Даже если вы не студент и не Татьяна, не нужно обходить стороной сегодняшний праздник. Пусть Татьянин день на календаре станет поводом пересмотреть старое доброе кино о студентах. Пять вариантов: мюзикл, трагикомедия, мелодрама и две комедии — фантастическая и романтическая.
«Стиляги», режиссер Валерий Тодоровский, 2008 год
Фильма «Стиляги» удивляет подбором музыкальных номеров: действие фильма происходит в Москве 1950-х, а песни в нем — сплошь кавер-версии песен 1980-х. Но, как ни странно, тут все логично.
Интерес к культуре стиляг, существовавшей в СССР в 1950-х, возродился в конце 1970-х. Разговоры о ней вернулись после триумфального успеха спектакля «Взрослая дочь молодого человека», поставленного Анатолием Васильевым на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (сейчас — «Электротеатр Станиславский»). Музыканты группы «Браво», возникшей в середине 1980-х, уже активно эксплуатировали образ стиляг, играя бит и соответствующим образом одеваясь.
Главные герои фильма Тодоровского не просто живут в Москве — жизнь стиляг проходит в самом ее центре, на улице Горького (Тверская), которую они ласково зовут Бродвеем. Удивительно, но все сцены на «Бродвее» сняты не в Москве и даже не в России. За подходящей натурой — сталинскими зданиями с минимальными следами современной жизни — съемочная группа отправилась в Минск. «Коктейль-холл», куда нарядные герои ломятся шумной толпой, сыграл минский ГУМ. В Москве, впрочем, тоже работали — материал для некоторых сцен был доснят на Пушкинской площади и Тверской. Московские съемки прошли серьезный постпродакшен — на видео нужно было стереть приметы времени.
Второе после «Бродвея» любимое место героев — роскошная квартира Фреда (Максим Матвеев). Он сын дипломата, студент МГИМО и ему уготована международная карьера. Пока не началась серьезная взрослая жизнь, Фред отчаянно веселится — поет блюз, эксцентрично одевается, добывает заграничные пластинки и красит своего бульдога в розовый цвет. Скоро ему предстоит первая поездка в США, которая покончит с веселой юностью. На родину он вернется с печальной новостью: оказывается, в настоящей Америке нет стиляг.
«Сверстницы», режиссер Василий Ордынский, 1959 год
У Тодоровского взгляд на стиляг из XXI века: яркие личности противостоят серым комсомольцам. Увидеть, как изображали стиляг в кино 1950-х, можно в фильме «Сверстницы». Здесь совершенно противоположная картина: напомаженные мальчики и девочки, которые нигде не учатся и не работают, проматывают родительские денежки в ресторанчиках. Эти стиляги — герои карикатур в «Крокодиле», их фотографии хранятся в милиции, а их папы и мамы прячут на людях глаза. Попасть в такую компанию — стыд, срам и клеймо на всю жизнь.
Именно с такими дружками жизнь сводит одну из трех главных героинь фильма, юную Свету (Людмила Крылова). На кривую дорожку ее вывело легкомысленное отношение к жизни. После школы она провалила вступительные экзамены, о чем не сказала ни отцу, ни подругам, в отличие от нее ставшим студентками.
Лучшими друзьями девушки становятся два бездельника, которые открывают ей богемную жизнь ночной Москвы. Чуть было не пропав в сомнительной компании, Света все же исправляется. В этом ей помогает встреча с положительным Васей (Владимир Костин) — комсомольцем, красавцем и мастером часового завода. Пройдя через товарищеский суд и трудотерапию у станка, Света становится идеальной советской девушкой. А Вася наконец может признаться ей в любви — оказывается, строгий юноша был покорен ее красотой с первого взгляда.
Впрочем, назидательности в «Сверстницах» гораздо меньше, чем может показаться. Сценарий и режиссура — на уровне классического Голливуда (например, мелодрамы Дугласа Сирка). Кроме того, здесь звездный актерский состав: двух подруг Светы играют Лидия Федосеева (еще не Шукшина) и Маргарита Кошелева.
Что еще можно увидеть в этом фильме, кроме карикатурных стиляг? Например, московское метро 1958 года. В финале фильма счастливые Света и Вася катаются до самого закрытия по Кольцевой линии. Иногда в окне мелькают непривычные современному глазу таблички «Посадка с противоположной платформы», подсказывающие, что до некоторых станций быстрее добраться, если поехать в обратную сторону. А в конце этой поездки есть загадка для любителей метро: герои выходят из вагона на «Павелецкой» Кольцевой линии, а к эскалатору бегут уже по вестибюлю другой станции.
«Разбудите Мухина!», режиссер Яков Сегель, 1968 год
Одновременно самый фантасмагорический и самый честный фильм о студенческой жизни. Честность состоит в том, что заглавный герой Саша Мухин (Сергей Шакуров), как и все студенты во все времена, постоянно очень хочет спать. Не потому, что отчаянно веселится, а потому что работает — днем Мухин водит поезд метро, а вечером, уже сонный от усталости, идет на занятия.
