера»
The Frankie Shop США Одежда Москва, «ЦУМ»
Shikkosa Lingerie Италия Нижнее белье Москва, Арбат ул., д. 39
Northland Австрия Спортивная одежда Россия, магазины «Спортмастер»
Zara Beauty Испания Косметика и парфюмерия Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 9
Bernadette Бельгия Одежда Москва, «ЦУМ»
Fashion Baby Франция Обувь Москва, «ЦУМ»
Miista Великобритания Обувь Москва, «ЦУМ»
Byredo Швеция Косметика и парфюмерия Москва, Малая Бронная ул., д. 24
Acer Тайвань Электроника Москва, «Авиапарк»
H&M HOME Concept Store Швеция Товары для дома Москва, «Авиапарк»
«7745 Все для стройки» Белоруссия DIY Москва, Симферопольское шоссе
Arket Швеция Одежда Москва, «Метрополис»
Miss Sixty* Италия Одежда Москва, «Метрополис», «Авиапарк»

Источник: Colliers

В условиях ежегодно возрастающей конкуренции одним из главных инструментов торговых центров Москвы в борьбе за своего посетителя становится уникальность пула арендаторов, оригинальные концепции.
Мы проанализировали наиболее крупные торговые центры Москвы с арендопригодной площадью более 50 000 кв. м и крупнейшими действующими fashion-галереями на предмет представленности в них 28 сетевых брендов ценовых сегментов от mass market до «средний+». В данную группу операторов, по нашим оценкам, вошли компании Inditex, LPP, Melon Fashion Group, FIBA Group, H&M Group, а также крупные fashion-ритейлеры Uniqlo и MANGO.

По итогам анализа данных торговых объектов можно сделать следующие выводы:
• В 11 торговых центрах из 21 представлено более половины ключевых брендов.
• Лидерами по представленности ключевых брендов в составе торговых галерей являются «Авиапарк», Columbus и «Метрополис».
• Больше всего магазинов в исследуемых торговых центрах представлено холдингом Inditex — 40% (от общего количества магазинов).

Матрица представленности крупнейших брендов в ключевых профессиональных ТРЦ Москвы с GLA > 50 000 кв. м (выборочно)

Матрица представленности крупнейших брендов в ключевых профессиональных ТРЦ Москвы с GLA > 50 000 кв. мИсточник: Colliers, официальные сайты торговых центров и ритейлеров

Анна Никандрова, партнер Colliers: «Коронакризис сильно повлиял на рынок коммерческой недвижимости, став причиной падения трафика и высвобождения площадей в торговых центрах. В результате торговые центры, которые ведут активную работу со своими арендаторами и посетителями в турбулентных условиях, окажутся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами. Несмотря на выход 14 новых международных игроков на российский рынок за I‒III кварталы 2021 г., развитие «новичков» в последние полтора года, в отличие от предыдущих лет, носит очень избирательный характер: если раньше международные операторы были готовы открывать больше магазинов, то сейчас речь идет в основном о двух-трех точках преимущественно в Москве, корнерах или выходе на онлайн-платформы».

 

О Colliers

Colliers (NASDAQ и TSX: CIGI) является мировым лидером в области коммерческой и жилой недвижимости. Компания насчитывает более 18 000 квалифицированных профессионалов, работающих в 66 странах мира. Деятельность Colliers в России началась в 1994 году, на сегодняшний день в офисах в Москве и Санкт-Петербурге работает более 500 сотрудников.

Специалисты Colliers предоставляют полный комплекс профессиональных услуг арендаторам, владельцам коммерческой недвижимости и инвесторам по всему миру. Услуги включают в себя стратегический консалтинг и услуги по продаже и аренде недвижимости, глобальные решения для корпоративных клиентов, инвестиционные продажи, управление проектами и эффективное планирование рабочего пространства, управление недвижимостью, консалтинг, оценку, а также специализированные исследования рынка. Девелоперам жилой недвижимости специалисты Colliers предоставляют полный цикл эксклюзивных и ко-эксклюзивных услуг по проектам – от продажи / приобретения земельных участков под жилую застройку до разработки коммерческих концепций и осуществления брокериджа и маркетинга проектов.

В рейтинге работодателей России, проведенном HeadHunter в 2020 году, Colliers заняла 34 место в общем списке (всего оценивалось 147 компаний) и 1 место среди международных консалтинговых компаний.

Colliers, единственная из компаний на рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости, уже 14 лет подряд входит в рейтинг «100 лучших аутсорсинговых компаний мира» по версии Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга (IAOP).

Компания является членом Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), Российского Совета по экологическому строительству, Российского Совета Торговых Центров (РСТЦ), а также Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации (SPIBA).