Предложение жилья бизнес-класса выросло в большинстве мегаполисов страны, а в целом по России его доля достигла 16%, продемонстрировав максимальную динамику год к году, выяснили аналитики «Движение.ру». Рост доли комфорт-класса в общем объеме строительства, наоборот, замедлился, как и темпы сокращения предложения типового жилья (эконом-класс) с пониженными качественными характеристиками.
В декабре 2025 года объем строительства новостроек бизнес-класса в России составил 19,31 млн кв. метров, его доля в общем объеме строительства жилья составила 16%. Год назад девелоперы строили 16,33 млн кв. метров жилья бизнес-класса (14,3% в общем объеме). Прирост доли год к году составил 1,72 п. п., показав максимальную динамику на дистанции последних пяти лет. Такую информацию приводят аналитики «Движение.ру», изучившие данные Единой информационной системы жилищного строительства.
| Класс «Бизнес» | |||
| Год | Объемы строительства, млн м² | Доля в общем объеме строительства | Изменение год к году, п. п. |
| 2021 | 12,40 | 12,87% | 0,89 |
| 2022 | 12,85 | 13,02% | 0,15 |
| 2023 | 13,82 | 13,03% | 0,01 |
| 2024 | 16,33 | 14,27% | 1,24 |
| 2025 | 19,31 | 15,99% | 1,72 |
Источник данных (здесь и далее): Единая информационная система жилищного строительства.
В числе российских мегаполисов, наиболее существенно нарастивших в 2025 году долю жилья бизнес-класса в общем объеме строительства: Омск (с 2% до 10%), Казань (с 28% до 34%), Красноярск (с 6% до 12%), Нижний Новгород (с 24% до 29%), Тюмень (с 2% до 6%), Ростов-на-Дону (с 25% до 29%).
Сократилась доля жилья бизнес-класса в Челябинске, Новосибирске, Волгограде и Екатеринбурге.
| Город | Доля жилья бизнес-класса | |
| Декабрь 2024 г. | Декабрь 2025 г. | |
| Москва | 36% | 38% |
| Казань | 28% | 34% |
| Ростов-на-Дону | 25% | 29% |
| Нижний Новгород | 24% | 29% |
| Уфа | 19% | 22% |
| Самара | 16% | 18% |
| Санкт-Петербург* | 15% | 15% |
| Красноярск | 6% | 12% |
| Омск | 2% | 10% |
| Новосибирск | 11% | 9% |
| Пермь | 7% | 8% |
| Челябинск | 13% | 8% |
| Волгоград | 8% | 7% |
| Краснодар | 6% | 7% |
| Тюмень | 2% | 6% |
| Екатеринбург | 6% | 5% |
| Воронеж | 4% | 5% |
*Показатель Санкт-Петербурга здесь и далее рассчитан по городской агломерации (см. методологию исследования)
На рынке новостроек более массового класса прослеживаются иные тенденции. рост доли комфорт-класса в текущем строительстве в 2025 году замедлился. Если в период с 2022 по 2024 год она прибавляла по 2–4 п. п., увеличившись за этот период с 54% до 61%, то в 2025 рост составил всего 0,92 п.п, доля достигла 62%.
| Класс «Комфорт» | |||
| Год | Объемы строительства, млн м² | Доля в общем объеме строительства | Изменение год к году, п. п. |
| 2021 | 50,12 | 52,01% | -0,02 |
| 2022 | 53,32 | 54,02% | 2,01 |
| 2023 | 61,33 | 57,84% | 3,81 |
| 2024 | 69,71 | 60,93% | 3,10 |
| 2025 | 74,71 | 61,86% | 0,92 |
В 2025 году девять мегаполисов нарастили долю жилья комфорт-класса, значительнее всего — Челябинск, Тюмень и Волгоград; шесть миллионников ее сократили, значительнее всего — Омск и Краснодар, в двух городах (Перми и Новосибирске) она осталась неизменной.
| Город | Доля жилья комфорт-класса | |
| Декабрь 2024 г. | Декабрь 2025 г. | |
| Тюмень | 79% | 90% |
| Пермь | 84% | 84% |
| Екатеринбург | 77% | 83% |
| Краснодар | 90% | 80% |
| Санкт-Петербург | 73% | 74% |
| Волгоград | 63% | 73% |
| Новосибирск | 71% | 71% |
| Красноярск | 71% | 67% |
| Ростов-на-Дону | 66% | 64% |
| Челябинск | 52% | 64% |
| Уфа | 58% | 57% |
| Нижний Новгород | 60% | 57% |
| Омск | 72% | 57% |
| Воронеж | 49% | 54% |
| Казань | 55% | 51% |
| Самара | 42% | 48% |
| Москва | 28% | 31% |
Одновременно со снижением темпов роста доли комфорт-класса в общем объеме строительства замедлился процесс сокращения доли типового жилья на рынке недвижимости, в последние годы замещавшегося именно комфорт-классом. В период с 2022 по 2024 год доля типового жилья теряла нарастающе по 3–5 п. п., в 2025 году снижение замедлилось до 2,83 п. п.
| Класс «Типовой» («Эконом») | |||
| Год | Объемы строительства, млн м² | Доля в общем объеме строительства, % | Изменение год к году, п. п. |
| 2021 | 31,80 | 33,0% | -0,57 |
| 2022 | 29,60 | 30,0% | -3,01 |
| 2023 | 27,18 | 25,6% | -4,36 |
| 2024 | 23,64 | 20,7% | -4,96 |
| 2025 | 21,54 | 17,8% | -2,83 |
Лишь в трех миллионниках страны доля жилья эконом-класса по итогам 2025 года выросла — в Краснодаре (наиболее существенно), Омске и Новосибирске. В других мегаполисах, за исключением Санкт-Петербурга, процент жилья с пониженными качественными характеристиками сокращался, наиболее значительно — в Тюмени, Самаре и Волгограде.
| Город | Доля жилья эконом-класса | |
| Декабрь 2024 г. | Декабрь 2025 г. | |
| Воронеж | 46% | 41% |
| Омск | 23% | 31% |
| Самара | 36% | 28% |
| Челябинск | 29% | 22% |
| Красноярск | 23% | 21% |
| Волгоград | 28% | 20% |
| Новосибирск | 16% | 19% |
| Уфа | 22% | 17% |
| Тюмень | 27% | 13% |
| Краснодар | 4% | 13% |
| Москва | 17% | 12% |
| Екатеринбург | 17% | 11% |
| Нижний Новгород | 15% | 10% |
| Санкт-Петербург (АГЛ) | 9% | 9% |
| Казань | 8% | 6% |
| Ростов-на-Дону | 7% | 5% |
| Пермь | 8% | 4% |
«Разнонаправленная динамика изменения долей жилья бизнес-класса и комфорт-класса объясняется тем, что первый традиционно менее зависит от ипотечных программ. Это более качественное, а значит более дорогое жилье, которое чаще всего не влезает в лимиты тех же льготных ипотек, не является предметом массового спроса в большей части крупных городов. В бизнес-классе выше доля инвестиционных сделок. Спрос на него в принципе более устойчив, чем в более массовых сегментах. Комфорт-класс же сейчас испытывает определенные трудности, стройка замедляется, замедляется и рост его доли», — говорит руководитель аналитического центра «Движение.ру» Ян Гравшин.
Методология исследования: Данные были получены с помощью Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС). Расчет велся в целом по России и отдельно по крупнейшим городам (миллионники, дополнительно была изучена Тюмень, как город, находящийся в десятке лидеров по объему строящегося жилья). Расчет показателя по Санкт-Петербургу велся по городской агломерации (с учетом окраинных районов города, административно относящихся к Ленинградской области). В исследование не было включено жилье, относящееся к элитному классу, по причине того, что в большинстве российских мегаполисов его доля крайне мала или жилье такого класса не строится.