Он засыпает на каждой лекции — по литературе, по истории, по физике… и видит сны, в которых то пытается спасти Пушкина от дуэли с Дантесом, то участвует в восстании Спартака, то встречается с Галилео Галилеем. И каждый раз ему не дают досмотреть сон — бедного Мухина насильно возвращают в реальность.
«Разбудите Мухина!» прошел в прокате очень ограниченно, получив четвертую категорию (от пяти до 10 копий). Его показывали в некоторых периферийных кинотеатрах страны и очень редко — по телевидению. Зрители-современники и критики тех лет картину не поняли — чего стоит цитата из одной из рецензий: «Разбудили Мухина, усыпили зрителя».
Но сегодняшний зритель, если не уснет вместе с героем, увидит в нем много примет времени — и последние отголоски оттепели, и ощущение жизни в космическую эпоху. И, конечно, услышит прекрасную музыку — саундтрек к фильму написал Микаэл Таривердиев.
«Баламут», режиссер Владимир Роговой, 1978 год
Вот фильм еще об одной насущной проблеме советского студента — английском языке. Сегодня мы все буквально окружены английским, но знает его на достойном уровне далеко не каждый. Что уж говорить о выпускнике сельской школы 1977 года Пете Горохове (Вадим Андреев), чудом поступившем в престижный экономический вуз в Москве! Инглиш для него — настоящее проклятье: к изучению языка он приступает уже после школы. Одна из столичных «англичанок» с сомнением качает головой, слушая его this и the. «В институте вам будет очень трудно», — говорит она.
Крепкий, хозяйственный и уверенный в своих силах Петя в Москве справляется со всеми трудностями и даже помогает своим однокашникам. В последнем он преуспевает лучше всего: он-то видит, как нужно жить. Из-за любви давать непрошеные советы и вмешиваться в чужие дела Петя получает свое прозвище — Баламут.
Среди столичных ребят он становится лидером, по профильным предметам получает хорошие отметки, вот только английский портит всю жизнь. Теперь он портит не только зачетку, но и крушит надежды на личное счастье: в институте Петя влюбляется в кубинскую студентку Норис (Норис Поластре), но даже не может пригласить ее на свидание.
Вадим Андреев, для которого роль Пети Горохова стала кинодебютом, во время съемок сам был студентом. Позже он рассказывал, как однажды их, студентов ВГИКа, пригласил на Киностудию имени Горького Владимир Роговой, чтобы показать свежий сценарий, написанный Сергеем Бодровым-старшим. Сценарий под рабочим названием «Студенты и студентки» гостям не понравился — они быстро разнесли и сюжет, и диалоги. Но Роговой, к тому времени уже прославленный режиссер, снявший фильм «Офицеры», сумел повернуть разговор о будущем фильме так, что сниматься в нем захотели все.
Андрееву, назначенному на главную роль, пришлось непросто — как и его герою: материал отсматривала Татьяна Лиознова, на курсе которой он учился. Строгий педагог не щадила своего студента и грозилась отчислить за плохую игру.
К счастью, все обошлось: в 1979 году Андреев окончил ВГИК, получил приглашение на работу от Киностудии имени Горького и попал в десятку лучших актеров года по результатам опроса журнала «Советский экран».
«Курьер», режиссер Карен Шахназаров, 1986 год
Все проблемы свалились на голову главного героя сразу после школы. Сначала развелись родители Ивана (Федор Дунаевский), а потом он провалил экзамены в институт и попал на работу в журнал «Вопросы познания». Ввиду отсутствия опыта и юного возраста — курьером. Выполняя поручение редактора, однажды он попадает в дом профессора Кузнецова — и сталкивается с совершенно другой жизнью.
Иван, житель спального района, кажется, впервые гостит в таком доме (съемки велись в здании страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре). А еще впервые видит такую девушку — дочь профессора Катю (Анастасия Немоляева), студентку первого курса филологического факультета МГУ. Противоположности притягиваются, но оба, конечно, понимают, что у них ничего не получится — хотя им очень весело вместе. Осенью ее ждет второй курс, а его — скорее всего, армия.
Примечательна сцена на лестнице главного здания МГУ, куда Иван приходит мириться с Катей. Героиня Немоляевой и ее друзья будто сошли со страниц заграничного журнала мод, и рядом с ними Иван выглядит нелепо. Модная одежда тогда была на вес золота, и, чтобы одеть студентов из богатых семей, пришлось буквально собирать с миру по нитки. Анастасия Немоляева, например, в фильме носит свою личную одежду, а также костюмы из гардероба Алены Сетунской — тогдашней супруги режиссера.