08.06.2016
Вот уже два года как Россия живет в условиях жесткого экономического кризиса. Международные санкции в отношении нашей страны, многократное падение цен на нефть, снизившийся вдвое курс рубля — все эти угнетающие факторы затормозили развитие и без того стагнирующей в последние годы отечественной экономики.
Российская экономика, ориентированная в последние 25 лет на экспорт сырьевых ресурсов и на импорт всего остального — от продукции тяжелого машиностроения до бытовой электроники, от пищевых продуктов до лекарственных препаратов и товаров повседневного спроса, — теперь вынуждена срочно перестроиться.
Все, что было уничтожено за последние 25 лет захватившими власть «демократами», — тысячи больших и малых заводов и фабрик, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских институтов и пр., должно в считаные месяцы возродиться — в стране на повестке дня импортозамещение.
Уничтоженная промышленность и сельское хозяйство в кратчайшие сроки должны восстать, как Феникс из пепла. Правда, как поднять из руин разрушенные заводы, фермы, вспахать заросшие кустарником и деревьями поля, похоже, толком никто не представляет, даже в Кремле.
Увы, пока что все импортозамещение сводится по большей части к лозунгам, к патриотическим призывам, что нужно перестраивать экономику, выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам и пр. А там, глядишь, может, все как-нибудь рассосется, санкции отменят, нефть подорожает, и мы снова заживем «счастливо» в качестве сырьевого придатка к мировой экономике, а все остальное, как и прежде, будем закупать за границей.
Конечно, политика импортозамещения уже успела дать некоторые плоды. Например, большой прорыв в 2015 году сделала отечественная молочная промышленность. Так, по данным Счетной палаты, самообеспеченность России молоком (по итогам 2014 года) составляет 78,6% от потребляемого, остальное мы импортируем. Однако при том, что за 9 месяцев 2015 года импорт молока упал в 1,9 раза, молочной продукции на прилавках меньше не стало. Более того, объём производства сыра увеличился на 23,8%!
При этом, по данным Россельхознадзора, продажи фальсифицированного сыра в некоторых регионах страны составляют около 80%, а некоторые образцы сыра и другой молочной продукции вообще не содержат молочного сырья! Некоторые эксперты напрямую связывают рекордные показатели в производстве сыров с увеличением ввоза пальмового масла: в 2015 году в Россию импортировано свыше 700 тыс. тонн этого растительного жира, признанного медиками небезопасным для здоровья человека (однако до сих пор не запрещенного в производстве продуктов питания на законодательном уровне).
Говоря о реалиях, связанных с тематикой нашего журнала, приходится признать, что зачастую нечем замещать ту импортную продукцию, аналогов которой в России не производится. Об этом журналу «СТТ» в ходе работы над круглым столом, посвященно м им-портозамещению, рассказали представители известных российских предприятий, специализирующихся на производстве строительной и дорожной техники, автомобилей и тракторов.
Более того, больше половины приглашенных на круглый стол дипломатично решили воздержаться от участия. Кто-то уклончиво пытался дать понять, что сказать по делу, в общем-то, нечего, а кому-то и вовсе хотелось резануть всю правду-матку о реалиях имортозамещения, но свое место все же было дороже, потому и отказались.
В приватных беседах многие откровенно признавали, что импортозамещение — это только громкие ура-патриотические лозунги. Единственная реально действующая заградительная мера для притока импортной машиностроительной продукции — это высокий курс доллара и евро.
Принятое российским правительством постановление о запрете закупок импортной техники, поставляемой для государственных и муниципальных нужд, буксует. Во-первых, коррумпированные представители госструктур, осваивающие бюджетные средства в личных интересах, традиционно находят общий язык с представителями бизнеса, благодаря чему им удается находить лазейки и проворачивать взаимовыгодные сделки — в пользу приобретения импортной продукции, хотя имеются отечественные аналогии.
А во-вторых, объём поставок отечественных изделий в рамках государственных тендеров настолько мал, что не дает производителям никаких шансов на поступательное развитие. В условиях, когда экономика показывает отрицательную динамику, когда идет отток капитала из страны, когда непомерно высоки проценты кредитных ставок, мало найдется желающих вкладываться в создание инновационных производств, способных выпускать импортозамещающую продукцию.
А если завтра снимут санкции и через границу вновь бесконтрольно хлынет поток импортных товаров, что тогда? Все инвестиции в импортозамещающую продукцию пойдут прахом?
Несмотря на, в общем-то, не слишком оптимистичный настрой спикеров в отношении импортозамещения в машиностроении, нашему журналу все же удалось собрать круглый стол на эту животрепещущую тему. Всем спикерам, принявшим участие в работе круглого стола, журнал «СТТ» выражает искреннюю признательность.
