25 Апр 2018, 07:48В чем причина возникновения «пыльных бурь», которые каждую весну мешают горожанам? Депутаты горсовета обсудили методику борьбы с пылью на заседание рабочей группы по вопросам улучшения экологической обстановки в Новосибирске.
Напомним, что рабочая группа была создана при постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству. Ее задача — совместно со специалистами профильного департамента разработать мероприятия, реализация которых позволит снизить количество пыли и грязи на городских улицах. Уже есть первые результаты. Определены причины, провоцирующие «пыльные бури». Их несколько — это песко-соляная смесь, открытый грунт на газонах, немытые колеса, выезжающих со стройплощадок грузовиков и разрытые котлованы при ремонте теплотрасс.
«Некоторые остряки называют наш город „Пылесибирском“, обидно, конечно, но факты говорят сами за себя, — говорит руководитель рабочей группы Дмитрий Прибаловец. — По итогам работы мы выйдем с предложениями, внести соответствующие изменения в муниципальную программу благоустройства, чтобы на следующий год получить бюджетное финансирование на все мероприятия по улучшению экологической ситуации в Новосибирске».
в Екатеринбурге уже несколько лет не используют зимой песко-соляную смесь, только реагенты
Опыт городов-соседей по борьбе с пылью и грязью озвучил заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса — начальник главного управления благоустройства и озеленения мэрии Юрий Сердюк. Например, в Екатеринбурге, который в народе именуется не иначе как «Грязебург», уже несколько лет не используют зимой песко-соляную смесь, только реагенты. Кроме того, особое внимание соседи обратили на состояние городских газонов, ведь именно с них во время дождя на асфальт стекают потоки грязи. После проведенных расчетов оказалось, что ремонт газонов обойдется екатеринбургскому бюджету в 1000 рублей кв. м. В результате получается астрономическая сумма.
«Новосибирские специалисты рассчитали более экономичный вариант — 262 рубля кв. м., — рассказывает Юрий Сердюк. — Это пять позиций — сбор мусора и очистка территории, вертикальная планировка и выемка грунта, подсыпка растительного грунта, посев семян газонных трав, уплотнение садовым катком. Но даже при таком подходе, ремонт всех газонов, например, на улице Богдана Хмельницкого (33 тыс. кв. м.) обойдется в 8 миллионов рублей. А при этом надо еще учесть ремонт бордюров, замена бетонных бордюров на гранитные аналоги. Администрации районов в ближайшее время должны предоставить в департамент данные по газонам, нуждающимся в первоочередном ремонте».
«Очень важно разработать четкий механизм финансирования данных мероприятий, городской бюджет и так испытывает серьезную перегрузку, — утверждает депутат Иван Конобеев. — Лучше сделать меньше, да качественнее. Маленькими шагами идти к намеченной цели. Проблему с пылью в городе надо решать незамедлительно».
Что лучше использовать в борьбе с гололедом на городских улицах — песко-соляную смесь, реагенты или отсев мраморной крошки? Однозначного ответа у специалистов нет. Все три позиции имеют свои «плюсы» и «минусы». Перед департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса поставлена задача, изучив опыт городов-соседей, выборочно применять противогололедные материалы. Например, на городских магистралях — реагенты, во дворах — песко-соляную смесь, на тротуарах — крупную фракцию отсева мраморной крошки. Два года подряд департамент ужесточает требования к качеству песко-соляной смеси, в ней не должно быть примеси глины. Песок подобного высокого качества (крупные песчинки без пыли и глины) добывается в карьере поселка Горный. Правда, городскому бюджету он обойдется в два раза дороже, чем аналоги из местных карьеров. За зимний период на улицы Новосибирска было высыпано 86 тысяч тонн песко-соляной смеси, в апреле с городских дорог убрали ее остатки — 11 тысяч тонн грязи.
«У меня на округе открытые ямы зияют месяцами»
Что касается городских стройплощадок, откуда выезжают грузовики без предварительной обработки колес, то их сейчас проверяет специальная комиссия, созданная при департаменте строительства и архитектуры мэрии. После 25 апреля все выявленные нарушения будут отражены в отчете. Нарушителей оштрафуют — от 4 до 10 тысяч рублей — должностные лица, от 10 до 30 тысяч рублей — юридические лица. Основные претензии комиссии — на некоторых стройплощадках отсутствуют участки с твердым покрытием и аппараты для мойки колес. Кроме того, с приходом весны все застройщики обязаны привести порядок территории стройплощадок, вывезти мусор, покрасить бетонные ограждения.
Депутаты рабочей группы отметили, что подобные проверки состояния городских стройплощадок должны стать регулярными, а не разовыми мероприятиями, к которым строители готовятся загодя.
Еще одна «пыльная» проблема и вечный источник грязи — разрытые котлованы при ремонте теплотрасс. «У меня на округе открытые ямы зияют по несколько месяцев, — говорит Дмитрий Прибаловец. — Был такой случай, когда один подрядчик выиграл 17 объектов ремонта, трактор взял в аренду, за один день очень быстро вырыл 17 ям, а потом в течение трех летних месяцев постепенно менял трубы. В результате жители домов вынуждены были терпеть неудобства».
Есть ли меры воздействия на таких недобросовестных подрядчиков и можно ли корректировать сроки выполнения работ? Специалисты говорят, что, безусловно, есть. За срыв сроков ремонтных работ подрядчикам грозят штрафные санкции от РАТИ (районной административно-технической инспекции). Кстати, весь грунт, который вынимается из котлована, должен быть в обязательном порядке вывезен с объекта. Засыпать котлован подрядчик должен новым грунтом, а также полностью восстанавливать благоустройство объекта. Если бы все подрядчики добросовестно выполняли свои обязанности, тогда бы и грязи во дворах во время ремонта теплотрасс не было.
Ася Шумилова