Доля новостроек бизнес-класса в России в 2025 году показала максимальный прирост за последние пять лет

Предложение жилья бизнес-класса выросло в большинстве мегаполисов страны, а в целом по России его доля достигла 16%, продемонстрировав максимальную динамику год к году, выяснили аналитики «Движение.ру». Рост доли комфорт-класса в общем объеме строительства, наоборот, замедлился, как и темпы сокращения предложения типового жилья (эконом-класс) с пониженными качественными характеристиками.

 

В декабре 2025 года объем строительства новостроек бизнес-класса в России составил 19,31 млн кв. метров, его доля в общем объеме строительства жилья составила 16%. Год назад девелоперы строили 16,33 млн кв. метров жилья бизнес-класса (14,3% в общем объеме). Прирост доли год к году составил 1,72 п. п., показав максимальную динамику на дистанции последних пяти лет. Такую информацию приводят аналитики «Движение.ру», изучившие данные Единой информационной системы жилищного строительства.

 

Класс «Бизнес»
ГодОбъемы строительства, млн м²Доля в общем объеме строительстваИзменение год к году, п. п.
202112,4012,87%0,89
202212,8513,02%0,15
202313,8213,03%0,01
202416,3314,27%1,24
202519,3115,99%1,72

Источник данных (здесь и далее): Единая информационная система жилищного строительства.

В числе российских мегаполисов, наиболее существенно нарастивших в 2025 году долю жилья бизнес-класса в общем объеме строительства: Омск (с 2% до 10%), Казань (с 28% до 34%), Красноярск (с 6% до 12%), Нижний Новгород (с 24% до 29%), Тюмень (с 2% до 6%), Ростов-на-Дону (с 25% до 29%).

 

Сократилась доля жилья бизнес-класса в Челябинске, Новосибирске, Волгограде и Екатеринбурге.

 

ГородДоля жилья бизнес-класса
Декабрь 2024 г.Декабрь 2025 г.
Москва36%38%
Казань28%34%
Ростов-на-Дону25%29%
Нижний Новгород24%29%
Уфа19%22%
Самара16%18%
Санкт-Петербург*15%15%
Красноярск6%12%
Омск2%10%
Новосибирск11%9%
Пермь7%8%
Челябинск13%8%
Волгоград8%7%
Краснодар6%7%
Тюмень2%6%
Екатеринбург6%5%
Воронеж4%5%

*Показатель Санкт-Петербурга здесь и далее рассчитан по городской агломерации (см. методологию исследования)

 

На рынке новостроек более массового класса прослеживаются иные тенденции. рост доли комфорт-класса в текущем строительстве в 2025 году замедлился. Если в период с 2022 по 2024 год она прибавляла по 2–4 п. п., увеличившись за этот период с 54% до 61%, то в 2025 рост составил всего 0,92 п.п, доля достигла 62%.

 

Класс «Комфорт»
ГодОбъемы строительства, млн м²Доля в общем объеме строительстваИзменение год к году, п. п.
202150,1252,01%-0,02
202253,3254,02%2,01
202361,3357,84%3,81
202469,7160,93%3,10
202574,7161,86%0,92

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2025 году девять мегаполисов нарастили долю жилья комфорт-класса, значительнее всего — Челябинск, Тюмень и Волгоград; шесть миллионников ее сократили, значительнее всего — Омск и Краснодар, в двух городах (Перми и Новосибирске) она осталась неизменной.

 

ГородДоля жилья комфорт-класса
Декабрь 2024 г.Декабрь 2025 г.
Тюмень79%90%
Пермь84%84%
Екатеринбург77%83%
Краснодар90%80%
Санкт-Петербург73%74%
Волгоград63%73%
Новосибирск71%71%
Красноярск71%67%
Ростов-на-Дону66%64%
Челябинск52%64%
Уфа58%57%
Нижний Новгород60%57%
Омск72%57%
Воронеж49%54%
Казань55%51%
Самара42%48%
Москва28%31%

 

Одновременно со снижением темпов роста доли комфорт-класса в общем объеме строительства замедлился процесс сокращения доли типового жилья на рынке недвижимости, в последние годы замещавшегося именно комфорт-классом. В период с 2022 по 2024 год доля типового жилья теряла нарастающе по 3–5 п. п., в 2025 году снижение замедлилось до 2,83 п. п.

 

Класс «Типовой» («Эконом»)
ГодОбъемы строительства, млн м²Доля в общем объеме строительства, %Изменение год к году, п. п.
202131,8033,0%-0,57
202229,6030,0%-3,01
202327,1825,6%-4,36
202423,6420,7%-4,96
202521,5417,8%-2,83

 

Лишь в трех миллионниках страны доля жилья эконом-класса по итогам 2025 года выросла — в Краснодаре (наиболее существенно), Омске и Новосибирске. В других мегаполисах, за исключением Санкт-Петербурга, процент жилья с пониженными качественными характеристиками сокращался, наиболее значительно — в Тюмени, Самаре и Волгограде.

 

ГородДоля жилья эконом-класса
Декабрь 2024 г.Декабрь 2025 г.
Воронеж46%41%
Омск23%31%
Самара36%28%
Челябинск29%22%
Красноярск23%21%
Волгоград28%20%
Новосибирск16%19%
Уфа22%17%
Тюмень27%13%
Краснодар4%13%
Москва17%12%
Екатеринбург17%11%
Нижний Новгород15%10%
Санкт-Петербург (АГЛ)9%9%
Казань8%6%
Ростов-на-Дону7%5%
Пермь8%4%

 

«Разнонаправленная динамика изменения долей жилья бизнес-класса и комфорт-класса объясняется тем, что первый традиционно менее зависит от ипотечных программ. Это более качественное, а значит более дорогое жилье, которое чаще всего не влезает в лимиты тех же льготных ипотек, не является предметом массового спроса в большей части крупных городов. В бизнес-классе выше доля инвестиционных сделок. Спрос на него в принципе более устойчив, чем в более массовых сегментах. Комфорт-класс же сейчас испытывает определенные трудности, стройка замедляется, замедляется и рост его доли», — говорит руководитель аналитического центра «Движение.ру» Ян Гравшин.

 

Методология исследования: Данные были получены с помощью Единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС). Расчет велся в целом по России и отдельно по крупнейшим городам (миллионники, дополнительно была изучена Тюмень, как город, находящийся в десятке лидеров по объему строящегося жилья). Расчет показателя по Санкт-Петербургу велся по городской агломерации (с учетом окраинных районов города, административно относящихся к Ленинградской области). В исследование не было включено жилье, относящееся к элитному классу, по причине того, что в большинстве российских мегаполисов его доля крайне мала или жилье такого класса не строится.