В работе круглого стола участвовали:
Сергей Солдатов, руководитель группы продвижения АО «Петербургский тракторный завод»;
Андрей Смоляное, заместитель генерального директора по сбыту ООО «Кудесник»;
Денис Куваев, директор по маркетингу ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»;
Денис Носков, начальник отдела маркетинга и развития дилерской сети ОАО «НЕФАЗ»;
Виктор Тришин, заместитель технического директора ОАО «Ржевский краностроительный завод»; Владимир Федотов, заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Раскат»;
Георгий Ершов, директор по стратегии и развитию АО «Стройдормаш»;
Дмитрий Стёпин, заместитель начальника управления сбыта ООО МЗ «Тонар»;
Артем Глухов, директор по маркетингу и продажам ООО «Крановые технологии».
Какие шаги предпринимает ваше предприятие в рамках государственной программы по импортозамещению?
Тягач промышленного назначения Кировец К-744Р1 ПРОМ, созданный на базе сельскохозяйственного трактора
Автокран Галичанин КС-75721-1 грузоподъемностью 70 т на пятиосном шасси КАМАЗ
Андрей Смоляное, ООО «Кудесник»
Предприятия АО «ГАКЗ» и АО «КАЗ» постоянно работают над вопросом поиска отечественной комплектации, которая была бы полным аналогом используемой импортной комплектации как по своим техническим параметрам, так и по таким критериям, как качество, надежность и долговечность. Что-то удается решать, что-то, к сожалению, не удается, так как отечественная промышленность пока что не в состоянии предложить полноценные аналоги импортных комплектующих. Но тем не менее работа постоянно ведется в этом направлении.
Естественно, предприятия участвуют в тендерах, которые проводятся в рамках госпрограмм, — это поставки по 44-му Федеральному закону, в силовые структуры, Министерство обороны Российской Федерации и в структуры администраций муниципальных образований. Основная масса поставок в рамках госпрограммы приходится на Министерство обороны, это продукция военного назначения, которою производят наши предприятия.
Сергей Солдатов, АО «Петербургский тракторный завод»
В связи с программой импортозамещения АО «Петербургский тракторный завод» сосредоточило свои усилия на двух направлениях деятельности.
Первое направление — переход с импортной комплектации на отечественную. Отчасти работа по этому направлению началась ещё несколько лет назад по объективным причинам: цены от зарубежных поставщиков зависят от курса валют, ритмичность поставок зависит все чаще от внешнеполитической ситуации.
Перспективная техника Концерна «Тракторные заводы» – экскаватор-погрузчик ЧЕТРА ЭПК
Переход к отечественным поставщикам осуществляется планомерно и достаточно успешно. Часть комплектующих мы находим у отечественных предприятий (материалы для шумоизоляции, электросистемы, РТИ и т.д.), часть учимся производить сами, например, изготовлять пластик – всю внешнюю и внутреннюю обшивку для своих машин мы делаем сами.
Основные трудности: ряд компонентов невозможно найти в России, мы попросту утратили некоторые компетенции. Прежде всего, речь идет об отдельных компонентах гидравлической системы. ещё одна трудность: не все российские предприятия готовы откликнуться на увеличение спроса с нашей стороны. Требуется модернизация производства, внедрение технологий и т.д. В ряде случаев мы выступаем в роли соинвесторов некоторых проектов. Параллельно ведем работу по улучшению качества от всех российских поставщиков. Итоговый результат – повышение локализации в 2015 году до 75%, а по отдельным моделям до 90%.
Новая модель самосвального полуприцепа НЕФАЗ 9509-17-30 грузоподъемностью 30,5 т с платформой овального сечения
Второе направление в области импор-тозамещения – изготовление новых моделей техники. В рамках программы им-портозамещения мы при поддержке Мин-промторга разработали линейку сель-хозтракторов Кировец К-708.4 мощностью от 180 до 250 л.с. Сейчас опытные образцы проходят испытания на МИСах.
В ближайшее время на базе этой машины будет создана линейка тракторов промышленного назначения. Основные преимущества этих машин – возможность проезда по дорогам общего назначения, надежность, высокая проходимость. Кроме того, в прошлом году мы предложили рынку Кировец К-744Р1 ПРОМ – машину на базе сельскохозяйственного трактора с функциями тягача. Сейчас эта техника используется на транспортных работах в труднопроходимой местности. На выставке «СТТ» мы планируем показать также новую универсально-дорожную машину К-708УДМ. В целом появление новых моделей — ответ на новые требования клиентов, которые переходят на отечественную технику.
