Председатель Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов обсудил с членами Экспертного совета по защите социальной направленности на транспорте инициативы общественников по внесению изменений в статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
«Наша задача – предложить механизм, который защитит автовладельцев и автопутешественников от проблемных ситуаций, с которыми они сталкиваются в столице и в регионах. Так, автомобилисты задаются вопросом, можно ли эксплуатировать транспортное средство (ТС) без номеров в течение 10 дней после его покупки. Например, следовать в пункт ГИБДД для регистрации ТС», — заявил депутат.
«Водителя оштрафовали за то, что он больше 10 дней ездил по договору купли-продажи. По закону нельзя сдвигать ТС, пока не получил государственные регистрационные знаки. Однако в течение этих 10 дней нужно проследовать хотя бы в ГИБДД, чтобы поставить авто на учет. Нужно понять: это повсеместная практика или частный случай», — объяснил член правления Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга (Ассоциация), заместитель директора Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Вячеслав Васильчев.
Координатор Экспертного совета, президент Ассоциации Сергей Лобарев, предупредил, что предложение по сути юридически узаконивает возможность эксплуатации ТС в десятидневный срок без государственных регистрационных знаков.
«Узаконивание нормы об управлении транспортным средством без государственных регистрационных знаков только в случае нарушения правил регистрации может повлечь злоупотребление гражданами правом на использование срока, предоставленного для постановки ТС на учет, — обратил внимание общественник. — Также реализация предложения создает ситуацию, при которой ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ в обязательном порядке применяется совместно со ст. 12.1 КоАП РФ».
Эксперты, представители Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, ГУОБДД МВД России, сошлись во мнении, что норма применима при условии введения реестра проданных ТС (как новых, так подержанных). По их мнению, реестр можно вести на базе приложения «Госуслуги авто».
«Узаконивание возможности безнаказанной эксплуатации ТС без государственных регистрационных знаков в течение 10 дней допустимо при обеспечении прозрачности отслеживания сроков покупки ТС у дилера, либо у иного лица по договору купли-продажи», — сказал Вячеслав Васильчев.
Руководитель комитета Ярослав Нилов принял решение запросить в ГИБДД сведения о правоприменительной практике.
«Если информация подтвердится, и окажется, что ситуация затронула многих владельцев, то предлагаемые изменения в КоАП РФ будут рассмотрены более детально», — сказал он.
Очередным вопросом на заседании было обсуждение правоприменительной практики привлечения водителей по ст. 12.6 КоАП РФ.
«Мы продолжаем получать сообщения о ложном срабатывании автоматических средств фиксации нарушений на административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.6 и 12.36.1, — заявил Сергей Лобарев. — Человек использует иные устройства, аналогичные телефону, поправляет волосы. А компьютер распознает его действия как разговор по телефону!»
Так, в январе этого года в городе Балаково Саратовской области водитель получил с дорожной камеры штраф за не пристегнутого пассажира на переднем сиденье. Пассажир держал в руках белый пакет, закрывающий обзор. Члены Экспертного совета призвали депутата пересмотреть статью 12.36.1 КоАП РФ о нарушении правил пользования телефоном водителем транспортного средства.
«Я сам был свидетелем ситуации, когда человек держал в руке вещь, похожую на телефон, но это был не телефон. А камера зафиксировала это как «нарушение», и человек получил постановление об административном нарушении, — рассказал Ярослав Нилов. — Ремни иногда не видны на черной одежде. Поэтому предложение такое: ограничить работу комплексов определенным набором ситуаций, в соответствии с которыми их можно использовать в работе».
«Важно не забыть о водителях, которые разговаривают по телефону во время езды и не пристегиваются, — отметил Сергей Лобарев. — В Москве штрафы назначает электронная система, а в регионах, в основном, просматривают видео специалисты. Региональная практика представляется мне более объективной. Почему бы Москве и другим городам-миллионникам не взять ее на вооружение?».
Камеры пока не могут с высокой точностью выявить человека, разговаривающего по телефону, констатировали участники заседания. Члены Экспертного совета предложили разработать единую дорожную карту внедрения автоматических средств фиксации нарушений: тестирование, рекомендации по режиму использования, порядку привлечения к ответственности, просмотра материалов.
«Камеры мы не запретим — технический прогресс остановить невозможно. Поэтому нам нужно понять, как их лучше внедрять, — заключил Вячеслав Васильчев. — Вместе с депутатом мы предлагаем запросить в ГИБДД информацию о том, как ее сотрудники координируют внедрение автоматических средств фиксации нарушений ПДД. В каждом регионе сложилась своя практика мониторинга с учетом имеющейся системы оснащения, и нам нужно понимать, каковы масштабы проблемы с ложными срабатываниями и, как следствие, неправомерными штрафами. Тогда можно будет разработать универсальные рекомендации для регионов».
Ранее Ярослав Нилов и караванеры обсудили способы покончить с автоподставами в регионах.