Наталья Сергунина: Объем поддержанного Москвой экспорта с начала года превысил 3,6 миллиарда рублей

Москва предоставляет предпринимателям широкий набор инструментов для продвижения своей продукции за рубежом. При поддержке города столичные экспортеры с начала года поставили в другие страны товары на 3,6 миллиарда рублей. Популярностью на внешних рынках пользуются столичные информационные технологии и оборудование, косметика и бытовая химия, кино и анимация, потребительские товары (одежда, детские и спортивные товары и многое другое), фармацевтика, стройматериалы, продукция пищевой и химической промышленности, сообщила заммэра Наталья Сергунина.

«С начала года объем поддержанного городом экспорта превысил 3,6 миллиарда рублей. Лидерами по импорту среди стран дальнего зарубежья стали Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, Саудовская Аравия, Турция и Иран. Впервые московские компании заключили сделки с партнерами из Катара, Йемена и Алжира», — рассказала Наталья Сергунина.

С 2022 года столица под влиянием внешних факторов изменила экспортную стратегию. Искать партнеров и выходить на новые рынки предпринимателям помогает Московский экспортный центр. Инструментарий его поддержки сфокусирован на развитии сотрудничества с дружественными странами. Благодаря этому столичные компании за год укрепили сотрудничество и заключили новые контракты с партнерами из 26 дружественных государств. В том числе в Латинской Америке, Африке, Азии, СНГ и на Ближнем Востоке. Работа в этом направлении продолжается.

Знакомство с партнерами

Представители ИТ-отрасли, косметической, строительной и пищевой промышленности, производители оборудования, детских и других товаров наладили новые деловые связи благодаря участию в международных выставках и бизнес-миссиях.

Делегации Москвы впервые побывали на таких крупных мероприятиях, как Gulfood в ОАЭ, Inotex в Иране и Gitex Africa в Марокко. Столичные компании представили медицинские товары и услуги под единым брендом Made in Moscow на Expomed Eurasia в Турции, оборудование для транспортной отрасли и логистические услуги — на UzTechTransExpo в Узбекистане, электронику — на форуме TIBO в Беларуси.

Бизнес-миссии проводились в нескольких форматах. Например, для переговоров с партнерами из ЮАР организовали онлайн-встречу. Потенциальных покупателей из Вьетнама, Нигерии, Латинской Америки и Казахстана российская столица приняла на своих площадках. А в Индию, Азербайджан, Таджикистан и еще ряд стран были организованы выезды.

Так, компании, работающие в сфере креативных индустрий и высоких технологий, присоединились к Международной неделе дизайна в Бангкоке. По итогам визита тайская и российская столицы заключили соглашение о партнерстве, а 60 организаций дружественного государства выразили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Сейчас идет набор участников новой бизнес-миссии в Таиланд.

Всего в этом году для экспортеров организуют 37 деловых мероприятий. Компании Москвы впервые отправятся на выставку China International Fashion Fair (CHIC) для модной индустрии, посетят Иорданию и Кувейт. На осень запланированы визиты в Бразилию, Египет и Саудовскую Аравию.


Маркетплейсы и ретейл-сети

В 2023 году широкое распространение получили маркетплейсы. МЭЦ полностью финансирует создание и заполнение аккаунта столичных компаний на одной из выбранных зарубежных площадок, а также продвижение продукции. Наиболее востребованы на онлайн-платформах продукты питания с долгим сроком хранения, бытовая и промышленная химия, детские товары, стройматериалы и оборудование.

С прошлого года активное развитие получили программы поддержки на платформах Юго-Восточной Азии, Индии и Латинской Америки. Компании Москвы уже размещены на площадках Lazada, Ecasb, Global Trade Plaza, Industry Stock, Flipkart, Mercadolibre. До конца года планируется запустить новые проекты на маркетплейсах Африки и Турции.

Кроме того, предприниматели могут представить свои товары в зарубежных ретейл-сетях. 40 косметических и пищевых брендов столицы уже продаются в китайских магазинах OLE, G-super, JiuGuang, Century Mart, Fresh Hemа, BFC и на площадке российского павильона Chengdu International Trade City. Такой формат дал возможность косметическому бренду заключить сделку на 21 миллион рублей, а производителю соусов — на сумму более 17 миллионов рублей.