Денис Куваев, ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»
Прежде всего отмечу, что на наших предприятиях всегда выпускалась отечественная конкурентоспособная техника в соответствии с, если можно так выразиться, «индивидуальной программой импортозамещения»: на производственных площадках Концерна «Тракторные заводы» вы можете увидеть полный цикл производства машин ЧЕТРА — от литья деталей до сборки и обкатки готовой техники.
На фоне того, что доля импорта в тяжелом машиностроении России в отдельных сегментах за последние несколько лет достигла 70%, это, безусловно, достижение. При этом машины ЧЕТРА составляют достойную конкуренцию на российском рынке ведущим зарубежным брендам, а по некоторым показателям и вовсе их превосходят.
Принятая правительством в апреле 2014 года и рассчитанная до 2020 года государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», конечно, воодушевила нас: например, сегодня мы развиваем собственное двигателестроение. На выставке «Строительная техника и технологии’2015» ЧЕТРА-ПМ презентовала легкий бульдозер ЧЕТРА Т6 в новом дизайне, оснащенный двигателем Алтайского моторного завода (АМЗ, так же как и ЧЕТРА-ПМ, входит в машиностроительный холдинг «Концерн “Тракторные заводы»»).
Сегодня инженеры концерна работают над установкой этих двигателей на бульдозеры ЧЕТРА других классов: недавно завершились типовые испытания серийно выпускаемого бульдозера ЧЕТРА Т9 с алтайским мотором Д-3041-5. Проект был сложным, так как требовалось в сжатые сроки адаптировать дизель со своими оригинальными габаритными и присоединительными размерами, при этом не изменяя состав остальных комплектующих бульдозера, но инженеры успешно с ним справились. Кроме того, планируется, что дизельными двигателями АМЗ постепенно будут оснащены и другие серийно выпускаемые бульдозеры ЧЕТРА.
Тем временем продолжаются разработки новой спецтехники и модернизация уже зарекомендовавших себя на рынке моделей путем установки надежных комплектующих и повышения уровня автоматизации работы машин. Так, на выставке «СТТ’2015» мы презентовали первый экскаватор-погрузчик ЧЕТРА ЭПК. Готовим линейку модернизированных машин и для презентации на «СТТ’2016».
Денис Носков, ОАО «НЕФАЗ»
В рамках реализации программы импор-тозамещения НЕФАЗ перешел в производстве от применения лакокрасочных материалов Helios на отечественные аналоги — ярославского предприятия «ЯрЛИ», также рассматривается возможность перехода на оси собственного производства взамен импортных. На некоторых моделях это уже сделано.
Грунтовый каток новой серии RV завода «Раскат»
Владимир Федотов, ОАО «Раскат»
В рамках реализации программы импортозамещения большинство моделей катков Раскат получило возможность применения в них комплектующих узлов и агрегатов отечественного производства взамен импортных. Так, на катке ДУ-96 (вибрационный с гладким вальцом, массой 7,2 т) и на ДУ-97 (комбинированный, массой 6,9 т) вместо немецких двигателей установлены отечественные Д-130 владимирского производства. На вибрационные катки ДУ-84 и ДУ-85 (массой 14 т и 13 т соответственно) установлены двигатели Ярославского моторного завода ЯМЗ-236. На грунтовых катках серии RV взамен насосов Danfoss применены насосы екатеринбургского производства. Обнадеживающим фактором для развития предприятия стал рост спроса на уплотнители полигонов ТБО РЭМ-25. Такие машины в России, кроме завода «Раскат», никто не выпускает, а импортные аналоги не выдерживают с ними конкуренцию. Сейчас в стране эксплуатируется более 60 единиц таких уплотнителей, и до конца текущего года рыбинский производитель планирует отгрузить потребителям ещё порядка 10 единиц РЭМ-25. В сентябре, перед отправкой очередного РЭМ-25 покупателю, специалисты завода «Раскат» провели эффектный открытый показ возможностей их уплотнителя: РЭМ-25 без труда «раскатал» иномарку, подлежащую утилизации.
Башенный кран КБ-474 Ржевского крано-строительного завода
Виктор Тришин, ОАО «Ржевский краностроительный завод»
Башенные краны производства ОАО «Ржевский краностроительный завод» в настоящее время комплектуются только отечественными редукторами на всех механизмах. Двигатели также отечественного производства. Проработан вопрос и согласованы технические требования на поставку опорно-поворотных кругов производства российского предприятия. Для верхнеповоротных кранов применяем гидростанцию отечественного производства взамен немецкой.
