М.Мишустин: «Меры поддержки в целом позитивно сказались на экономике регионов. За три квартала выпуск товаров и услуг по базовым видам деятельности увеличился почти на 5,5%. В 76 субъектах сложился суммарный бюджетный профицит – примерно в 1,5 трлн рублей».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из
стенограммы:
Координационный центр Правительства, Москва
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня обсудим социально-экономическое
развитие регионов и сферы
ипотечного кредитования.
Перед субъектами Российской Федерации
поставлен ряд сложнейших задач,
связанных с реализацией национальных
целей, которые определил Президент.
Многие важные изменения произойдут именно на местах в наших регионах. Появятся новые социальные объекты, инфраструктура, предприятия. Из каждого
конкретного успеха сложится общий
вектор развития нашей экономики в ближайшие годы.
Участники совещания
-
Список участников совещания по социально-экономическому развитию регионов и вопросам ипотеки, 6 декабря 2021
Чтобы ускорить решение спорных вопросов и
усилить координацию между ведомствами, назначен куратор каждого федерального
округа в ранге вице-премьера российского Правительства. Мы последовательно
укрепляем финансовую устойчивость
региональных бюджетов, направляем средства на обеспечение их сбалансированности, что облегчает
работу в условиях пандемии и необходимости противодействия её последствиям.
Правительство выделило дополнительно на сбалансированность бюджетов ещё почти 30 млрд рублей. Их получат 45
субъектов Российской Федерации.
По поручению Президента за счёт этих средств
будут профинансированы расходы на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, а также ряд социально
значимых и первоочередных мероприятий,
которые запланировали регионы. Кроме того, финансирование пойдёт на
ремонт и реконструкцию дорожной инфраструктуры, строительство спортивных и
других важных для людей объектов.
Всего же на этот год с учётом дополнительных решений дотации на обеспечение
устойчивости региональных бюджетов предусмотрены в объёме 1 трлн рублей. В следующем году базовая сумма не уменьшится, напротив, она будет проиндексирована.
Также мы помогли снизить долговую нагрузку. Реструктуризировали
бюджетные кредиты почти на 220 млрд рублей. Выделили долгосрочные
займы на замещение рыночного
долга регионов и муниципальных образований почти на 335 млрд рублей.
Оказываем поддержку и в вопросе привлечения инвесторов, в том числе в
инфраструктуру. Недавно были одобрены заявки 81 субъекту Российской Федерации на инфраструктурные бюджетные
кредиты почти на 484 млрд
рублей. И эта работа будет продолжена.
Все эти меры поддержки в целом позитивно
сказались на экономике регионов. За три
квартала выпуск товаров и услуг по базовым видам деятельности увеличился почти на
5,5%. Причём рост отмечен во всех федеральных округах. Лидерами
же стали Центральный (10%) и Северо-Кавказский (7,7%).
Выросли инвестиции в основной капитал. В результате повысились и доходы
регионов. В 76 субъектах
Российской Федерации сложился суммарный профицит
– примерно в 1,5 трлн рублей. С
дефицитом исполнены бюджеты лишь девяти
регионов – это меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Напомню,
что в прошлом году это было 35 регионов.
Принимает Правительство
и другие решения, которые
призваны ускорить развитие региональной экономики. Ведь Россия –
страна с огромной территорией, и крайне важно
грамотно использовать
такое преимущество. Чтобы принимать эффективные
меры, необходимы полные и точные сведения. Без них также невозможно предоставлять качественные
услуги гражданам и бизнесу.
Утверждена новая
государственная программа «Национальная система пространственных данных»,
которая станет серьёзным подспорьем в решении таких задач. Это базовый программный документ по
вопросам развития пространственных данных, недвижимости и земельных отношений. И
конечно, это поможет территориальному планированию регионов.
Пока в этой сфере есть определённые сложности. Нет общих цифровых сервисов. Информация о земле, природных ресурсах, лесных и водных объектах достаточно разрозненна. Она содержится в различных государственных информационных системах, из-за этого непросто получить достоверную общую картину. Кроме того,
отсутствуют сведения о правообладателях почти 50 млн объектов. У более чем
23 млн земельных участков нет
установленных границ. Такое
положение вещей зачастую приводит к возникновению споров.
Реализация государственной программы позволит
навести порядок в этой сфере,
для чего проведём ускоренную цифровизацию
данных о земле, недвижимости и сведений о правах и кадастровой оценке.
Создадим Единую цифровую
платформу пространственных данных на территории
всех регионов, а также единую
электронную картографическую основу.
По сути, это будет цифровая модель
нашей страны с информацией из всех ведомств. Например, о
существующей на той или иной территории инфраструктуре,
природных ресурсах. То есть обо всём, что об этом известно. Для этого будем внедрять
отечественные решения, которые обеспечат
взаимодействие с региональными и муниципальными
информационными системами и, самое главное, качественный обмен данных.
