Основные требования охраны труда при выполнении дорожно-строительных работ

Высокие темпы комплексной механизации дорожно-строительных работ значительно облегчают условия труда и создают более безопасные условия его применения. Вместе с тем работа дорожно-строительных машин в условиях полного насыщения ими объектов дорожного строительства представляет опасность как для лиц, работающих на машинах, так и для окружающих. Поэтому во избежание несчастных случаев должны быть приняты меры, исключающие или в значительной степени сокращающие травматизм и особенно несчастные случаи.
К управлению дорожно-строительными машинами, включая-базовые машины (тракторы и др.), на которых монтируется навесное и прицепное оборудование, могут допускаться лица, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие удостоверение на право управления этими машинами и техническое их обслуживание.
Персонал, обслуживающий дорожно-строительные машины, должен знать инструкцию по эксплуатации машины, содержащую следующие основные сведения: назначение машины и область её применения; краткое описание машины и основных её элементов; кинематическую схему и её описание; схему и описание системы управления машиной; карты смазывания 6 указанием мест подачи смазки, марок смазочных материалов, способов их подачи и периодичности замены; основные сведения по регулировке наиболее ответственных механизмов; чертежи или схемы регулируемых узлов и сборочных единиц, описание порядка регулировки, периодичность их выполнения; указание по эксплуатации и техническому обслуживанию машины и её двигателя; данные о предельных нагрузках и скоростях; правила техники безопасности при работе на машине и её техническом обслуживании; спецификацию стальных канатов, цепей, ремней, подшипников, тормозных лент, колодок, уплотнений и особенно быстроизнашивающихся деталей; для пневмо-колесных машин — сведения о величине радиусов поворота и продольной проходимости, размерах шин и допускаемом в них давлении.
До начала работы каждая машина должна быть тщательно осмотрена, проверена, а обнаруженные неисправности устранены. Кроме того, должен быть проверен сменный журнал работы машины с отметкой о проведении ежесменного технического обслуживания.
Выпуск работы неисправных машин и работа на них категорически запрещаются. Категорически запрещается направлять на работу машины с неисправными тормозами ходовых колес или гусениц, а также с неисправными стояночными тормозными устройствами.
Машины, перемещение которых может быть опасным для окружающих, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализациями. Во время работы машины, перед каждым пуском, остановкой, а также изменением скорости движения, машинист обязан подать сигнал, предупреждающий об этом находящихся на прицепной машине операторов и рабочих.
Для работы в темное время суток машины должны располагать достаточным числом внутренних и внешних приборов освещения. Выполнять какие-либо работы в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения запрещается.
При работе машин с канатно-блочной системой управления не реже 1 раза в неделю необходимо тщательно осматривать канаты. Если на длине в 1 м будет обнаружено до 10 % обрывов проволок, канат подлежит замене. Необходимо постоянно следить за состоянием приводной фрикционной лебёдки, не допуская перегрева и недопустимого износа её барабанов, тормозных лент и фрикционов.
При работе машин с гидравлической системой управления запрещается: резко включать и выключать рычаги управления; самостоятельно регулировать предохранительный клапан системы (регулировку клапана должен производить механик); работать после обрыва шлангов; допускать нагрев рабочей жидкости в гидравлической системе при температуре свыше 60 ° С.
Кабины или площадки управления и все рычаги и педали должны быть чистыми и сухими. В зависимости от назначения рычагов и педалей усилия на их включение — выключение не должны превышать: для рычагов, применяемых постоянно, 20—30 Н; применяемых часто, 30— 60 Н; применяемых редко, 120—200 Н; для педалей активного действия 80-120 Н; для педалей управления рабочими органами 40-80 Н; для педали акселератора 20—35 Н.
Машинист должен работать в специальном костюме, рукавицах и очках, образцы которых утверждает ЦК профсоюза строителей. Во время работы машинист не имеет права оставлять машину или оборудование с работающим двигателем, а также обязан следить за тем, чтобы никто не находился на конструкциях машины и тем более между базовым трактором или тягачом и навесным или прицепным оборудованием.
Переезд через искусственные сооружения разрешается только после проверки их состояния, при этом должны быть учтены как масса самой машины, так и базового трактора или тягача.
В кабинах базовых машин (тракторах, тягачах и др.) нахождение посторонних лиц категорически запрещается. В кабинах базовых машин должен находиться пенобойный огнетушитель. Каждая машина должна быть укомплектована аптечкой с минимальным набором медикаментов для оказания пострадавшим первой помощи. Ответственным лицом за наличие аптечки и набора медикаментов является машинист.
Техника безопасности при работе бульдозеров. Работа бульдозера на уклонах, превышающих при подъёме 20° и при спуске 30°, запрещается; поперечный уклон не должен превышать 25°.
При перемещении грунта по свеженасыпанной насыпи подводить бульдозер к бровке насыпи ближе, чем на 1 м от края гусениц или колес трактора, во избежание сползания машины под откос, запрещается. При сбросе перемещаемого грунта под откос насыпи отвал бульдозера не должен выдвигаться за бровку насыпи также для того, чтобы избежать сползания машины.
Нельзя допускать подъёма отвала вплотную к ограничителю. При случайных остановках бульдозера во время работы отвал должен быть опущен на грунт. Запрещается делать повороты бульдозера с заглубленным, а также с загруженным отвалом. Не допускается работа бульдозера в глинистых грунтах в дождливую погоду.
При кратковременной остановке бульдозера необходимо выключать муфту сцепления; перевести двигатель на малые обороты; рычаг скорости переключить в нейтральное положение, а отвал опустить вниз. При остановке бульдозера на относительно длительное время необходимо опустить отвал вниз, выключить двигатель и включить тормоз.
Техника безопасности при работе скреперов. Сцепка скрепера с базовым трактором или другой машиной должна быть жесткой. При работе скрепера на подъёме нельзя допускать чрезмерного заглубления ножа.
Разработка грунта скреперами допускается при предельном продольном уклоне 12—15°, поперечном — 15—20°. Нельзя работать на влажных и мокрых грунтах.
Транспортирование скрепера допускается только при выключенной приводной лебедке. При перемещении скрепера вне участка работы ковш необходимо закрепить в поднятом положении. Категорически запрещается находиться в ковше и выполнять какие-либо работы при поднятой заслонке, удерживаемой только канатно-блочной или гидравлической системой управления. В случае необходимости переднюю заслонку следует прикрепить к арке или раме цепью или канатом. Запрещается поднимать ковш вплотную к ограничителю.
Между дышлом скрепера с гидравлическим управлением и базовой машиной (трактором и др.) закрепляют предохранительный канат, имеющий длину меньше длины гибких шлангов, находящихся между скрепером и машиной. Назначение каната — предохранить шланги от разрыва при срезании соединительного шкворня сцепного устройства.
При накачивании пневматических шин скрепера нельзя стоять перед диском с запорным кольцом, так как в случае неправильного монтажа и срыва запорного кольца может быть нанесено тяжелое увечье.
При работе скрепера с трактором-толкачом или другой машиной, особенно когда в качестве толкача используется бульдозер, необходимо принимать следующие меры предосторожности: во избежание выпадания машиниста скрепера с сиденья и из кабины базовой машины (трактора и др.), а также поломок скрепера усилия толкача должны быть плавными, без ударов; во избежание ударов нельзя начинать толкание при движении скрепера; для смягчения ударов толкач должен быть оборудован деревянным буфером; скорости толкача и трактора-тягача или другой базовой машины, с которыми скрепер находится в сцепе, должны быть одинаковыми; двигатели толкача и скрепера должны быть одной марки; наполнение ковша должно производиться на I передаче; толкач должен двигаться строго в упор скреперу.
Техника безопасности при работе прицепных грейдеров. При транспортировании грейдера сцепка его с базовым трактором должна быть жесткой. Буксирные цепи и канаты должны быть оборудованы серьгами и крюками.
Разворот грейдера в конце рабочего участка, а также переезд через искусственные сооружения необходимо выполнять на I передаче трактора. При переездах по грунтовым дорогам, имеющим уклон свыше 12—15°, грейдер необходимо жестко сцеплять с трактором; для торможения допускается пользоваться отвалом.
Разравнивать свежеотсыпанные грунты в насыпях высотой более 1,5 м необходимо с большой осторожностью. Установку и перестановку ножа грейдера необходимо выполнять двумя рабочими. Запрещается находиться между базовым трактором и грейдером во время движения и переступать через буксирные устройства.