Строительная бурильная машина СБМ-150 завода «Стройдормаш»
Георгий Ершов,АО «Стройдормаш»
Российский рынок сегодня нуждается в технике, которая будет конкурировать с западными образцами — технически и технологически. Несколько лет назад завод «Стройдормаш» взял вектор развития на инновации. Первым шагом на пути развития современной продуктовой линейки компании стало создание инженерного центра. Специалистами инженерного центра, конструкторами и технологами разрабатываются и внедряются в производство машины, которые являются достойными конкурентами зарубежной техники.
Выпускаемая нами с 2015 года высокотехнологичная установка СБМ-150, предназначенная для проведения буровых работ в промышленном и гражданском строительстве, по своим техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а по ряду параметров превосходит их. Не говоря уже об очень привлекательной цене.
Выведение на рынок буровых установок серии СБМ — это достаточно показательный пример импортозамещения в российском машиностроении. Также АО «Стройдормаш» активно ведет работы по освоению манипуляторной техники. Завод производит актуальные сегодня многофункциональные краны-манипуляторы серии МКМ-200 и их модернизированную версию МКМ-240 — аналог импортных установок для ремонта и обслуживания ЛЭП. Машины успешно выведены на рынок России и стран ближнего зарубежья и, как свидетельствуют отзывы наших клиентов, усилия по созданию данной техники были не напрасны. Мы считаем, что сложившаяся в настоящий момент ситуация — это отличная возможность для отрасли стать конкурентоспособной не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.
Самосвальный прицеп Тонар-85792 с объемом кузова 16/22,8 м3
Дмитрий Стёпин, 000 МЗ «Тонар»
Наш завод является одним из лидеров по производству и продаже прицепной и полуприцепной техники на российском рынке. На заводе действует полный производственный цикл, начиная от проектирования техники, сварки, окраски и заканчивая сборкой. Часть комплектующих изготавливается на заводе, в том числе и осевой агрегат. Резкое изменение курса рубля и ограничения на поставки, действующие на данный момент, в первую очередь сказались на цене сырья и запчастей.
Данное обстоятельство могло привести к повышению цены готовой продукции на 10-20%. Поэтому одним из первых шагов в плане реализации программы импортозамещения стал поиск новых, преимущественно отечественных поставщиков запчастей. Хотелось бы отметить, что за прошедший 2015 год доля импортных комплектующих в нашей продукции существенно снизилась, и на сегодняшний день 80% поставщиков – это отечественные производители. Полностью отказаться от импорта мы пока не можем, это связано с тем, что необходимые запасные части либо вообще не производятся в России, либо имеют слишком низкое качество. Это прежде всего гидравлическое оборудование и пневматические агрегаты. При этом многие компании, которые ранее не занимались производством необходимых нам запчастей, теперь готовы работать по нашим заказам. Завод держит курс на локализацию производства и использование российских комплектующих. С уверенностью могу сказать, что сегодня наша продукция не только дешевле импортных аналогов, но и не уступает им по качеству исполнения.
Башенные краны Giraffe производства ООО «Крановые технологии» на строительстве стадиона к чемпионату мира 2018 в Нижнем Новгороде
Артем Глухов, 000 «Крановые технологии»
Компания «Крановые технологии» одной из первых на строительном рынке взяла на вооружение государственную концепцию импортозамещения. Уже много лет наши башенные краны Giraffe производятся из российской стали с максимально возможной долей высококачественных отечественных комплектующих. Мы очень рады, что в последние годы многие наши поставщики, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции и не потерять российский рынок, задались целью максимально локализовать производство в России. В результате они не просто сохранили свой целевой рынок, но и повысили рентабельность производства.
Мы продолжаем совершенствовать наш производственный процесс и находим новые возможности для использования комплектующих отечественного производства. Наиболее значимым успехом в этом направлении стала совместная разработка монокабин башенного крана отечественного производства. При прямом диалоге с российским производителем кабин и систем управления нам удалось добиться требуемого качества и необходимых технических характеристик самого высокотехнологичного и, как следствие, дорогого узла башенного крана.
За прошедший год нам удалось выиграть ряд тендеров на поставку башенных кранов для строительства стадионов к чемпионату мира 2018. Техника Giraffe уже работает на стадионах в Саранске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Волгограде, в ближайшие месяцы новые модели кранов грузоподъемностью 12 т направятся в Калининград.
За поддержку отечественного производителя и за то, что краны Giraffe новой модели отправятся в самый западный город России, мы хотим отдельно поблагодарить АО «Крокус Интернэшнл».
Участие в данных проектах помогло нам легче пережить повсеместный спад строительной отрасли. В то же время изменившаяся ситуация на рынке, в том числе и изменившееся отношение к российскому производителю, заставили нас обратить внимание на новые ниши рынка грузоподъемного оборудования.
