Во вторую субботу июля в столице отмечают День московского транспорта. Поводов для гордости у транспортной отрасли действительно много. За последние 10 лет построили свыше 170 километров линий и 56 станций метро, реализовали такие грандиозные проекты, как Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД). Автобусный парк полностью обновили, а подвижной состав метро заменили на 60 процентов.
Метро добралось до самых отдаленных уголков Москвы, на линии вышли современные поезда с бесплатным Wi-Fi, мультимедийными табло и USB-розетками. Наземный транспорт тоже стал комфортным и экологичным: в городе появляется все больше электробусов и трамваев нового поколения. Все большей популярностью пользуются каршеринг и городской велопрокат. Все это объединено в единую продуманную сеть, созданы удобные транспортно-пересадочные узлы.
Всего 10 лет назад сложно было представить себе, что столица создаст одну из самых современных, масштабных и комфортных транспортных систем в мире за такой короткий срок. Рассказываем о ключевых проектах, реализованных за это время.
Наземное метро Москвы: МЦК и МЦД
В сентябре 2016 года москвичи получили лучший подарок ко Дню города — Московское центральное кольцо. Фактически оно стало наземной кольцевой линией метро, соединившей периферийные районы города.
МЦК проходит по территориям 26 районов столицы, в которых проживают около двух миллионов человек. Для жителей районов Метрогородок, Коптево, Хорошево-Мневники, Котловка, Бескудниковский и Нижегородский с населением более 500 тысяч человек МЦК выполняет функцию метро.
На кольце работает 31 станция с пересадками на 26 станций метро и девять радиальных направлений железной дороги, а также на наземный общественный транспорт. В 2019-м интервал движения на МЦК в часы пик сократили до четырех минут, а в остальное время — до восьми минут. Количество поездов увеличилось до 242 пар в сутки. Благодаря этому появилось более 580 тысяч дополнительных пассажирских мест.
МЦК активно интегрировали с радиальными направлениями железной дороги. В 2017–2020 годах появились пересадки с МЦК на платформы Андроновка (Казанское направление МЖД), Новохохловская (Курское), Окружная (Савеловское), Стрешнево (Рижское), Верхние Котлы (Павелецкое), Нижегородская (Горьковское), Ростокино (Ярославское), Лихоборы (Ленинградское направление Октябрьской железной дороги).
Интеграция МЦК и железной дороги позволяет сделать пересадку для пассажиров максимально комфортной. Основные работы в этом направлении уже выполнены: теперь можно быстро пересесть с одного вида транспорта на другой и существенно сэкономить время на дорогу.
Еще один реализованный глобальный проект — запуск Московских центральных диаметров. Жители получили полноценное наземное метро.
Для запуска МЦД модернизировали уже существующую железнодорожную инфраструктуру, сделали удобные пересадки на другие виды транспорта, ввели единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто пользуется метро и Московским центральным кольцом. На станциях МЦД заменили покрытие платформ, установили навесы и погодные модули, где пассажиры могут укрыться от дождя и снега.
Движение по первым двум диаметрам открыли 21 ноября 2019 года. Это МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). Благодаря Московским центральным диаметрам и новой билетной системе автомобилисты, пересевшие с личных автомобилей на электрички, могут экономить до 44 минут в сутки, а также до 75 процентов расходов на проезд на определенных маршрутах.
Диаметры помогли многим москвичам и жителям Подмосковья изменить привычки: они смогли выбирать новые удобные и логичные маршруты, которые позволяют экономить не только время, но и деньги. У многих пропала необходимость доезжать на электричке только до первой пересадочной станции с метро. Теперь можно бесплатно сделать пересадку со станции МЦД на метро и использовать единую транспортную карту для оплаты проезда по территории столицы и области.
Линии МЦД связали подмосковные города с центром столицы, дали москвичам и жителям области множество новых маршрутов и возможность добраться до нужного места быстрее, удобнее и дешевле. Диаметры с тактовым движением поездов, отсутствием дневного технологического окна, обновленным подвижным составом, выгодными тарифами и единой системой оплаты картой «Тройка» стали востребованным видом городского транспорта.
За восемь месяцев работы на МЦД перевезли 74 миллиона пассажиров, и это с учетом сниженного пассажиропотока из-за распространения коронавирусной инфекции.
Единое целое: почему важна работа по интеграции МЦК и пригородных направлений железной дорогиЗа полгода пассажиры совершили более 63 миллионов поездок на МЦД
На центральных диаметрах курсируют новейшие поезда «Иволга». Они полностью спроектированы и собраны в России. «Иволга» соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам даже превосходит их. Поезда бесшумны, идут очень плавно. В них больше поручней, на которые нанесено теплое покрытие. В поездах нет тамбуров, а двери открываются при нажатии на кнопку. Поезда приспособлены и для проезда маломобильных пассажиров.
Новые станции метро
Московский метрополитен сегодня — самая динамично развивающаяся система метро в Европе. Кроме того, он входит в десятку самых крупных метрополитенов по пассажиропотоку и протяженности линий, лидирует по интервалам движения поездов, соблюдению графика и билетным решениям. С 2011 года в Москве открыли около 300 километров линий и свыше 145 станций метро, МЦК и МЦД.
Люблинско-Дмитровская линия:
— участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции);
— участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций);
— второй вестибюль станции «Марьина Роща»;
— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининско-Солнцевская линия:
— участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция);
— участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций);
— участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).
Замоскворецкая линия:
— участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция);
— станция «Технопарк»;
— участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
— участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
— участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции);
— станция «Спартак».
Бутовская линия:
— участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).
