Сергей Собянин принял участие в церемонии завершения проходки левого перегонного тоннеля от станции «Лефортово» до станции «Рижская» Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена.
«Сегодня знаковый для метростроения день: мы на Большой кольцевой линии метро закончили тоннель глубокого заложения — это последний тоннель на этой линии, глубина от 45 до 70 метров. Проходка была сложной, тяжелой. За три года полностью закончили проходку на северо-восточном участке. Сама станция “Рижская” очень важная и нужная, она находится рядом с МЦД-2, будущим МЦД-3, Рижским вокзалом. Здесь будет достаточно крупный транспортно-пересадочный узел», — отметил Мэр Москвы.
Работы по проходке левого перегонного тоннеля северо-восточного участка Большой кольцевой линии начались 29 июня 2017 года. Использовался тоннелепроходческий комплекс «Татьяна», изготовленный в Германии фирмой Herrenknecht. Стартовав с площадки на Семеновской набережной за станцией «Лефортово», щит прошел через котлованы двух будущих станций БКЛ — «Электрозаводской» и «Сокольников». На «Сокольниках» была сооружена камера, в которой «Татьяна» сделала остановку для проведения санации и текущего ремонта.
Проходка велась в сложных геологических и технических условиях. В частности, «Татьяна» должна была пройти под действующей станцией метро «Сокольники» и одноименным парком, а также под железнодорожными путями. На этих участках во время работы комплекса были приняты дополнительные меры для безопасной работы метро и железнодорожного транспорта.
Конечной точкой пути стала уникальная демонтажная камера, диаметр которой равен 30 метрам, расположенная на глубине 45 метров. Это недалеко от будущей станции «Рижская». Всего «Татьяна» прошла 4661 метр.
Левый перегонный тоннель между станциями метро «Лефортово» и «Рижская» стал последним пройденным тоннелем на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро. Его строительство от станции «Нижегородская» до станции «Савеловская» начали в 2015 году. Длина участка составляет 14 километров. Здесь семь станций. Это «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща». Кроме того, участок включает в себя соединительную ветку в депо «Нижегородское» длиной 1,9 километра.
Строительство ведется в три этапа. 27 марта 2020 года был завершен первый этап, на котором построили участок «Нижегородская» — «Лефортово» длиной 5,8 километра. Всего на нем три станции, входящие в состав Некрасовской линии метро. Второй этап планируется завершить до конца 2020 года — это строительство «Лефортово» — «Электрозаводская» (одна станция) длиной один километр. Участок «Электрозаводская» — «Савеловская» построят на третьем этапе. Он включит в себя три станции, а его длина составит 7,2 километра. Строительство завершат в 2021–2022 годах.
В настоящее время готовность участка «Авиамоторная» — «Савеловская» составляет 71 процент (участок «Нижегородская» — «Авиамоторная» построен в составе Некрасовской линии).
«Мы закончили северо-восточный участок, общая протяженность получилась 14 километров. Работали три года, закончили на два месяца раньше срока и сейчас занимаемся сооружением станционных комплексов. Всего на северо-востоке шесть станций, строительство двух из них мы закончили в марте. В этом году мы завершаем строительство станции “Электрозаводская”. По графику в 2022 году идет сдача еще трех станций», — рассказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
По его словам, все эти станции глубокого заложения. Они расположены на глубине от 60 до 70 метров.
Станция «Рижская»
Станция «Рижская» Большой кольцевой линии будет расположена под проспектом Мира с выходом на Рижскую площадь и пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Станция глубокого заложения с одной островной платформой строится на глубине 62 метра.
После открытия станция «Рижская» войдет в состав одного из крупнейших пересадочных узлов Москвы — он объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). В перспективе здесь также пройдут линии МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Киевско-Горьковский». Таким образом, в Москве появится пересадочный узел, который объединит две линии традиционной подземки и три диаметра наземного метро.
Дизайн станции «Рижская», как и дизайн станций «Марьина Роща» и «Сокольники», был выбран по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects. Проект одобрили москвичи — участники голосования в проекте «Активный гражданин».
Основной архитектурный элемент станции — арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украсят 12 арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой.
Для отделки «Рижской» будет использован классический для московского метро гранит. Завершит общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместят название станции и схемы линии. В центральном зале вдоль пилонов установят скамьи.
