НАЗ. Завод, которого не было

26 сентября 1948 года Совет министров СССР принял весьма загадочное, на взгляд современного новосибирца, постановление. В нём шла речь о ликвидации Новосибирского автозавода. Да, свой автозавод у нас в то время действительно был.

Создать и ликвидировать

Ещё в июне 1934 года в Новосибирске побывала специальная московская комиссия, члены которой искали место для строительства гигантского завода, способного выпускать до ста тысяч трёхтонных грузовиков в год. В течение последующих лет, вплоть до начала войны, московские, минские, ярославские и местные специалисты неоднократно возвращались к этому проекту. Был определён срок начала строительства – 1942 год. Но сначала наступил 1941-й, и об организации с нуля нового производства пришлось забыть.

Через четыре месяца после Победы, 8 сентября 1945 года, Иосиф Сталин издал указ о срочном – в три года – строительстве современного автогиганта. Запуск завода на полную мощность запланировали на 1948 год. Но вместо ожидаемого потока новеньких грузовиков в том году на свет появилось постановление о ликвидации уже практически созданного предприятия.

Всё производство, разработки, конструкторский отдел погрузили в поезд и отправили в Минск. Чтобы понять, почему это произошло, нам понадобится немного покопаться в истории отечественного автомобилестроения.

В Новосибирске собирались выпускать грузовики ЗиС-253. Эти автомобили были спроектированы и впервые изготовлены на Ульянов-ском заводе имени Сталина к 1 Мая 1944 года под руководством главного конструктора Бориса Шапошника.

Имя этого конструктора и теперь знают немногие. Почти вся его жизнь прошла за невероятно плотной завесой секретности. С начала 60-х годов прошлого века ни один военный парад на Красной площади не проходил без участия его могучих машин, которым удивлялся весь мир. Шапошник был создателем уникальных многоосных громадин — полноприводных тягачей на специальных колесных шасси повышенной проходимости грузоподъёмностью до 220 (!) тонн. Без этих машин, подставивших свои могучие плечи под баллистические ракеты, не было бы и самого грозного вида Вооружённых сил СССР, а сегодня России — Ракетных войск стратегического назначения. Но всё это будет потом.

«Американоязычное» производство

Вернёмся к ЗИС-253. Создание этой машины стало возможным благодаря ещё довоенному соглашению Советского Союза с американской фирмой «Дженерал моторс». В соответствии с ним наша страна приобретала оборудование, технологию и техническую документацию на производство трёх-, четырёх- и шестицилиндровых дизелей. ЗиС-253 был спроектирован именно под 83-сильный трёхцилиндровый американ-ский дизель. Этот грузовик грузоподъёмностью 3,5 тонны задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС-150, поскольку УАЗ вырос из эвакуированных на Волгу цехов ЗиСа. После того как были созданы более совершенные варианты кабины, капота и крыльев, автомобиль получил марку УльЗиС-НАМИ-253 и в таком оформлении экспонировался в 1945 году на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники».

В 1946 году основное производство «американоязычных» грузовиков перенесли на Новосибирский автозавод, куда вслед за своим детищем переехал и Шапошник. Министр автомобильной промышленности Степан Акопов своим приказом назначил Бориса Львовича главным конструктором новорождённого сибирского завода.

Акопов, кстати, был первым автоминистром в нашей стране. Само министерство было создано только в 1945 году. Сталин и его окружение считали, что развитие советской автомобильной промышленности является первоочередной задачей послевоенного возрождения. 26 августа 1945 года было подписано постановление Государственного комитета обороны «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Наряду с расширением и реконструкцией таких предприятий, как ЗиС, ГАЗ, ЯАЗ, УралЗиС, пред-стояло построить новые заводы в Москве, Днепропетровске, Кутаиси, Одессе, Львове, Новосибирске с выходом с 1950 года на уровень производства полумиллиона машин в год. Пятую часть из них планировалось выпускать в Новосибирске. Первая новосибирская модель даже успела получить своё имя – НАЗ-253.

