Дайте нам осуществить свою мечту! Автотуристы ждут Концепцию автотуризма

Потребности сервиса и услуг на дорогах России для автотуристов и водителей оказались в центре внимания специального круглого стола в Общественной палате РФ, который инициировала Общенациональная ассоциация Автомототуризма и караванинга (Ассоциация) в преддверии выхода Концепции развития автомобильного туризма в России.

Открытая дискуссия с участием члена Общественной палаты Андрея Максимова и представителями Общественного совета при Минтрансе была посвящена трудностям, с которыми сталкиваются одиночные и семейные «путешественники на колесах». Впервые в формате диалога «без галстуков» представители общественности, авто- и мотосообществ, караванеры, байкеры, автоледи, автопутешественники с инвалидностью, блогеры, члены Профсоюза дальнобойщиков России, общественных движений «МотоРоссия» и «МотоМосква» и предприниматели поделились своим мнением о том, каких сервисов и условий не хватает для комфортного и безопасного путешествия по России.

«Я давно за рулем, но каждый раз путешествие — это квест: справлюсь или нет, выживу или нет при отсутствии условий, — заявила участница проекта «Блог-Тур «Путешествуем по России» Екатерина Величкина. — Нам создали инфраструктуру вокруг Москвы, но дальше она не развивается. Я меняла памперсы детям на заднем сидении автомобиля, это тяжело. Если нет возможности попасть на платную дорогу, то оказываешься без интернета. Это страшно. Региональные дороги не приспособлены для автотуристов. Я ездила в Краснодар, остановиться негде, рейтинги мотелей в частном секторе нарисованные, места размещения небезопасные. На АЗС нужно выстоять очередь в 2,5 часа, чтобы покормить детей пончиками!»

По словам организатора семейного фестиваля «Автотуризмус», члена Ассоциации путешественника с международным статусом Сергея Лысенко, среди автотуристов огромный спрос на путешествия. Россияне готовы покупать мечту, но могут этого сделать.
«За три года организации фестиваля Авторуизмус я не получил ни разу никакой господдержки, — с огорчением сказал он. — В туризме люди продают и покупают эмоции, мечту. Так, все путешественники хотят проехать по Rout 66 в США. У нас есть Чуйский тракт, National Geographic включил его в ТОП-10 красивейших дорог мира, но он даже не имеет статуса Национального маршрута, как и Золотое кольцо России. Покажите нам, где припарковаться, где поспать, дате нормальную еду — и мы будем ездить отдыхать в регионы круглый год! Почему мы не можем реализовать свою мечту? Запрос на это огромный. Надеюсь, голос простых путешественников услышат, и он найдет отражение в плане реализации Концепции развития автотуризма России».

Руководитель общественного движения «МотоРоссия» Андрей Иванов рассказал о массовой культуре путешествий мотоциклистов, которых в стране насчитывается более двух миллионов.

«Кавказ, Алтай, Магадан, Мурманская область популярны у автотуристов сегодня. Десятки тысяч мотоциклистов открывают для себя эти маршруты, пользуются придорожной инфраструктурой. Нужно учесть их потребности», — сказал он.

«На трассах появляются МФЦ, и в них встраиваются очереди: заправка, паромная переправа, пункт сбора оплаты М-4. В этот период мотоциклистам негде укрыться от дождя, за шиворот льется ведро воды. Пока он едет, вода на него почти не попадает. Везде где есть точка скопления автомобилистов, нужен не грибок, а навес и для мотоцикла», — согласился с выступающими мотоблогер, участник сообщества «Мотомосква» Андрей Родионов.

«У туриста отпуск раз в год, и ему не все равно, как отдохнуть и куда ехать. Прежде чем, решиться поехать на дальнее расстояние отдыхать, тем более с семьей, он хочет быть уверен во многих аспектах. Государственные органы должны удовлетворить его потребности, особенно касающиеся безопасности. В ближайшее время правительство РФ подпишет Концепцию развития автотуризма. В нее нам удалось включить 5 важных пунктов. Мы считаем, что это заслуга команды Рабочей группы по развитию авто- и мототуризма Госсовета РФ по направлению «Туризм, физическая культура и спорт», — сказал президент Ассоциации, замруководителя Рабочей группы Сергей Лобарев. — Речь идет о классификации кемпингов в России, продвижении национальных и народных маршрутов, создании безбарьерной среды на маршрутах для лиц с инвалидностью, внедрении трансмодальных транспортных систем и каршеринга, создании информационно-навигационной системы для автотуристов и караванеров. Общественный совет при Минтрансе уже поддержал нас и выразил готовность взять некоторые идеи под свое крыло».

Автопутешественница и блогер Наталья Корнеева рассказала, что проехала автостопом 150 тысяч км, включая маршрут от Мурманска до Магадана в разные годы, и собрала среди автотуристов пожелания к работе властей и бизнеса.