Первым этапом выхода на новые рынки, ранее занятые европейскими производителями, стало производство башенных кранов для строительства промышленных объектов. Новые башенные краны Giraffe грузоподъемностью 16 и 40 т могут применяться на строительстве крупных промышленных комплексов, в том числе и атомных электростанций.
Есть ли для вашего предприятия реальный эффект от провозглашенного руководством страны курса на импортозамещение? Какие трудности возникли на пути реализации этой программы?
Артем Глухов, 000 «Крановые технологии»
Безусловно, реальный эффект от импор-тозамещения есть: повысился интерес к продукции отечественного производства, в том числе и при проведении тендеров с долей государственного финансирования. За последний год стратегия импортозамещения уже принесла свои первые плоды: российские компании начали осваивать новые для себя ниши, производить новые виды продукции. Основная трудность, с которой мы столкнулись, — это инертность рынка в целом. Несмотря на провозглашенную программу импортозамещения и реальную экономическую выгоду от перехода на продукцию отечественного производства, далеко не все покупатели готовы отказаться от привычки, многолетних связей или просто от престижного бренда. Отношение к отечественной продукции существенно улучшилось, но, по нашим ощущениям, ее до сих пор психологически не воспринимают как равную импортным аналогам, хотя по освоенным технологиям и качеству конечной продукции мы во многом превосходим зарубежных производителей. Техника Giraffe уже не раз доказала это участием в строительстве объектов военно-промышленного комплекса.
Дорожные катки бюджетной серии ДУ, выпускаемые заводом «Раскат»
Дмитрий Стёпин,000 МЗ «Тонар»
Сама программа по импортозамещению довольно сложный, длительный по времени и неоднозначный процесс, поэтому сейчас делать выводы ещё очень рано. Все реальные итоги мы сможем увидеть и оценить спустя годы. Что касается нашего производства, то мы, как и прежде, стараемся разрабатывать и внедрять новые продукты, аналогов которым нет на российском рынке.
И можно с уверенностью сказать, что многие компании, реально оценивая текущую экономико-политическую ситуацию, повернули головы в нашу сторону, отказываясь приобретать технику иностранного производства. Также считаю, что в условиях импортозамещения каждый должен искать новые возможности, которые открываются в сложившейся ситуации. Для нас это возможность выхода на международный рынок. Поставки за рубеж стабильно растут, это стимулирует нас постоянно работать над повышением качества техники, что, надеемся, в дальнейшем приведет к ещё большему росту заинтересованности со стороны крупных отечественных компаний.
Самосвал НЕФАЗ на шасси КАМАЗ-6520
Георгий Ершов,АО «Стройдормаш»
Положительный эффект, конечно, есть, мы видим его в росте качества и количества продукции российских производителей.
Существуют действенные федеральные и региональные программы, направленные на поддержку отечественных предприятий. Все больше появляется инновационных технологически продвинутых продуктов.
Сложности есть всегда, но они не вызваны политикой импортозамещения, а связаны с загруженностью предприятий, которые производят комплектующие. Не весь спектр комплектующих освоен отечественными предприятиями, это касается прежде всего гидравлики и систем управления. Мы надеемся, что программы по импортозамещению позволят отечественным производителям нарастить мощности и полностью обеспечат предприятия машиностроительной отрасли качественными комплектующими по конкурентным ценам.
Многофункциональный кран-манипулятор МКМ-200 завода «Стройдормаш»
Виктор Тришин, ОАО «Ржевский краностроительный завод»
Об эффекте судить пока рано. Надо посмотреть, что покажет эксплуатация. Из трудностей можно отметить такие моменты, как длительный срок поставки, неприглядный внешний вид отечественных комплектующих, порой цены на отечественные комплектующие выше, чем на импортные.
В настоящее время спрос на башенные краны резко упал. Отечественные поставщики комплектующих крайне неохотно идут на освоение и поставку механизмов в штучном исполнении. Всем нужны большие объемы.
Мы принимаем участие в тендерах, но на данный момент ни один тендер не дошел до логического завершения. На строительстве и реконструкции 12 стадионов к чемпионату мира 2018 практически везде используется импортная техника. Реального эффекта от программы импортозамещения наше предприятие не ощущает.
Концерн «Тракторные заводы» предлагает строителям не только традиционные бульдозеры и трубоукладчики ЧЕТРА, но и новый тип продукции — экскаваторы
Владимир Федотов, ОАО «Раскат»
Принятые российским правительством законы, ограничивающие участие импортной спецтехники в госзакупках, закон об импортозамещении открыли для завода перспективы, позволяющие сделать очередной рывок в завоевании рынка. Договоры на поставку техники Раскат не прекращали поступать никогда.
