Аналитики Интерлизинга изучили текущее состояние российского рынка коммерческого транспорта. Увеличение доли отечественных моделей, спрос на технику с пробегом – основные тренды в сегменте, сформировавшиеся в 2025 году.
К концу 2025 года объем рынка легких коммерческих автомобилей существенно сократился, демонстрируя в ноябре текущего года снижение на 38%, в то время, как продажи тяжелой грузовой техники упали на 46%. При этом уровень реализации неравномерен по сегментам. Например, седельные тягачи пользовались наименьшим спросом (минус 71%), продажи самосвалов просели на 61%, бортовых грузовиков – на 38%, фургонов – на 19%. Сегмент спецтехники остался наиболее устойчивым – минус 25% от результата ноября прошлого года.
Всего же за период с января по ноябрь нынешнего года в России реализовано 78 300 новых LCV, что на 22% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, HCV – 41 800 единиц (минус 56%), спецтехники – на 41,3% (по итогам трех кварталов текущего года).
Основные причины падения
Сегодняшняя ситуация на рынке грузового транспорта в России серьезно отличается от прошлогодней: объемы нового бизнеса растут гораздо медленнее, покупатели осторожнее, предложение новых легковых коммерческих авто ограничено. Это повлияло не только на отечественный бизнес, но и на деятельность лизинговых компаний. Рост дефолтов клиентов и изъятий техники, падение спроса, неопределенность в будущей денежно-кредитной политике — основные тенденции лизинговой отрасли в 2025 году.
Заметно снизился спрос на оборудование и технику практически во всех сегментах коммерческого транспорта. Это вызвано общим спадом деловой активности у большинства представителей бизнеса. Высокая ключевая ставка ведет к существенному сокращению использования заемных средств, заставляя потенциальных клиентов отложить покупку техники до лучших времен. Кроме того, ставка ЦБ значительно увеличивает финансовую нагрузку на бизнес, что делает покупку новой техники в лизинг финансово обременительной. Несмотря на циклы снижения ставки, условия привлечения заемных средств остаются ограниченными. Поэтому большинство клиентов предпочитают приобретать технику с пробегом или обновлять парк за собственные средства.
Что косвенно влияет на рынок
Отрасли, показавшие наибольший спрос на коммерческий транспорт в лизинг в текущем году, – строительство, логистика и розничная торговля, представители сферы услуг, а также курьерские службы (особенно, сегмент “last mile delivery”). Для этих компаний не своевременное обновление автопарка чревато потерей прибыли. Однако рост цен на топливо и зарплат водителям увеличил стоимость перевозок почти в половину, повысив операционные расходы представителей отрасли. Эти факторы и высокая ключевая ставка – основные препятствия для обновления автопарков со стороны логистических компаний.
В свою очередь, снижение спроса на коммерческий транспорт среди перечисленных отраслей отрицательно повлияет на финансовые показатели производителей грузовых автомобилей. Сокращение объёмов выпуска сопровождается одновременным ростом издержек, что заставляет компании экономить на инвестициях в создание новинок и проведение научных разработок. Всё это приводит к утрате конкурентоспособности производителей.
Как реагирует лизинг
Существенно сократилась и прибыльность лизингового бизнеса. Рост стоимости заемных средств, сильная финансовая нагрузка на бизнес, замораживание или перенос на более поздние сроки крупных строительных проектов, замедление экономического роста привело к снижению спроса на грузовые авто. Что создает ситуацию, при которой лизингополучатели зачастую оказываются неспособны исполнять обязательства по лизинговым договорам. Следствием становится рост количества расторжений договоров лизинга и доли изъятых активов. Нередки и случаи, когда клиент добровольно возвращает технику несмотря на то, что осталось выплатить порядка 20–30% от первоначальной стоимости сделки, так как у него не хватает финансовых возможностей.
Также впервые за долгие годы стоимость объектов лизинга снижается, а не увеличивается. Когда лизинговые компании получают назад технику лизингополучателя, не всегда выручка от ее последующей продажи покрывает сумму оставшегося платежа. Новая техника иногда обходится дешевле, чем долг по изъятой. Такая ситуация ломает традиционные представления рынка лизинга о залоговом обеспечении: раньше считалось, что изъятый объект можно выгодно продать и избежать убытков. Теперь всё иначе, и лизинговым компаниям приходится уделять намного больше внимания оценке платежеспособности клиентов, что неизбежно затягивает процесс заключения лизинговых сделок и снижает одобрение заявок.
