Холодный пластик для дорожной разметки

14.03.2016

Около 40% дорожной разметки в столице станут наносить холодным пластиком в 2016 г.

Холодный пластик

В текущем году около 40% дорожной разметки в Москве нанесут холодным пластиком. Для этого город закупит восемь специальных машин. Об этом сообщает сетевой портал m24.ru со ссылкой на слова руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Александра Орешкина.

«В этом году планируем до 40% всего общего объема разметки Москвы сделать холодным пластиком. Всего нанести нужно порядка 2,5 млн кв. м разметки. В этом году собственными силами планируем разметить 600-700 тыс. кв. м. Для этого закупим еще восемь машин, наносящих холодный пластик. Всего в парке будет 20 машин», — сказал А.Орешкин.

В первую очередь «холодная» разметка появится на центральных улицах города в рамках программы «Моя улица». В 2015 г. ГБУ «Автомобильные дороги» разметили в центре Москвы ул. Малая Бронная, ул. Большая Бронная и ул. Спиридоновка, а также ул. Большая Никитская и ул. Малая Никитская.

Источник: Агентство городских новостей. Москва

Холодные пластики в дорожной разметке.

Когда обсуждается применение материалов для разметки дорог, большая часть разговоров, так или иначе, сводится к применению холодных пластиков (двухкомпонентных материалов), однако в реальной жизни использование их в разметке значительно скромнее – несколько процентов от общего объёма.

Парадоксальность данной ситуации связана, главным образом, с некоторым разочарованием заказчиков и подрядчиков от того, что те надежды, которые возлагались на материал и технологию не стали реальностью: расхожее мнение, что увеличение стоимости разметки должно давать прямо пропорциональное увеличение срока службы — не оправдалось. Конечно, не в самую последнюю очередь сложившемуся положению вещей способствовала высокая стоимость разметки, выполненной холодными пластиками. Технические сложности, которые возникают при масштабном применении этих материалов, на данном этапе также значительно сужают рамки их применения.

Останавливаясь подробнее на изложенных выше факторах, в частности на технической стороне вопроса, можно сказать, что в последнее время применение холодного пластика стало технически более доступным, главным образом, за счет снижения затрат на нанесение. За прошедшее десятилетие разработаны технологии подачи и качественного смешения неравных объемов материалов, как в струе, так и в статических смесителях, что позволило уйти от систем нанесения с физическим соотношением компонентов 1:1, и внедрить установки, которые подают компоненты в «стехиометрических» количествах. Таким образом, удалось уменьшить потери материала в результате плановых и, особенно,
непредвиденных остановок при нанесении разметки, результатом чего явилось некоторое уменьшение стоимости работ. В тоже время увеличение функциональных возможностей оборудования незначительно сказалось на его цене.
Несмотря на прогресс в развитии разметочного оборудования, стоимость разметки холодным пластиком по прежнему велика по сравнению с другими материалами, и в обозримом будущем это соотношение едва ли изменится очень сильно. Хотя, конечно, если учесть тенденцию повышения цен на энергоносители, это утверждение можно считать спорным.

Исходя из собственного опыта работы с разметочными материалами всех классов, а также учитывая общую ситуацию, сложившуюся на рынке дорожных материалов, мы попытались провести их сравнительный анализ по основным технико-экономическим показателям и выделить наиболее перспективные области применения холодных пластиков.

С этой целью мы провели оценку эксплуатационных свойств разметочных материалов (краски, термо- и холодных пластиков). Усредненные результаты этой оценки приведены в таблице №1.

Таблица 1

 