Город-неудачник

Двигатель для НАЗов должен был поставлять Ярославский автозавод. Для его производства на ЯАЗе соорудили новые цехи, куда уже с ноября 1944 года стало поступать закупленное в США оборудование.

В 1947 году в Новосибирске были собраны первые опытные автомобили НАЗ-253. Но неожиданно выяснилось, что следующие автомобили собирать не из чего: американское правительство затормозило поставки.

Началась «холодная война», и американцы прекратили продажу Советскому Союзу любых стратегических материалов, в перечень которых попало и оборудование для Ярославского автозавода.

В Москве в аналогичной ситуации оказался и завод имени Сталина (сегодня — ЗиЛ). Директор ЗиСа Иван Лихачёв принял тогда решение изготавливать нужные станки у себя на заводе. Ярославский директор на это не пошёл. А вышестоящие начальники не настояли. В результате от производства в Новосибирске грузовиков с трёхцилиндровым двигателем пришлось отказаться.

Новосибирский автозавод могла ожидать судьба минского МАЗа. Именно в столицу Белоруссии был откомандирован из нашего города конструктор Борис Шапошник для создания нового конструкторского бюро с задачей «разработать конструкторскую документацию, изготовить и провести испытания опытных образцов, поставить на серийное производство автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 тонн». В приказе об этом назначении говорится: «Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав отдела главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод». Был выполнен не только этот, но и все другие пункты приказа, причём в сроки, которые даже по нынешним временам кажутся рекордно короткими: разработана конструкторская документация по МАЗ-525, изготовлены опытные образцы, проведены их испытания, и уже в сентябре 1950 года начат серийный выпуск нового автомобиля. То есть на всё это, включая переезд к новому месту работы, ушло всего 10 месяцев.

Чтобы не искушать судьбу, производство ставших в будущем знаменитыми самосвалов неудачнику-Новосибирску не доверили. Как известно, Иосиф Виссарионович был большим мистиком. Почти полностью построенный первый в Сибири автозавод, не считаясь с колоссальными истраченными впустую средствами, ликвидировали.

А на бывшей площадке автозавода был построен Новосибирский завод химконцентратов.

Кстати

НАЗ. Завод, которого не будет?
Вообще-то Новосибирск не один раз в своей истории пытался заполучить собственный автозавод. Первый секретарь обкома партии Фёдор Горячев пытался «пробить» строительство промышленного автогиганта. Как и в истории с МАЗами, не срослось.

Третью попытку совершило ФГУП «Новосибирский завод им. Коминтерна», в 2003 году подписавшее с Минским автомобильным заводом протокол намерений об организации в Новосибирске на площадях завода сборочного производства автобусов МАЗ. Предполагалось, что стоимость автобусов, собранных в Новосибирске, не будет превышать трёх миллионов рублей. Минский автозавод должен был поставлять шасси и колеса, а в Новосибирске собирались проводить окончательную сборку продукции: обшивку, набивку сидений, окна, двери, проводную систему салона. Не получилось…

Четвёртым рискнуть проявить себя на ниве автомобилестроения рискнул местный холдинг «Транссервис». В 2005 году он основал производство по сборке китайских автомобилей. Были озвучены достаточно амбициозные планы: построить к началу 2007 года завод мощностью 10 тысяч автомобилей в год. В марте 2006 года первые собранные автомобили китайской марки Chery поступили в продажу в Новосибирске, Омске и Тюмени. Говорят, что кто-то уже встречал на улицах нашего города машины с надписью «Сделано в Сибири». Но что-то не заладилось и у «Транссервиса».

Сегодня производство заморожено: собранные в России внедорожники выходят дороже китайских оригиналов. Кроме того, на мой взгляд, не обошлось и здесь без доли мистики: успешной реализации благих начинаний, скорее всего, в немалой степени помешало то, что название новая компания получила старое: «Новосибирский автомобильный завод». НАЗ…

26 сентября 1948 года Совет министров СССР принял весьма загадочное, на взгляд современного новосибирца, постановление. В нём шла речь о ликвидации Новосибирского автозавода. Да, свой автозавод у нас в то время действительно был.