Текущие тренды на рынке комтранса
Перечисленные факторы привели к изменению структуры лизинговых сделок, где увеличилась доля техники с пробегом и уменьшилась доля новой, особенно в сегменте тяжелых грузовиков. В целом влияние ключевой ставки может привести к снижению объемов рынка грузового транспорта на треть к концу года (как в сегменте новых авто, так и с пробегом). Высокая стоимость новых автомобилей, финансовая нагрузка при привлечении заемных средств, а также наличие большого числа предложений качественного транспорта на стоках дилеров и лизинговых компаний – главные причины, сформировавшие спрос на изъятую технику. Приобретение грузовых авто из стоков лизинговых компаний дает возможность получить юридически чистую технику от лизингодателя, что также интересно для лизингополучателей.
Техника из стоков останется востребованной до тех пор, пока экономика не стабилизируется, а условия банковского финансирования не улучшатся. На технику с пробегом лизинговые компании предоставляют более гибкие условия по авансовому платежу и ставки по лизингу, что существенно смещает спрос в пользу данного сегмента. Также лизингодатели делают существенные дисконты на технику с пробегом. Например, можно приобрести за половину стоимости автомобили из стоков компаний с пробегом от 50 000 до 150 000 км, что не является критичным для коммерческого транспорта.
При этом средняя сумма одной лизинговой сделки за первые три квартала 2025 года уменьшилась до отметки в 13,3 миллиона рублей, тогда как годом ранее аналогичный показатель составлял 15,8 миллиона рублей. Падение вызвано двумя ключевыми факторами. Первый – рост сделок в сегменте легковых автомобилей перед принятием закона о локализации такси. Второй – снижение активности в сегменте грузовых автомобилей, где средняя величина сделки была заметно выше из-за увеличения размера утилизационного сбора.
Индексация утильсбора повлияла и на рыночную структуру: сократился спрос на китайские грузовики, а задержки на пограничных пунктах привели к дефициту грузовой техники китайского производства. Соответственно, сократился и ее импорт из КНР. По итогам января-сентября текущего года в Россию ввезено на 90% меньше китайских грузовиков массой свыше 16 тонн, седельных тягачей и самосвалов — на 95% и 96% соответственно, бортовых грузовиков и спецтехники — на 83% и 68%.
Китайские марки постепенно уступают лидерство российским производителям за счет более привлекательной стоимости и государственной поддержки. Например, доля новых китайских тяжелых грузовых автомобилей (свыше 16 тонн) на российском рынке за январь — ноябрь снизилась с 70% до 53%, а отечественных выросла c 20% до 36%.
Дальнейшее развитие сегмента
Можно предположить, что рост доли отечественных марок на рынке коммерческого транспорта будет увеличиваться и в 2026 году. В том числе, и в связи с расширением ассортимента у производителей. Например, грузовиками с завода в Санкт-Петербурге или из особой экономической зоны в Ульяновске.
Эти проекты ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса и укрепление позиций российских брендов. Важно отметить, что успех отечественных производителей зависит от способности обеспечить конкурентоспособные цены и качество продукции. Клиенты Интерлизинга проявляют интерес к российской технике, но требуют доказательств ее надежности и эффективности. В целом местные заводы имеют шанс укрепить свои позиции на внутреннем рынке и снизить зависимость от импорта: у них всегда будет больше шансов на успех за счет государственной поддержки, доступности запчастей и ремонтной базы.
Основные ожидания на 2026 год связаны с постепенным восстановлением экономики и увеличением доступности финансовых инструментов. Динамика лизинга коммерческой техники в конце текущего года и в начале следующего будет также зависеть от снижения ключевой ставки и доступности ассортимента в сегменте грузового транспорта.
Помимо ключевой ставки, в следующем году на рынок лизинга может повлиять рост НДС и корректировка расчета утилизационного сбора, которая увеличит стоимость импортируемой техники во всех сегментах. Однако, если снизится ключевая ставка и вырастет покупательская способность, то предприниматели смогут чаще выбирать лизинг для обновления или расширения автопарков. Таким образом, в 2026 году рынок грузовой техники может восстановиться, а продажи — увеличиться в среднем на 20%.
