В Музее архитектуры имени А.В. Щусева пройдет цикл из 12 лекций «Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте». Проект приурочен к грядущему 85-летию столичной подземки. Первая линия метро была запущена 15 мая 1935 года.
Лекции будут идти раз в неделю с 28 января по 14 апреля. Посетители узнают о феномене московского метро и о культуре подземного транспорта в мире. Лекторы не только расскажут истории появления этого вида общественного транспорта в СССР, но и проанализируют современную архитектуру метрополитена, дадут прогнозы на будущее.
Посетители познакомятся с термином «внеуличный городской транспорт» и узнают о первых проектах в этой сфере в разных странах. Например, не всем известно и о том, что первые идеи создания такого вида общественного транспорта в Москве относятся к концу XIX века. Однако этим планам суждено было остаться на бумаге. Эксперты рассмотрят преемственность традиций внеуличного транспорта в проектах первых станций метро СССР.
Цикл лекций также коснется изменений в архитектуре московского метро в советские годы. Смена политических ситуаций в стране каждый раз задавала новые тенденции в дизайне подземки. Разнообразие первых 13 станций метро, например, будет рассматриваться как начало обращения к классическому наследию в советской архитектуре. Лекторы обратят внимание на дворцовое убранство метро в сталинскую эпоху, унификацию архитектуры в период оттепели, а также расскажут о «третьем пути» в проектировании в 1960–1980-х годах. И наконец, на лекциях будут описаны неоднозначные архитектурные решения постсоветской эпохи на рубеже веков.
От техосмотра до правил уличного движения: Главархив рассказывает о развитии городского общественного транспорта Триумфальная арка и усадьба Виноградово: до каких еще достопримечательностей можно добраться на МЦД-1
Слушатели также смогут узнать об архитектуре метро в других городах России. Спустя 20 лет после открытия метро в столице совсем другого вида подземку строят в Ленинграде. Затем внеуличный городской транспорт проектируется в городах союзных республик, и только в 1980-х — начале 1990-х метро появляется в Горьком (сейчас — Нижний Новгород), Новосибирске, Куйбышеве (сейчас — Самара) и Свердловске (сейчас — Екатеринбург).
Последние лекции цикла будут посвящены облику метро в зарубежных странах и современной архитектуре столичной подземки. Слушатели узнают об инженерах, которые создают проекты сейчас, и о воплощении новых стилей в дизайне метро.
В качестве лекторов выступят авторы образовательного проекта «Еще раз про метро» — краевед, историк архитектуры, специалист по истории общественного транспорта Москвы Дмитрий Гончарук и кандидат исторических наук специалист по архитектуре метро Александр Змеул.
Подробнее о теме каждой встречи можно прочесть на сайте музея.
Лекции будут идти по вторникам в 19:00. Цена полного билета — 400 рублей, льготного — 200 рублей, также можно купить абонемент на весь курс. Они продаются в кассе музея.