Высокая зависимость предприятий стран СНГ от роста курса иностранной валюты, фактор отложенного спроса прошлого года привели к резкому увеличению спроса на продукцию ОАО «Раскат». Идет поток заявок, поскольку катки прекрасно зарекомендовали себя в работе, и крупные строительные компании зачастую предпочитают именно Раскат, а не зарубежные аналоги.
К сожалению, были отмечены случаи, когда под видом техники отечественного производства по линии госзакупок поставлялась продукция, ввезенная из-за пределов Российской Федерации.
Денис Носков, ОАО «НЕФАЗ»
Конечно же, спрос на прицепную технику со стороны потребителей вырос в сравнении с предыдущими годами. Многие эксплуатирующие организации при замене старой техники все чаще делают выбор в пользу отечественной продукции.
Денис Куваев,ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»
Мы считаем, что пока рано давать конкретную оценку действию программы импортозамещения — прошло совсем не много времени с момента ее внедрения: полтора года для всей отрасли — небольшой срок. Тем не менее тенденция к импортозамещению в машиностроении постепенно набирает обороты, и дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от самих производителей и их усилий по совершенствованию продукции, взаимодействию с клиентами и пр. Главное, иметь терпение и не сидеть сложа руки.
Так, несмотря на общее снижение продаж спецтехники в России в 2015 году, ЧЕТРА-Промышленные машины прочно закрепила за собой треть отечественного рынка бульдозеров премиум-класса (а в отдельных регионах наша доля достигла 60%) благодаря инвестициям в производство и НИОКР, активному развитию сервисного сопровождения, выстраиванию надежной дилерской сети, финансовым программам по приобретению техники, реализации масштабных социальных проектов и участию в крупнейших российских и международных выставках.
Сергей Солдатов, АО «Петербургский тракторный завод»
Основной эффект — увеличение объемов производства. Итог 2014 года — 700 машин, в 2015-м — уже 1500. План на 2016-й — от 2000 до 2500 единиц.
Самосвальный полуприцеп Тонар-9523 с объемом кузова 28 м3
Андрей Смоляное, 000 «Кудесник»
Основной эффект заключается в том, что наши предприятия — единственные производители автокранов большой грузоподъемности на территории России и СНГ, отечественных аналогов такой техники нет, аналоги — это только импортные краны. Естественно, то, что мы производим, можно назвать полноценным импортозамещением, так как наша продукция не уступает по своим характеристикам продукции зарубежных фирм, даже фирм с мировым именем, не говоря уже об изделиях китайских компаний, но при этом наша техника стоит существенно дешевле.
Таким образом, потребитель может купить полноценный товар — кран большой грузоподъемности отечественного производства по вполне доступной цене. При этом он может выбрать как более дорогой вариант — «люксовый», в котором используются комплектующие и базовое автомобильное шасси зарубежного производства, так и более доступный «бюджетный» вариант, где используются менее дорогостоящие комплектующие и отечественное шасси. Основные трудности возникают в части отсутствия полноценной возможности замены всей импортной комплектации. К сожалению, отечественная промышленность не может предложить гидравлику, материалы и базовые шасси для тяжелых кранов. В каких-то вопросах мы, к сожалению, очень зависимы от зарубежных поставок и не можем от них отказаться.
Какие вы можете отметить тенденции на рынке строительной и дорожной техники в связи с провозглашением программы по импортоза-мещению? Какими вам видятся перспективы развития рынка с учетом этой программы?
Владимир Федотов, ОАО «Раскат»
На сегодняшний день специалисты отмечают, что, несмотря на звучащие заявления о неготовности России к им-портозамещению, возможности отечественных предприятий позволяют полностью покрыть потребности внутреннего рынка. Так, расположенный в Ярославской области завод «Раскат» на протяжении многих десятилетий обеспечивает своей техникой многие регионы России.
Его продукция пользуется повышенным спросом и в странах ближнего зарубежья. Общий ассортимент завода «Раскат» насчитывает 27 моделей асфальтовых катков массой от 1,5 до 21 т, включая единственный российский уплотнитель полигонов РЭМ-25. Эта спецтехника представлена двумя сериями -классической ДУ и современными RV и RC. Последние включают 16 моделей различного назначения — вибрационные и статические асфальтовые катки, вибрационные грунтовые катки. Такой набор позволяет выполнять все виды дорожных работ. Именно поэтому многие отечественные компании, закупая машины этого производителя, приобретают их именно «комплектами», под разнообразные задачи.
Денис Носков,ОАО «НЕФАЗ»
В связи с программой по импортозаме-щению, а также из-за девальвации национальной валюты с рынка строительной и дорожной техники вытесняется техника иностранного производства, ее доля по итогам 2015 года сократилась. В настоящее время в условиях, в которых сейчас находится российская экономика, выгоднее приобретать отечественную продукцию, так как по цене она минимум в два раза дешевле, а по оснащенности ничем не уступает зарубежным аналогам. Считаю, что в дальнейшем данная тенденция сохранится.
Новая модель башенного крана КБ-571Б Ржевского краностроительного завода
Георгий Ершов, АО «Стройдормаш»
Изменился курс валют, и импортная техника стала значительно дороже отечественной. Приобретать строительную и дорожную технику, произведенную в России, стало более выгодно, при том, что ее потребительские характеристики не уступают характеристикам зарубежных образцов. Но у потребителей все ещё остаются некоторые стереотипы. На рынок стала поступать подержанная импортная продукция после ремонта и восстановления.
Да, по цене она сопоставима с российской. Но выгоды для покупателя здесь призрачны. Стоимость владения и эксплуатации б/у машин растет с каждым днем, также весьма остро стоит проблема обеспечения импортными запчастями.
При выборе строительной техники важно обращать внимание не только на начальную цену, но и на издержки, которые сопутствуют ее использованию. Российские машины сегодня — самое эффективное решение. Они ни в чем не уступают западным аналогам, при этом ремонтопригодность намного выше, а обслуживание проще.
Гусеничный кран с телескопической стрелой Клинцы RDK-50T грузоподъемностью 50 т
Денис Куваев, ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»
Здесь надо подчеркнуть, что тенденции на рынке спецтехники формирует прежде всего потребитель: курс на импорто-замещение не меняет того факта, что клиент хочет приобрести производительную и надежную машину по приемлемой цене. Поэтому в первую очередь спросом пользуется техника, обладающая таким качеством, как оптимальная стоимость эксплуатации: в условиях кризиса из-за недостаточного финансирования покупатели более взвешенно подходят к выбору оборудования – и это естественно.
И именно сегодня конкурентное преимущество техники ЧЕТРА – оптимальное сочетание цены и качества машин, технические и эксплуатационные характеристики (стоимость самой техники, стоимость владения, сервиса, запасных частей и пр.) – выходит для потребителя на первый план.
Отдельно отметим такое требование, как доступность сервисного обслуживания – в строительной отрасли, например, оно нередко одно из самых главных, так как вынужденные простои оборудования могут сорвать сроки сдачи объектов. Поэтому клиенты обращают внимание на наличие у производителя развитой сервисной сети, оперативность работы сервисных команд.
Так, сервисная сеть ЧЕТ-РА насчитывает 13 собственных центров компании «Сервис промышленных машин», занимающейся гарантийным и пост гарантийным обслуживанием техники бренда, и 26 дилерских сервисных центров по всей России. При этом в сервисных центрах действует программа «Ремонт за 14 дней»: при самых сложных отказах техника должна быть восстановлена и запущена в эксплуатацию с учетом доставки запасных частей не более чем за четырнадцать дней. «Легкие» же отказы устраняются в срок до трех дней. Кроме того, эксперты «Сервис промышленных машин» обучают технических специалистов эксплуатирующих и обслуживающих организаций особенностям конструкции, управления, ремонта и обслуживания техники ЧЕТРА – сегодня в Чебоксарах открыт специальный учебный центр.
Вместе с тем сегодня производители спецтехники в ответ на запросы потребителей делают акцент на технологии, способные увеличить срок эксплуатации парка оборудования, автоматизировать процессы управления машинами. В частности, в рамках заботы о повышении сроков службы спецтехники и ее производительности ЧЕТРА-ПМ модернизирует машины путем установки надежных комплектующих, повышает уровень автоматизации работы машин.
Например, системы нивелирования, устанавливаемые на технику ЧЕТРА, позволяют увеличить производительность машин, скорость их работы, а также сократить затраты материала при любых землеройных работах, где требуется точное позиционирование ковша экскаватора или отвала бульдозера.
Касаемо перспектив развития рынка с учетом программы импортозамещения, мы считаем, что эта программа способна поддержать российский рынок спецтехники, однако для этого требуется время и, как мы говорили ранее, усилия самих отечественных производителей. Тем не менее спрос на спецтехнику в первую очередь зависит от общеэкономической ситуации в стране и в мире и, как следствие, от развития бизнес-проектов основных потребителей этого вида спецтехники — строительных, нефтегазовых, угле- и золотодобывающих компаний и т.д.