В рамках госпрограммы продолжим работать и над повышением качества сервисов для граждан и бизнеса. К концу
2030 года переведём в электронный вид большинство
государственных услуг по кадастровому учёту и регистрации прав.
Всё это потребует серьёзного финансирования. В бюджете следующего года на выполнение
государственной программы в целом запланировано около 50 млрд рублей, примерно по столько же – на последующие два года.
Главная цель помощи регионам – это улучшение качества жизни наших людей.
Для этого Правительство реализует большой
комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение людей комфортным жильём, хорошими дорогами, современными больницами и поликлиниками, школами,
детскими садами.
Жилищное строительство,
безусловно, один из наших
приоритетов. За 10 месяцев этого
года ввод жилья уже превысил 72 млн кв. м,
что почти на треть больше, чем за аналогичный период
прошлого года.
Необходимо, конечно,
поддерживать набранные темпы,
прежде всего – в интересах наших граждан.
Президент чётко поставил задачу: к 2030 году не менее 5 миллионов семей ежегодно должны улучшать свои жилищные
условия. На этот год план – 3,5
миллиона. Но на 1 ноября он выполнен уже на 90% с лишним.
В значительной степени этому способствовали льготные кредитные программы, которые мы принимали или расширяли в
период пандемии. Это и семейная, и сельская,
и дальневосточная ипотека, а также программа на приобретение жилья в новостройках.
Часть из них стартовала в прошлом
году на фоне мягкой денежно-кредитной политики.
Необходимо внимательно следить за изменением
условий работы в сфере жилищного
кредитования и вовремя реагировать на различные факторы, в том числе на изменение ставок по займам. Если до
конца года они будут расти,
в следующие три года
придётся дополнительно потратить миллиарды рублей.
Сейчас крайне важно не допустить замедления темпов достижения национальных целей, которые установил Президент, а также чрезмерного
роста нагрузки на бюджеты всех уровней. И конечно, сохранить доступность ипотеки для людей.
Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить
факторы, влияющие на рост
региональных экономик и, соответственно, на уровень благосостояния наших граждан, посмотреть, какие дополнительные решения нужны, чтобы
сохранить хороший темп.
Слово предоставляется Марату Шакирзяновичу Хуснуллину.
М.Хуснуллин:
Уважаемый
Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Благодаря постоянному вниманию со стороны
Президента, системной работе Правительства и Председателя Правительства, а
также слаженной работе с губернаторами в штабном режиме мы можем сегодня уже
уверенно сказать, что строительная отрасль, а особенно жилищное строительство,
смогла преодолеть основные проблемы, связанные с пандемией.
В этом году, как Вы уже сказали, Михаил
Владимирович, совершенно точно по оперативным данным видно, что мы превысим
объёмы ввода жилья по сравнению с прошлым годом, причём превысим значительно.
Данные будут известны где-то уже к началу следующего года.
Начиная с 2019 года у нас в связи с переходом на
счета эскроу было снижение выдачи разрешений на строительство. Однако за
последний год разрешений на строительство выдано на 43% больше, чем за
аналогичный период прошлого года. То есть мы, как говорится, раскручиваем
стройку, раскручиваем предложение. И это у нас неплохо пока получается.
Неплохие результаты по расселению из аварийного
жилья. Мы строим для жителей аварийных домов на 137% от количества людей больше
и на 127% от плана физических квадратных метров. Это благодаря опережающему
строительству и целому ряду мер, которые были приняты для поддержки расселения
аварийного жилья.
У нас неплохая ситуация по дорожному строительству.
Если посмотреть на физические объёмы, мы на 3,5% идём выше плана прошлого года.
Это в целом по дорогам в агломерациях, где у нас задача – достигнуть результата
85%. По региональным дорогам мы идём на 2,4% больше от норматива. Кассовое
исполнение у нас по дорожному строительству практически на 3% выше, и выполнение
дорожных работ составляет 97%. Буквально дооформляют документы. Безусловно,
планы этого года будут перевыполнены, несмотря на все сложности, связанные с
пандемией.
В то же время хочу отметить, что у нас очень неплохо
идёт развитие ипотеки. Это, конечно, благодаря принятым системным решениям плюс
мягкой кредитной политике, которая была принята в прошлом году. У нас в целом
рост ипотеки увеличивается. При этом надо отметить, что мы приняли в этом году
решение в первую очередь о развитии льготной ипотеки. И жизнь показала
правильность этих решений.
В 2021 году семейная ипотека была расширена в
отношении семей с одним ребёнком, распространена на строительство объектов ИЖС
и продлена до 31 декабря 2023 года. Уже сегодня мы видим порядка 100 тыс.
кредитов, что на 43% выше объёма выданных в 2020 году.
Ипотека на новостройки, несмотря на повышение ставки
с 6,5 до 7% и сокращение максимального размера кредита до 3 млн рублей, также
пользовалась устойчивым спросом. За 11 месяцев (по состоянию на 25 ноября) было
выдано почти 300 тыс. кредитов на сумму 950 млрд рублей. Указанная программа
также была продлена до 1 июля 2022 года и распространена на строительство
объектов ИЖС.