Сокольническая линия:
— участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции);
— участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции).
Некрасовская линия:
— участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);
— участок от «Авиамоторной» до «Косина» (пять станций).
Большая кольцевая линия:
— участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);
— участок от «Авиамоторной» до «Лефортова» (одна станция).
На Московском центральном кольце открыли 31 станцию, а на Московских центральных диаметрах — 60 станций.
У столичного метрополитена, как и всегда в последние годы, весьма амбициозные планы. В планах на 2020 год было открытие девяти станций, шесть из них уже работают.
Во-первых, это станции Некрасовской линии («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская»). Розовая ветка теперь работает полностью. Она протянулась более чем на 22 километра. На линии курсируют комфортные поезда «Москва» нового поколения.
Во-вторых, открыли интегрированный с Некрасовской линией участок Большой кольцевой линии (БКЛ) от «Авиамоторной» до «Лефортова». Эти станции в перспективе войдут в состав БКЛ, а сейчас работают как часть Некрасовской ветки.
Сергей Собянин: Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве
До конца года планируют достроить «Электрозаводскую», «Улицу Народного Ополчения» и «Карамышевскую» на северо-восточном и западном участках БКЛ.
Станцию «Улица Народного Ополчения» строят в районе пересечения проспекта Маршала Жукова с улицей Демьяна Бедного. У нее будет два подземных вестибюля, пассажиры смогут выходить прямо к остановкам наземного транспорта. А станция «Карамышевская» расположится в северной части Мневниковской поймы. На ее базе планируется создать транспортно-пересадочный узел «Мневники» с жилыми, спортивными, общественно-деловыми и социальными объектами.
Новые трамваи и электробусы
В Москве появляется все больше удобных наземных маршрутов, обновляются автобусный и трамвайный парки, по улицам города начинает курсировать такой экологичный вид транспорта, как электробус. Наземный городской пассажирский транспорт ежедневно перевозит 7,4 миллиона человек. Это на 15 процентов больше, чем в 2010-м. Автобусы, трамваи и электробусы на 97 процентов выполняют расписание — этот показатель на 28 процентов выше, чем в 2010-м.
В Москве насчитывается 1050 маршрутов (в том числе 13 ночных маршрутов и 47 маршрутов сети «Магистраль»), проложено более 400 километров трамвайных путей. Кроме того, есть 351 километр выделенных полос: они обеспечивают приоритет общественному транспорту.
На улицах города уже курсируют 350 трамваев «Витязь-Москва». Они оснащены системой климат-контроля, спутниковой навигацией, камерами видеонаблюдения, бесплатным Wi-Fi, а также USB-разъемами для зарядки гаджетов. Трамваи отличаются бесшумностью и плавностью хода, что делает поездки комфортнее, а движение транспорта — менее заметным для жителей расположенных рядом домов.
Инновационные составы перевозят пассажиров на северо-востоке, востоке, юго-востоке и в центре города. С момента запуска трамваи нового поколения перевезли около 200 миллионов пассажиров.
Еще более инновационным видом транспорта стали электробусы, впервые появившиеся на улицах столицы в 2018 году. Электробусы обслуживают 29 маршрутов — в центре, на севере, востоке, западе, северо-востоке и северо-западе Москвы. Сегодня по городу курсируют 400 электробусов, а до конца года их количество планируется увеличить до 600.
Электробусы соответствуют современным требованиям безопасности и экологичности. Они вмещают до 85 пассажиров, оснащены спутниковой навигацией, системой климат-контроля, в салоне есть USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и информационные медиаэкраны. Транспортом удобно пользоваться и маломобильным пассажирам, так как у него низкий уровень пола, есть пандусы и накопительные площадки.
Электробусы пополняют запас энергии за шесть — десять минут с помощью ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках маршрутов, запас хода каждой машины рассчитан на 40–50 километров.
Каршеринг, такси и велопрокат
Москва, по данным аналитического агентства «Автостат», занимает первое место в мире по парку каршеринга. Столица уже опередила Токио, Пекин и Шанхай. В 2019-м парк московского каршеринга пополнили 14,5 тысячи новых машин, в нем теперь 31 тысяча автомобилей. В прошлом году на автомобилях каршеринга москвичи совершили 47 миллионов поездок. Кроме того, в 2019-м в системе каршеринга появились электромобили.
Еще одно из ключевых направлений модернизации транспортной системы Москвы — возрождение такси как доступного, недорогого и безопасного вида транспорта. В Москве насчитывается около 80 тысяч автомобилей такси. Для них создано свыше 1450 парковочных мест на стоянках.
Кроме того, в Москве развит городской велопрокат, которым активно начали заниматься еще в 2013 году. Парк насчитывает более шести тысяч велосипедов и более 570 станций проката в 79 районах столицы. А с 2018 года взять напрокат в Москве можно и самокаты, их в городе насчитывается более трех тысяч штук. Сервис довольно популярен: если в 2018 году горожане совершили всего 140 тысяч поездок, то уже в 2019-м эта цифра выросла до полумиллиона.
Крутите педали: как работает велоинфраструктура Москвы
На этом амбициозные планы Москвы по развитию городского транспорта не заканчиваются. Город продолжит комплексное развитие ключевых проектов. Несмотря на пандемию коронавируса, продолжалось строительство новых станций: в будущем метро придет в поселок Северный и в Троицк. Продолжится обновление наземного транспорта — он будет не только более комфортным и современным, но и экологичным. С 2021 года парк будет обновляться преимущественно электрическим транспортом. И тогда выбор в пользу удобного и современного средства передвижения в шаговой доступности от дома будет очевидным.