В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Ситец. Вчера, сегодня, завтра». Образцы старинных набивных тканей и подлинных предметов с легендарных фабрик прошлого предоставили несколько музеев. О некоторых экспонатах по просьбе mos.ru рассказывает куратор выставки Наталья Полонникова.
Родиной хлопчатобумажного производства являются Китай и Индия. Важный виток история хлопкового ткачества сделала в 1764 году, когда в Англии изобрели прядильную машину. Поначалу Россия закупала английские ткани, но постепенно начала собственное производство. В 1822 году вышел указ: «Ввоз в Россию набивных тканей запретить, основателям фабрик по набивке тканей оказывать всяческие привилегии». Вскоре по всей стране начали греметь имена фабрикантов Рубачевых, Гарелиных, Прохоровых, Барановых, Бурылиных, сделавших на ситцах целое состояние.
![](https://snip1.ru/wp-content/uploads/2021/05/krapp-ogurec-i-agittekstil-rassmatrivaem-starinnye-tkani-v-kolomenskom.jpg)
Барановские ситцы
Одной из самых известных фабрик XIX века стала барановская. Хлопчатобумажную мануфактуру в Александровской слободе на базе холстинного производства своего отца основал в 1835 году Федор Баранов, позже дело продолжили его потомки. Сын Иван стал продавать товар за границу, а внуки Александр и Асаф оснастили мануфактуру по последнему слову техники. Ткани получали награды на Всемирных выставках в Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873).
В 1875 году Асаф Баранов построил на личные средства текстильную фабрику. Будучи не только дальновидным предпринимателем, но и талантливым инженером-химиком, он сумел достичь высот. Его ткани пользовались большим спросом и на родине, и за границей, а о нем самом ходили легенды: «Будьте здравы, веселы и богаты, как Асаф Баранов», — желал Антон Чехов своему другу Федору Шехтелю в 1892 году.
На выставке в «Коломенском» воссоздан кабинет легендарного фабриканта: подлинная конторка, за которой работал Асаф Баранов, отчеты, книги, настольные счеты и альбомы с образцами ситцев, сделанные для выставок в Нижнем Новгороде (1896) и Париже (1889).
![](https://snip1.ru/wp-content/uploads/2021/05/krapp-ogurec-i-agittekstil-rassmatrivaem-starinnye-tkani-v-kolomenskom-1.jpg)
Парижская выставка принесла Баранову признание в Европе. Представленная его мануфактурой ткань «Смородиновый лист» завоевала Гран-при и золотую медаль за «неповторимость цветов и изысканность рисунка». Жюри было в восторге: русским мастерам удалось передать ощущение праздника, яркого летнего дня. Ткань пожелали закупить представители ряда европейских фирм. «Смородиновый лист» есть среди экспонатов — ткань с той самой выставки в Париже, накинутая на манекен XIX века, украшает собой один из залов.
Красный — значит красивый
Ударил звон последний
Оконченной обедни;
На паперти — народ,
Кумач и ситец пестрый;
Луч солнца ярко-острый
Слепит глаза и жжет.
Так начинается стихотворение Валерия Брюсова «Праздник в деревне» (1916). Кумач, или ярко-красный ситец, был очень популярен в XIX и начале XX века среди простого народа. Однотонный и покрытый набивным узором, он выглядел празднично. О разнообразии красных тканей можно судить по ассортименту воссозданной на выставке типичной мануфактурной лавки конца XIX — начала ХХ века. Образцы тканей, обернутые вокруг красных прямоугольных форм, сложены стопкой. Рядом — старинные ножницы: похожими отрезали ситец покупателю веселые приказчики.
![](https://snip1.ru/wp-content/uploads/2021/05/krapp-ogurec-i-agittekstil-rassmatrivaem-starinnye-tkani-v-kolomenskom-3.jpg)
Для окрашивания ткани в яркий оттенок алого в XVIII и первой половине XIX века применялся крапп — дорогостоящее вещество, которое добывали из корня марены красильной. С краппом приходилось повозиться: чтобы окрашенная им ткань не выцветала, ее нужно было закрепить. Русские красильщики использовали старинный способ, который сегодня может показаться жутким, — выдерживали ткань в смеси из навозной жижи и бычьей крови.
Настоящую революцию произвел Иван Баранов. Он попробовал красить ткани с использованием собственной марены, выращенной в Дербенте, а бычью кровь заменил на хлебный уксус. Оттенок, который получал Баранов, не линял, был очень насыщенным. В XIX веке красный барановский платок с растительным орнаментом был желанным подарком для женщин разных сословий.