«Семейные туристы и леди просят оборудовать стоянки на трасах туалетами и пеленальными столиками, местами для перекусов, зарядными станциями для телефонов, столбами мобильной связи, пунктами с питьевой водой, информационными стендами с контактами экстренных служб, интересными местами притяжения туристов, QR-кодами, чтобы можно было понять, как добраться до нужной локации и что на ней посмотреть, — считает опытная автоледи. — Также нужны места для выгула животных и мешочки для сбора экскрементов».

По ее мнению, кемпинги должны включать в себя точки сбора и слива воды по примеру европейских стран, туалеты, душевые кабины, минимальную охрану с камерами видеонаблюдения, возможность доставки еды, буклеты с достопримечательностями и карты с бумажными путеводителями, так как не везде на маршрутах работает интернет.

«Есть потребность в указателях к интересным местам и красивым деревням, точкам традиционного бытования народных ремесел. Именно ради этого мы отправляемся в путешествие, а не ради МФЗ! Востребована единая навигационная система, которая должна предусматривать маршруты для семейных, одиночных туристов. Система предоставляет выборку маршрутов по запросу и виды туризма для различного транспорта, — сообщила Наталья Корнеева. — Кому-то нужны аниматоры для детей, чтобы их можно было чем-то занять на объектах и местах проживания. Нужна возможность обратной связи — электронной. Чтобы турист имел возможность выразить свои потребности руководящим органам на маршруте».

«Будем настаивать на том, чтобы классифицированные кемпинги вошли в информационно-навигационную сеть, и туристы могли выбрать, где и на каких условиях они желают отдыхать. Чтобы люди не боялись неприятных приключений в дороге», — сказал член Правления Ассоциации, директор Touringcars Максим Мигунов.

Председатель Молодежной палаты Московской городской Думы Павел Григорьев призвал обратить внимание на просьбы молодых путешественников.

«В молодежной среде есть дизморфия денег: молодежь не уверена в своем финансовом положении. Автотуризм может решить эту проблему, — полагает он. — Нужно предусмотреть в Концепции бюджетные варианты размещения, которые повысят число желающих отдохнуть на автомобиле. У молодежи запрос на физическую активность во время автопутешествия. Востребованы квесты на маршрутах с вручением Сертификатов и Дипломов в которых заинтересована студенческая молодежь. Им нужны элементарные спортивные уголки на АЗС. С удовольствием наблюдаю за тем, как на трассе М-4 вместо того, чтобы выйти на 5 минут покурить, ребята занимаются на тренажерах. Это востребовано!»

Кроме того, по его словам, необходимо внедрить в вузы новую специальность автогида и менеджера по обслуживанию и созданию кемпингов и объектов придорожного сервиса. Стране нужны специалисты, способные развивать автотуризм.
В свою очередь, перевозчики туристов на автобусных маршрутах пожаловались, что не могут воспользоваться инфраструктурой автовокзалов и заправочных станций из-за отсутствия достаточного количества санитарных мест.
«Мы везем 40-50 участников экскурсии с гидом на дальние расстояния и практически нигде не можем сделать санитарную остановку. Туристам необходимо такое количество туалетов, кабин в них, которое обеспечит быстрое прохождение санитарной остановки всеми туристами. Операторы АЗС, завидя автобус, быстро вывешивают знак на туалет «у нас уборка, засор или туалет временно не работает. Например, от Сергиева Посада до Углича нет ни одного пункта, где перевозчик может обеспечить потребности людей», — сказал руководитель отдела контроля качества ООО «БИЗНЕСБАС» Валерий Стегнин на круглом столе в Общественной палате Российской Федерации «Потребность сервиса и услуг на дорогах России для автотуристов и водителей ТС.

«Если бы руководство МФЗ знало, что вы три раза в неделю заезжаете к ним с таким потоком туристов, то оно бы под вас подстраивалось и рассчитывало, какие услуги и каким образом вам предоставить», — выразил мнение основатель компании Международный Транспортный Сервис, оператор автомобильного сервиса в России Герберт Хачатурян.

В Ассоциации заключили, что продолжат собирать информацию о потребностях автотуристической сферы, в том числе, с помощью анкетирования в регионах. После этого эксперты планируют провести новый этап переговоров уже с бизнесом, контактирующим с автотуристами.
«Встретимся с желающим получить многомиллионную всесезонную армию клиентов, выскажем свои пожелания. Затем будем искать возможность диалога с представителями власти, для того, чтобы координировать работу по планированию и реализации Концепции, — сказал Сергей Лобарев. — Приглашаем всех принять участие на выставке MITT 20 марта в МВЦ «Крокус Экспо» с автотуристами, ФОИВами и министерствами. На этой площадке мы мы предметно проанализируем возможности развития для туристического бизнеса и экономики регионов».