И сегодня ввиду экономических тенденций мы видим снижение продаж спецтехники всех марок на российском рынке. В частности, у экспортоориентиро-ванных потребителей нет необходимости наращивать парк техники (как импортной, так и отечественной) в связи с замедлением темпов роста мировой экономики, а также практикой применения обоюдных санкций. Между тем у потребителей, ориентированных на внутренний рынок, также нет нужды увеличивать количество техники (как импортной, так и отечественной) из-за стагнации в российской экономике и, как следствие, сокращения федеральных и региональных бюджетов, что, в свою очередь, приводит к уменьшению объемов финансирования инфраструктурных проектов.
При этом отметим, что рост рынка спецтехники замедляют условия, в которых вынуждены работать подрядчики — основные потребители спецтехники, привлекаемые для выполнения государственных инфраструктурных проектов. Нередко они вынуждены выполнять работы за свой счет, с отсрочками по оплате со стороны заказчиков и с минимальной доходностью. Зачастую наряду с высокой собственной закредитованностью и высокими кредитными ставками эти факторы не позволяют подрядным организациям закупать технику в необходимом объёме.
Между тем все потребители нуждаются в обновлении парка (без его наращивания). И здесь колебания курса валют делают зарубежную технику менее конкурентоспособной по цене в пересчете на рубли, а лоббирование государством интересов отечественного машиностроения позволяет надеяться на обновление парка путем замещения импорта российской продукцией и, как следствие, увеличение в итоге продаж российской спецтехники. Стоимость продукции ЧЕТ-РА в связи с ростом курсов иностранных валют и, соответственно, рублевой стоимости части комплектующих, а также в связи с ростом тарифов, конечно же, пришлось скорректировать, но тем не менее сегодня она объективно выгоднее при покупке и эксплуатации, так как производится в России.
Новые модели техники Петербургского тракторного завода – универсальная дорожная машина и сочлененный самосвал
Дмитрий Стёпин, 000 МЗ «Тонар»
Постепенно рынок сам сможет отфильтровать, какая техника нужна в нынешних условиях, и здесь немаловажным показателем является качество и конкурентоспособность. При этом повышать качество продукции возможно, только модернизировав производство. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособными, многие машиностроительные заводы начнут активное техническое перевооружение.
Андрей Смоляное, 000 «Кудесник»
Основной тенденцией является возможность развивать линейку тяжелых автокранов большой грузоподъемности от 50 до 100 т, это тот диапазон, в котором наша техника является полностью им-портозамещаемой. Если раньше предприятия были вынуждены конкурировать с продукцией китайских производителей, которые умудрялись предлагать ее в России дешевле, чем стоит техника отечественного производства, то сейчас мы имеем некоторые послабления в связи с отсутствием китайской конкуренции, что дает возможность двигаться в этом направлении более смело и более быстро. Мы постепенно будем предлагать краны все большей грузоподъемности, с другими длинами стрел, то, что раньше не производилось, будем иметь возможность более осознанно и смело идти в этом направлении: продукция дорогостоящая, но с учетом отсутствия предложений других отечественных производителей и наличием только иностранных альтернатив, соответственно, у нас такая возможность есть. Касательно кранов малой грузоподъемности можно отметить следующее: заводы стали активно заниматься вопросами импортозамеще-ния на автокранах грузоподъемностью 16 и 25 т. Довольно успешно стала использоваться отечественная комплектация, при этом появился некоторый выбор, можно по ответственным позициям заниматься анализом и отбраковкой тех отечественных производителей, которые не обеспечивают нужный нам уровень качества продукции. Переход на отечественные комплектующие позволяет удерживать рост себестоимости в разумных пределах, не выходящих за общие показатели инфляции.
Сергей Солдатов, АО «Петербургский тракторный завод»
Основные тенденции — внедрение новых образцов промышленной техники. Это можно наблюдать и на примере нашего предприятия, и на примере наших партнеров. Появляются совершенно новые по своему функционалу машины на базе наших Кировцев.
Артем Глухов, 000 «Крановые технологии»
Сохранившаяся предвзятость к отечественному продукту и отечественной промышленности в целом, на наш взгляд, серьезно тормозит дальнейшее развитие. Ведь освоение новой продукции и выход на новые рынки — это огромные риски, огромные затраты для любого предприятия, на которые большинство компаний не пойдет без четкого понимания рынка сбыта. Решить данный вопрос и простимулировать освоение технологически сложных направлений позволит разработка новой продукции под конкретный федеральный проект. Подобная гарантия первичного рынка сбыта для новой продукции поможет существенно расширить возможности российской промышленности и вывести российское кранострое-ние в мировые лидеры.
Башенный кран Giraffe производства ООО «Крановые технологии»
Автор: Владимир Новоселов
Источник: 3 (119)2016 Строительная техника и технологии