Сейчас открыта регистрация сразу на два направления. До 20 брендов могут подать заявку на размещение в магазинах премиум-категории Казахстана — Carefood, Galmart, Small, Colibri и «Беккер». Форма доступна до 30 июня на сайте МЭЦ. Еще 25 производителей ждут в супермаркетах Азербайджана — Bravo, Rahat и Port Baku Mall. Прием заявок открыт до 15 августа.


Адаптация экспортной стратегии

Чтобы помочь предпринимателям подготовиться к выходу на новые дружественные направления, Московский экспортный центр организует
профильные акселераторы с софинансированием 85 процентов стоимости. В программах уже приняли участие более 500 предпринимателей столицы, в этом году планируется поддержать еще около 150 компаний.

Для начинающих экспортеров проводятся тематические вебинары и семинары Московской школы экспортера. Только за 2022 год с основными аспектами внешнеэкономической деятельности на занятиях познакомились более четырех тысяч предпринимателей.

Еще один популярный формат — встречи с торгпредами России за рубежом. Их участники получают полезную информацию о потребительских предпочтениях в интересующей стране и рекомендации по выходу на конкретный рынок. В этом году пройдет 32 онлайн-консультации.

Помимо организационной и образовательной предусмотрена и финансовая поддержка. В прошлом году ею воспользовались свыше 100 компаний, получив суммарно 307 миллионов рублей. Субсидии и гранты компенсируют часть затрат на патенты, сертификацию продукции и систем менеджмента, адаптацию товаров и их транспортировку за рубеж. Для подачи заявки необходимы документы, подтверждающие фактические расходы.

По итогам года работы Москва заключила контракты с партнерами в 26 дружественных странах. Например, в Казахстан столичный производитель поставит фильтры для воды на более чем 85 миллионов рублей. Московские продукты питания — снеки и сладости — пользуются популярностью в Азии, мультфильмы — в странах Латинской Америки, Китае, Турции и Вьетнаме.


Увеличение взаимных турпотоков

Еще одно направление, где значимую роль играет сотрудничество с дружественными странами, — туризм. Москва открыта для зарубежных путешественников. Лидеры по числу въезжающих среди государств дальнего зарубежья — Китай, Турция и Индия. Город активно работает над укреплением партнерских отношений с этими и другими странами, в том числе с ОАЭ, Саудовской Аравией, Бахрейном, Ираном, Вьетнамом, Оманом и Катаром.

С каждым направлением Москва работает комплексно: проводит выездные и цифровые бизнес-миссии, принимает иностранных коллег на своих площадках, участвует в деловых мероприятиях.

Так, одним из важнейших событий прошлого года стала Международная туристическая выставка ОТМ в Индии — стенд российской столицы тогда посетили более семи тысяч человек. В этом году туротрасль Москвы была представлена на XXV Международной выставке туристских услуг «ОТДЫХ-2023» в Минске, на выставке Tehran International Tourism Exhibition (TITE) в Тегеране, на Российско-китайском бизнес-форуме в Шанхае и других мероприятиях.

Для выстраивания диалога с зарубежными партнерами представители индустрии используют формат бизнес-миссий — серии деловых встреч, каждая из которых включает презентацию туристического потенциала, выступление экспертов и переговоры.

Так, в начале года московская делегация побывала с деловым визитом в Иране. Состоялось более 450 встреч с потенциальными партнерами. В них приняли участие 98 иранских компаний, в числе которых гостиницы, авиакомпании и туроператоры. Продолжением взаимодействия стало соглашение между оператором тегеранского туристического комплекса «Аббас Абад» компанией Abasabad Renovation Company и ВДНХ. Церемония подписания прошла в ситуационном центре Правительства Москвы в начале апреля. Сотрудничество поспособствует взаимному росту турпотока.

В рамках индийской бизнес-миссии столичные эксперты индустрии туризма побывали в Мумбаи, Ахмадабаде и Калькутте. Итогом поездки стало заключение меморандума о взаимопонимании с Ассоциацией индийских MICE-агентов, договоренности о запуске программы амбассадоров Москвы в Индии и обмене аналитикой для оценки деловых туристических потоков.

В планах до конца года — еще семь бизнес-мероприятий, а также работа по созданию и развитию туристических продуктов для иностранных гостей.