Территорию возле станции озеленят, вымостят гранитом, установят скамейки и урны. На Рижской площади снова откроют фонтан.
Станция «Рижская» строится закрытым (горным) способом. В настоящее время завершается проходка и разработка грунта, ведется устройство основных конструкций. Строительная готовность станции составляет 49 процентов.
Открытие северо-восточного участка Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции метро «Савеловская» улучшит транспортное обслуживание районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Косино-Ухтомский и Некрасовка, в которых живут более 750 тысяч человек. Снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитена. Добираться до Савеловского и Рижского вокзалов станет легче. Произойдет полноценная интеграция Некрасовской линии в сеть Московского метрополитена. Кроме того, это позволит улучшить экологическую ситуацию в районах, через которые пройдет участок БКЛ, ведь интенсивность движения автотранспорта здесь сократится примерно на 10–15 процентов.
Большая кольцевая линия метро
Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 километров, здесь будет 31 станция и три электродепо (включая существующий участок «Каховская» — «Каширская»). Таким образом, она может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — вторую кольцевую линию пекинского метро (ее длина составляет 57 километров).
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.
Во время строительных работ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к Большой кольцевой линии новые радиусы метро — Рублево-Архангельскую линию на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарскую линию на станции «Улица Новаторов», перспективную линию в Бирюлево и Щербинку на станции «Кленовый бульвар».
Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, четыре на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть — на Московские центральные диаметры (МЦД) МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск), 11 — на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Впервые идея строительства Большой кольцевой линии возникла в 1985 году. Однако вследствие нехватки ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.
Решение начать строительство БКЛ было принято Сергеем Собяниным. Строительство линии разделено на участки:
— северо-западный участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Включает в себя этапы «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года) и «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018 года);
— северо-восточный участок от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская». Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (открыт для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская» и «Электрозаводская» — «Савеловская»;
— западный участок от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». Этапы: «Хорошевская» — «Карамышевская» и «Карамышевская» — «Кунцевская»;
— юго-западный участок от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского». Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская»;
— южный участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);
— восточный участок от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».
На данный момент завершена проходка 89 процентов тоннелей Большой кольцевой линии. Общая строительная готовность БКЛ составляет 66 процентов.
Итоги реализации программы строительства Московского метрополитена и планы на 2020 год
С 2011 года по настоящее время Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело в эксплуатацию 302,7 километра линий, 147 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.
Люблинско-Дмитровская линия:
— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);
— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);
— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;
— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининско-Солнцевская линия:
— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);
— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);
— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).
Замоскворецкая линия:
— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);
— станция «Технопарк»;
— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);
— станция «Спартак».
Бутовская линия:
— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).
Сокольническая линия:
— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);
— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).
Некрасовская линия:
— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);
— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (пять станций).
Большая кольцевая линия:
— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);
— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция).
Филевская линия:
— второй вестибюль станции «Международная».
На Московском центральном кольце ввели 31 станцию.
На Московских центральных диаметрах (МЦД-1, МЦД-2) открылись 60 станций, из которых 20 являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.
Также были построены и отреставрированы электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино» и «Руднево».
С начала 2020 года введено в эксплуатацию 15,6 километра линий и шесть новых станций метро, в том числе второй участок Некрасовской линии от «Авиамоторной» до станции метро «Косино» — 11,3 километра (пять станций — «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»), северо-восточный участок БКЛ от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» — три километра, одна станция («Лефортово»), тупики на участке Сокольнической линии от «Саларьева» до «Коммунарки» — 1,33 километра.
До конца этого года планируется построить еще 9,1 километра линий, три станции и одно электродепо. В том числе западный участок БКЛ от станции «Хорошевская» до станции «Карамышевская» длиной 5,5 километра, включающий в себя две станции («Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская»). Достроят и северо-восточный участок БКЛ от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» длиной один километр, включающий станцию «Электрозаводская». На этой же линии построят тупики за станцией «Деловой центр» длиной 1,2 километра. Оборотные тупики за станцией «Деловой центр» сделают и на Калининско-Солнцевской линии — их длина составит 1,4 километра. Кроме того, реконструируют электродепо «Сокол».
Всего в 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 24,75 километра линий, девять новых станции и одно электродепо.