Образцы народного костюма, сшитые полностью или фрагментарно из ситцев, не только платки, но и сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и даже холодайки, представлены на выставке. Географию их использования легко проследить по характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской, Архангельской, Воронежской и других.
Узоры — от «огурцов» до тракторов
Слово «ситец» пришло в русский язык из немецкого. Немецкое слово zitz, в свою очередь, образовано от голландского sits, которое восходит к санскритскому слову «ситрас», означающему «пестрый». Ситцы всегда были узорчатыми, веселыми. Поначалу на российских фабриках использовали рисунки иностранных художников, но к ХХ веку начали создавать свои.
Особая гордость выставки — кроки (с ударением на последний слог, от французского croquis — «набросок»), рисунки, на которых изображен повторяющийся элемент узора. Среди экспонатов есть и кроки, купленные за рубежом, и созданные отечественными мастерами. Простому зрителю, не специалисту по истории декоративно-прикладного искусства, сложно определить хотя бы примерный год создания того или иного рисунка. Многие из них, на первый взгляд современные, созданы в начале XIX века.
Кстати, узоры для ситцев создавали не только специалисты по тканям, но и известные живописцы. Среди них Борис Кустодиев, Константин Коровин, Валентин Серов, Филипп Малявин. Последнему очень нравились ситцы синего или красного цвета с мелким цветочным узором, которые были очень популярны в то время в деревнях.
Один из старейших образцов ситца, представленных в «Коломенском», — «Нептун», изготовленный в 1820 году на ивановской мануфактуре Якова Гарелина. На оформление русских ситцев влияли образцы из других культур, наши мастера очень любили героев зарубежных мифов и легенд — так на этот ивановский ситец попал древнеримский бог морей и потоков. Экспонат приехал на выставку из фондов Музея ивановского ситца. Это первая за долгое время выставка, в которой он участвует, — до этого «Нептун» ни разу не покидал Иванова.
На выставке очень много образцов ткани со знаменитым «огуречным» узором. Его еще называют «турецким бобом» и «миндалиной». Историки часто спорят о том, где его родина. Согласно одной из версий, это Россия: здесь эти ткани встречались еще в XVII веке, а на территории Европы и Азии появились только в XVIII. «Огуречные» ткани в большом количестве производились в основном для восточного рынка — из них в числе прочего любили шить халаты.
В 1920-х и 1930-х цветочные и абстрактные узоры на ситцах сменил принт в виде серпа и молота, пятиконечной звезды, колосьев и сельскохозяйственной техники. Агитационный текстиль, сохранявший все наработки предыдущего века, способствовал внедрению в сознание советских людей новой идеологии.
Декоративный сатин «Трактор» (1925), например, посвящен развитию коллективизации. Это очень редкий рисунок. Он производился только на одной фабрике — в Иваново-Вознесенском государственном текстильном тресте. Представлены на выставке и образцы других тканей этой фабрики с рисунком в виде самолетов, шестеренок, парусников.
В течение всего советского периода ситец оставался одной из самых популярных и доступных тканей. Принципы народного костюма использовались художниками и модельерами Общесоюзного дома моделей одежды. В 1957 году для VI Международного фестиваля молодежи и студентов художники Москвы разработали серию костюмов из набивного ситца и штапеля, которая пользовалась большим успехом. А во второй половине 1960-х показы кутюрье Вячеслава Зайцева прославили русский ситец в США, Канаде, Японии и других странах. Модели Зайцева из коллекции Музея ивановского ситца также представлены на выставке.
![](https://snip1.ru/wp-content/uploads/2021/05/krapp-ogurec-i-agittekstil-rassmatrivaem-starinnye-tkani-v-kolomenskom-9.jpg)
От манеры до вала
Способы нанесения рисунка на ткань постепенно менялись. Долгое время узоры набивали с помощью резных досок (манер) и деревянной колотушки (чокмаря). Мастер наносил краску на лицевую часть манеры, накладывал ее на полотно и пристукивал чокмарем. Работая над многоцветным рисунком, использовали несколько манер.
В конце XIX века начали использовать специальные валы с нанесенным на них узором. Если на ткань надо было нанести несколько элементов, ее пропускали через разные валы: сначала наносили один вид узора, потом второй, третий и так далее. На выставке в «Коломенском» можно увидеть валы, которые использовались на российских и английских фабриках в конце XIX — начале ХХ века.