Произошло, конечно, снижение по льготной
ипотеке, но суммарно мы идём примерно на уровне прошлого года. Всего по всем
ипотечным программам выдано почти 393 тыс. кредитов на сумму 1,307 трлн рублей.
Это несколько ниже по количеству кредитов, но по деньгам будет сопоставимо и
даже выше, чем в прошлом году.
Особо хотел бы
сказать по дорожному строительству. Кроме названных показателей в целом мы
успешно реализуем программу строительства трассы Москва – Казань –
Екатеринбург. И сегодня, несмотря на все сложности, уже идём по ряду участков с
опережением. Стали строить мост через Волгу. По ряду объектов уже в следующем
году сдадим определённые участки дорог. Общий план – в 2023 году закончить
основной ход, в 2024-м – все остальные виды работ.
Приступили к
работе по дороге от Казани до Екатеринбурга. Сделана уже документация. Идёт
подготовка территории. 960 коммуникаций определены к выносу. Очень активно со
всеми энергоснабжающими организациями работаем.
В этом году для
поддержки регионов, их инвестиционного развития мы ввели понятие «инфраструктурное
меню». Согласно этому инфраструктурному меню мы комиссионно совместно с
Минфином, Минэком, Минстроем распределили на поддержку почти 500 млрд. В
инфраструктурное меню входят также инфраструктурные облигации, которые тоже
активно с банком «ДОМ.РФ» реализуются.
Очень большая
работа идёт по реструктуризации бюджетных кредитов, которая позволяет
реструктурированные деньги от бюджетных кредитов вкладывать также в экономику.
Эту работу ведёт Минэкономразвития. На сегодняшний день уже одобрены
предложения по инфраструктурным объектам в объёме 195 млрд, что позволит 428
новых инвестиционных проектов реализовать в 64 регионах с объёмом внебюджетных
инвестиций более 2,6 трлн рублей и создать 130 тыс. рабочих мест.
По поручению
Президента мы подготовили механизм и собрали заявку на развитие Фонда ЖКХ. Это
предоставление порядка 150 млрд Фонду ЖКХ для приведения коммунальной
инфраструктуры в порядок. С первых месяцев следующего года начинаем уже активно
эти деньги рассматривать и принимать, утверждать проекты.
И здесь, Михаил Владимирович, я, пользуясь случаем,
хочу сказать огромное спасибо Вам лично, Министерству финансов: у нас
опережающее финансирование строительства в этом году, уже более 400 млрд. То
есть мы с программой 2022–2023 годов на опережающую стройку выделили 400 млрд,
что позволит нам сэкономить средства на инфляции, которая для нас сегодня
является одной из самых больших угроз и вызовов, и выполнить все национальные
проекты.
Таким образом, мы имеем действующие меры
государственной поддержки, прописанные в 2021–2024 годах, – это 1,5 трлн, новое
инфраструктурное меню – это ещё почти 1,5 трлн, но надо понимать, что это в
течение трёх-пяти лет. Итого у нас около 3 трлн будет средств, включая
бюджетные деньги, плюс деньги возвратные, вот эти 1,5 трлн в инфраструктурном
меню. И у нас условие при выделении этих денег: на каждый рубль бюджетный
должно быть не менее рубля внебюджетных. То есть на ближайшие годы это один из
колоссальных драйверов развития всех территорий. И очень важно, как мы построим
эту работу.
Если посмотреть, на что вообще регионы взяли эти
кредиты, то картина очень интересная и показательная: из 613 объектов на сегодняшний
день на инженерную инфраструктуру ушло 355 проектов, то есть это самая большая
потребность, 146 млн.
Второй вопрос – общественный транспорт. Михаил
Владимирович, я знаю, что в рамках социальных инициатив принято решение о
развитии этого проекта как отдельного, о его усилении, потому что регионы
практически бóльшую часть денег, треть с лишним, попросили именно на развитие
общественного транспорта. И это пока ещё маленькая толика того, что просят
регионы. Поэтому мы хотели бы отдельно доложить Вам по этим проектам наши
подходы с Дмитрием Юрьевичем Григоренко.
Социальная инфраструктура, дорожное строительство,
тоже 134 проекта на достаточно большую сумму, особые экономические зоны,
промпарки… И пока, к сожалению, мы не успели догнать проекты туристической
инфраструктуры. На это прошу тоже обратить внимание, потому что проектов у нас
достаточно много.
Очевидно, что мы, как говорится, разогнали
экономику, разогнали стройку, но сейчас видим серьёзные угрозы, связанные с
инфляцией, с развитием ипотеки. Поэтому для выполнения всех национальных
проектов, для достижения поставленных Президентом целей нам, конечно, нужно
подобрать новые решения и новые ответы на вызовы, которые перед нами ставит и
мировая инфляция, и сегодняшняя экономическая ситуация. У нас подготовлены
предложения, которые мы готовы обсудить в ходе совещания.
<…>