Резервы роста бюджетных доходов на региональном уровне

В настоящее время очень важной задачей является обеспечение роста бюджетных доходов, в т.ч. для бюджета города Москвы.

Первым направлением обеспечения роста можно выделить налоговое стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо налоговых стимулов, которые проявляются путем снижения налоговой нагрузки за счет использования специальных налоговых режимов, есть и неналоговые стимулы – среди них активно развивается система государственных закупок.

Безусловно, рост объема городских закупок у малого бизнеса в Москве (примерно на 1/3 за год) положительно влияет на развитие предпринимательской деятельности в регионе. Отметим, что большие возможности стали доступны на основе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» при развитии Цифровой программы. Для города это означает, что запросы будут обеспечены качественно и в срок с учетом требований законодательства (особенно это актуально в медицинской сфере и коммунальном хозяйстве), что стоимость товаров, работ, услуг является обоснованной и конкурентоспособной, а также решает проблемы, возникающие при импортозамещении. Нельзя не отметить рост налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в московский бюджет на 10% за последний год (по специальным налоговым режимам), при этом такие платежи занимают четвертое место в налоговых доходах бюджета. Для лиц, участвующих в закупках, это положительно влияет на финансовое положение, стабильность доходов, снижение предпринимательских рисков, получение нового опыта ведения бизнеса, возможность обеспечивать сохранность и расширение рабочих мест, в т.ч. для студентов и выпускников вузов, которые хотят себя попробовать в новом деле. Малый бизнес участвует и в обеспечении работой лиц с ограниченными возможностями и лиц предпенсионного возраста, что позволяет повышать их вовлеченность в жизнь общества и увеличивать их доходы. Сравнительно новый тренд – участие самозанятых в закупках, что обусловлено их высокой мобильностью и быстрой адаптацией к меняющимся условиям. При этом обязательное условие успешного участия в закупках – постоянная помощь в информировании и оформлении документов. Безусловно, важно не допускать злоупотреблений среди субъектов малого предпринимательства, которые искусственно дробят бизнес, чтобы получать дополнительные преференции от своего статуса. Кроме того, обеспечение контроля за качеством выполнения контрактов положительно повлияет на сознательность реализации возложенных на себя обязательств.

Второе направление – повышение НДФЛ в бюджетных доходах. Большое значение имеет величина доходов населения, рост которых влечет за собой увеличение налоговой базы. В настоящее время речь идет, с одной стороны, о дефиците профессиональных кадров (за счет которых и поступает НДФЛ по прогрессивной ставке), но, с другой стороны, многие выпускники не могут (или не хотят) найти работу по специальности, выбирая для себя фриланс или «работу для души в свободное время от личностного роста». При этом четко выделяется тренд на уникальность и высокое профессиональное мастерство: можно заработать равную сумму не только будучи представителем высшего менеджмента в банке, но и создавая уникальные прически или выполняя ремонтные работы на достойном уровне, следовательно, лидирующие позиции в любой профессиональной сфере помогут обеспечить соответствующий уровень дохода. Количество рабочих мест для специалистов с невысокой квалификацией будет сокращаться – т.е. автоматизация и роботизация части процессов возможна без участия человека, однако нельзя не отметить рост запросов на высококвалифицированных специалистов в той же отрасли (речь идет о том, что перспективы распространения практики такси без водителя, как уже применяется в Иннополисе, не исключают потребности в личных водителях руководителей разного уровня). IT-специалисты, безусловно, очень нужны в разных организациях, однако если они не разбираются в специфике бизнеса, будет постоянно требоваться отладка подготовленных программ и баз данных с помощью профильных специалистов (пример – в бюджетных учреждениях особые правила ведения учета и отчетности, что влияет на корректировку бухгалтерской программы с участием финансистов).

Исследования показывают, что каждое обучение, в т.ч. повышение квалификации, приносит рост доходов в среднем на 10%. Могу подтвердить этот тезис на собственном опыте – после посещения занятий по повышению квалификации в сфере управления персоналом получила предложение по проведению занятий для слушателей, расходы на обучение окупились многократно. Однако на первый план выходит необходимость накопления опыта и профессионального развития для обеспечения своей конкурентоспособности, а также любовь к делу, которым занимается человек (как ни странно это звучит в современном мире), потому что эта любовь транслирует увлеченность в деле и заставляет развиваться в своей сфере. Для примера – средний чек на маникюр (2000 руб. за час работы) сопоставим по стоимости с аналогичной по времени консультации по налоговым вопросам, т.е. можно говорить о том, что во многом важно качество обучения, накопленный опыт, способность к переобучению и успешная поддержка своего личного «бренда».

Третье направление – поступление налога на имущество организаций в большем размере путем корректного определения налоговой базы, что должно достигаться по следующим аспектам: детализация понятия «недвижимое имущество» в НК РФ в ст. 374 НК РФ, т.к. в настоящее время судебная практика пестрит многочисленными неоднозначными решениями в части отнесения имущества к недвижимости; оценка правомерности применения налоговых льгот и пониженных налоговых ставок; корректная оценка среднегодовой стоимости облагаемого имущества путем правильного определения величины амортизации  и переоценки с учетом обесценения, а также повышающих коэффициентов (в соответствии с ФСБУ); контроль за правильностью определения кадастровой стоимости в части коммерческой недвижимости и за пересмотром Перечня торгово-офисных объектов недвижимости (в 2024 году в перечне содержится более 37 тысяч объектов, при этом 406 были исключены).

Смирнова Елена, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации