Профессора Валентина Войно-Ясенецкого (он же святитель Лука) — автора научных трудов, ставших незаменимыми для многих поколений врачей, — знали по всей стране. Отбывая незаслуженное наказание, он побывал в трех ссылках, делал хирургические операции порой в невыносимых условиях, параллельно с этим много проповедовал и служил в церкви.
Знакомимся с непростой судьбой святителя Луки и рассматриваем набор инструментов из Государственного исторического музея, которыми он пользовался в Тамбове.
Нелегкий выбор
Валентин Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи в дворянской семье. Его мать много занималась благотворительностью, и от нее ребенок унаследовал любовь к православию. Какое-то время его кумиром был Лев Толстой, он подражал его образу жизни — ездил на поля работать вместе с крестьянами и спал чуть ли не на голом полу. Родителям это не нравилось. Вскоре и сам Войно-Ясенецкий разочаровался в идеях графа-пахаря.
Еще одной любовью будущего выдающегося хирурга была живопись. Один шаг отделял его от учебы в Санкт-Петербургской академии художеств — в последний момент он передумал. В 1898 году Войно-Ясенецкого зачислили на медицинский факультет Киевского университета.
«Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — говорил он.
После учебы молодой врач много работал в больницах, делал хирургические операции. Через какое-то время он стал главным врачом больницы в Переславле-Залесском. Условия в ней оставляли желать лучшего: ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но несмотря на это, Валентин Феликсович лечил — и успешно. Больше всего его заботил вопрос, как облегчить боль пациента.
В 1908-м врач на время уехал в Москву, поступил в экстернатуру, начал писать докторскую диссертацию на тему регионарной (местной) анестезии. Он обнаружил нервные волокна, соединяющие оперируемый участок тела с мозгом. Через несколько лет написал книгу «Регионарная анестезия» с собственными иллюстрациями, а еще через несколько защитил докторскую по теме «Местная анестезия».
Наступил неспокойный 1917 год. Войно-Ясенецкого не затронул вихрь перемен, его карьера шла в гору, он стал главврачом Ташкентской городской больницы. В местном университете ему предложили вести курс анатомии и хирургии.
Священник и врач
Не коснулись перемены и веры Войно-Ясенецкого. Она осталась непоколебимой даже после смерти супруги от туберкулеза. Однажды епископ Иннокентий, увидев в нем потенциал священнослужителя, предложил подумать об этой стезе. Через несколько дней Валентин Феликсович получил сан диакона, а потом — иерея.
По воскресеньям он служил в церкви, читал проповеди, общался с прихожанами. А в будние дни все так же лечил, делал операции и занимался наукой. В своей операционной хирург поставил икону и молился перед тем, как приступить к делу.
В 1923 году отец Валентин встал во главе епархии. Вскоре его постригли в монахи, он получил новое имя — Лука. Это было в мае. А уже в начале июня его студенты-атеисты, узнав об этом, устроили митинг с требованием уволить Войно-Ясенецкого. Руководство Ташкентского университета отказалось, и тогда Валентин Феликсович написал заявление сам. Вскоре его арестовали, обвинив в шпионаже. Так он отправился в свою первую ссылку — в Сибирь, в Туруханск.
Трижды ссыльный
На месте, узнав о его блестящей карьере врача, Войно-Ясенецкому позволили продолжать практику. Закрывали глаза даже на то, что он продолжал молиться перед операциями. Однажды, правда, попытались наказать — отправили зимовать на берег Ледовитого океана, в холодные поселения без намека на цивилизацию. Однако в Туруханске это вызвало волну недовольства — убрали единственного хирурга! Врача пришлось возвращать. В 1926 году ссылка закончилась, он отбыл в Ташкент.
Сначала все было спокойно: епископ Лука поехал служить в Курск, потом в Орел, Ижевск, параллельно продолжал лечить людей. Во второй раз его арестовали по вымышленному делу в 1930 году. Ссылка длилась три года, доктор работал в больницах Архангельска и Котласа. Затем его вызвали в Москву, где снова допрашивали. Епископу предложили сделку: ему предоставляют все, что нужно для его научных исследований, а он отрекается от сана. Лука отказался.
В третий раз его арестовали во время сталинских репрессий. Допрос был очень жестоким: Лука, уже с подорванным здоровьем, должен был сидеть 13 суток под светом лампы. Следователи своего добились: епископ признал, что участвовал в антисоветском заговоре — лишь бы прекратилась пытка. В 1940-м он снова уехал в Сибирь. В Красноярском крае ему позволили работать хирургом.
«Очерки гнойной хирургии»
Незадолго до третьей ссылки епископ Лука на время отошел от службы в церкви, чтобы поработать над трудом всей своей жизни — книгой «Очерки гнойной хирургии». Он досконально изучил, насколько мог себе позволить в то время, заболевания кожных покровов головы, полости рта, органов чувств. Нужно учесть: в то время не было антибактериальных препаратов и успех лечения зависел от хирурга.
«Очерки» опубликовали в 1934 году. Они стали настольной книгой для целого поколения врачей. Авторитет самого Войно-Ясенецкого как специалиста был по-прежнему крайне высок: он делал операцию бывшему личному секретарю Ленина Николаю Горбунову. Операция прошла успешно, гениальному врачу аплодировали. И снова предложили сделку: все условия за отказ от сана. Не согласился епископ и на этот раз.
Книга пережила четыре редакции. За нее, а также за труд «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» автор в 1946 году получил Сталинскую премию первой степени — и это несмотря на то, что он ни разу за свою жизнь не пошел на поводу у советской власти, требовавшей отказаться от веры. Более того, он был первым священником, награжденным этой премией. Из полагавшихся Войно-Ясенецкому 200 рублей он забрал себе только 70, а остальное отдал на благотворительность.
Военный доктор
В 1941 году святитель Лука находился в селе Большая Мурта недалеко от Красноярска — в ссылке. Известие о начале войны встретил встревоженно и даже отправил партийному деятелю Михаилу Калинину телеграмму.
«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука», — говорилось в ней.
В то время епископу было уже 64 года, но возраст не мешал ему — он помог многим солдатам и офицерам Красной армии. Вскоре его назначили главным хирургом красноярского эвакогоспиталя № 1515. Красноярск в то время был глубоким тылом. Сюда на военно-санитарных поездах было привезено более 130 тысяч бойцов. 300 из одной тысячи коек находилось в хирургическом отделении. Жил святитель в здании госпиталя — как политический ссыльный он должен был отмечаться несколько раз в неделю в местных органах НКВД.
За помощь в лечении больных и раненых в 1943 году он получил сан архиепископа Красноярского. В конце 1945-го его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Новый дом — Тамбов
В 1944 году красноярский госпиталь перевели в Тамбов. Там же поселился и епископ. Святитель Лука публиковал медицинские и богословские труды, в этом числе была и знаменитая апология «Дух, душа и тело». Он консультировал хирургов, выступал на съездах врачей. Часто говорил, что для хирурга не должно быть «медицинского случая», а только живой страдающий человек. Тамбовчане его полюбили, называли «святым ХХ века», «Воином Ясенецким».
Когда профессор Войно-Ясенецкий только вернулся из красноярской ссылки, у него не было даже собственных медицинских инструментов. Их ему одолжил его коллега, потомственный тамбовский хирург. Набор отлично подошел епископу: был очень качественным — инструменты в 1910 году изготовили в Германии. Долгое время они хранились в Тамбовском областном краеведческом музее.
В 1946 году епископ вернулся на родину, в Крым. Там его назначили архиепископом Симферопольским. У пожилого врача было больное сердце, и он уже не мог работать как раньше. Самое большее, что святитель Лука мог делать, — это давать консультации, причем совершенно бесплатно. Местные врачи, наслышанные о его мастерстве, обращались к нему за советами. Еще через 10 лет Войно-Ясенецкий потерял зрение, но продолжал служить в церкви.
На иконах святителя Луку часто изображают с набором хирургических инструментов, лежащим неподалеку.
Хирургический набор святителя Луки можно увидеть в Государственном историческом музее на выставке «Медики в годы Великой Отечественной войны», открытие которой приурочено ко Дню медицинского работника.