В России необходимо законодательно определить понятия туристический маршрут и туристическая тропа, разработать их классификацию, а также снять барьеры по размещению троп на землях различных форм собственности. Об этом на российском туристическом форуме «Путешествуй!» заявил руководитель программы «Туристические тропы России» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Олег Иванов.
«Система советского туризма включала в себя тысячи туристических маршрутов, она была частью системы туристических кружков, в том числе, детских, а также клубов, в том числе, при предприятиях. Значок туриста СССР был предметом гордости, а спортивный туризм был национальным видом спорта. После деградации этой системы остались только туристические фирмы. И остались тропы, доступные для массового туризма, не требующей специальной туристической подготовки. И их нужно использовать для развития внутреннего туризма», — сказал эксперт.
Пешие, конные, велосипедные, лыжные, национальные, региональные, местные, паломнические, военно-патриотические, рекреационные… в российских регионах огромное число троп. В том числе — благодаря владельцам крупных туробъектов, курортов, которые отстраивают тропы вокруг базы отдыха, расширяя свой бизнес.
В десятку самых протяженных троп АСИ включило следующие: Севастопольская тропа (120 км), Дорога в Лавру (120 км), Волжская тропа Республики Татарстан (360 км), Крымская тропа (600 км), Южноуральская тропа(300 км), Сысертская сотня (110 км), Псковская тропа (170 км), Большая Засечная черта (800 км), Калужская (200 км) и Кубанская тропы (740 км). Каждая тропа находится в разной степени готовности, отметил эксперт.
«Проект протяженных, концептуальных, наполненных смыслом троп при правильной упаковке может привлекать турпоток и бизнес-проекты в регион. Это логическая, рекреационная база для местных жителей. Маркировка, переправа и GPS-трек – и люди готовы идти, также подключается бизнес», — отметил он.
Соучредитель АНО «Проект «Национальные тропы России» Игорь Булыгин подтвердил, что развивать систему туристических троп в России необходимо с помощью государства.
«В регионах трудно прокладывать тропы, везде разная геоморфология, расстояние между населенными пунктами, точками бизнеса, — сказал он. — Включение понятия тропы в закон упросит задачу».
Как рассказал начальник отдела особо охраняемых природных территорий Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федор Стулов, в Ленинградскую область ежегодно приезжает отдыхать 3 млн петербуржцев. Многие проводят активный отдых на маршрутах проекта «Тропа 47», инициированного губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.
«Наш регион —лидер по опыту и количества построенных туробьектов, на 40 маршрутах есть аудиогиды, 70% всех троп юридически оформлено… Все хорошо, не хватает только развития бизнеса», — отметил Федор Стулов.
Не хватает инфраструктуры и для популярной в России скандинавской ходьбы. Сообщество насчитывает сегодня 5 млн человек, сказал Председатель, Комитет по цифровым технологиям ОСИГ; руководитель Комитета по сертификации маршрутов и троп для скандинавской ходьбы RNWA Сергей Крячков.
«Нужна инфраструктура, устойчивое покрытие или щебеночные набивные, мелкий гравийный отсев итд. Ширина дорожки не менее 3 метров, — сказал он. — Ведь скандинавская ходьба — это не только физическая активность и способ привести себя в порядок, но и реабилитация: людей ставят на протезы, и им важно видеть прогресс каждый день. Для этого нужны соответствующие условия на тропах».
К слову, доступный или инклюзивный туризм, а также автомобильный туризм стали одними из ключевых тем форума. Эти направления внутреннего туризма в последние годы обрели большую известность в стране во многом благодаря активности Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга. Так, общественники создали в Тверской области тематический маршрут «Открывая Пушкина». Эксперты уверены, что инклюзивные маршруты позволят миллионам граждан отдыхать и радоваться жизни, а также эффективно проходить реабилитацию.
«За шесть лет работы мы смогли донести до общества и власти свои инициативы, и мы рады, что нас слышат, — прокомментировал президент организации, руководитель Экспертной рабочей группы по инклюзивному туризму при Комитете Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также комитета по автотуризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Лобарев. —Туристические тропы будут хорошим подспорьем для автомототуристов. Многие едут на автомобиле, чтобы перезарядиться и получить много ярких эмоций. Ассоциация готовится к диалогу с Минтрансом о том, чтобы определять объекты придорожного сервиса с учетом расположения туристических троп на автомаршрутах. Тогда наши туристы смогут наслаждаться полноценным активным отдыхом».
Напомним, президент России Владимир Путин поручил правительству РФ до 15 июня разработать и утвердить концепцию развития автомобильного туризма России. Ответственным за выполнение поручения назначен премьер-министр России Михаил Мишустин.