Материал Толщина сухого слоя Расход кгШ Стоимость, м2 Устойчивость к износу Срок функционирования (относительно краски) Срок функционирования, мес (абсолютный)
Относительная Абсолютная, мкм относительно краски относительно краски Теоретический Практический Теоретический  Практический
Продольная разметка
Краска (органорастворимая) 1,00 300 0,65    1,00  1,00 1,00   1,00 6     3
Термопластик 10,00 3000 6,00 5,00 0,57 2,00 3,67 12 11
Спрейпластик 5,00 1500 3,00 3,50 0,68 2,00 2,67 12 8
Холодный пластик (толстослойный) 6,67 2000 4,00 10,00 1,16 2,00 3,67 12 11
Холодный пластик (структурный) 6,67 2000 2,00 6,00 1,16 2,00 3,00 12 9
Холодный пластик (тонкослойный-спрей) 2,67 800 1,20 2,92 1,43 2,00 3,00 12 9
Поперечная разметка
Краска (органорастворимая) 1,00 300 0,65 1 1,00 1 1 6 2
Термопластик 10,00 3000 6,00 4 0,57 2 4 12 8
Холодный пластик (толстослойный) 6,67 2000 4,00 6 1,16 2 4 12 8

Для начала, обобщив накопленный нами опыт, мы попытались оценить реальный срок функционирования разметки, выполненный различными материалами. Сразу же оговоримся, в основном это опыт применения в городах и на магистралях с высокой интенсивностью. Естественно, что мы далеко не первые, кто проводил такую оценку, и мы уверены, что в большинстве случаев, те, кто делал подобные оценки приходили к выводу, что практически всегда функциональные свойства разметки сохраняются на значительно меньшем отрезке времени, чем этого хочет заказчик.

Теоретический и практический сроки функционирования материала

Теоретический и практический сроки функционирования материала

Рис. 1

Поэтому, комментируя таблицу 1 и рисунок 1, хотелось бы отметить, что теоретическим сроком эксплуатации для долговечных материалов следует считать 1 год. Практически же срок функционирования этих материалов сводится к 9-11 месяцам, и, естественно, речь идет о визуальном присутствии материала на дорожном покрытии, а не соответствии его требованиям ГОСТ Р 51256-99. Из рисунка 1 видно, что наибольший разрыв между теорией и практикой существует для краски, а наименьший для термопластика и холодного пластика. В реалиях же коррективу в эту картину вносит то, что часто вместо необходимого материала в проект производства работ закладывается наиболее дешёвый – т.е. краска, да еще с пониженным расходом. Исходя из того, что краска наиболее широко применяется на территории РФ, в данной статье она взята за базис для сравнения фукционально-стоимостных характеристик материалов. В качестве основной функциональной характеристики здесь принята условная устойчивость к истиранию, хотя она, конечно, не полностью характеризует материал.

Сравнение условных устойчивостей к истиранию и толщин слоёв материалов

Сравнение условных устойчивостей к истиранию и толщин слоёв

Рис. 2

Из рисунка 2 видно, что условная устойчивость к истиранию у термопластичных материалов даже несколько ниже, чем у краски (у термопластика почти в два раза), однако на дороге этот недостаток с лихвой компенсируется толщиной слоя материала. С холодным пластиком для ручной разметки или разметки при помощи экструдера / каретки ситуация аналогичная в плане технологии, с разницей лишь в том, что устойчивость к истиранию у него выше, чем у краски. Наибольшую устойчивость к истиранию имеет холодный (тонкослойный) спрей-пластик. Таким образом, из двух предыдущих диаграмм можно сделать вывод, что долговечность разметки зависит от устойчивости материала к износу и толщины его слоя (нельзя, также, забывать о технологической возможности нанести этот слой). Конечно, на долговечность разметки влияет множество других факторов, например, устойчивость к воздействию различных сред и т.д. Здесь мы будем считать, с некоторой степенью приближения, что другие факторы в равной степени влияют на все разметочные материалы, в связи с чем, в данной работе ими можно пренебречь. Теперь считая, что долговечность (срок функционирования) разметки зависит только от условной устойчивости к истиранию и толщины слоя, можно попытаться оценить экономические аспекты применения материалов различных типов (Рис. 3,4).

Сопоставление относительных стоимостей и относительных сроков функционирования материалов для продольной разметки

Сопоставление относительных стоимостей и относительных сроков функционирования материалов для продольной разметки

Рис. 3

Сопоставление относительных стоимостей и относительных сроков функционирования материала для поперечной разметки

 Сопоставление относительных стоимостей и относительных сроков функционирования материала для поперечной разметки

Рис. 4

На рисунках 3 и 4 относительные сроки применения краски сопоставлены относительные стоимости материалов и их эксплуатации. Из рисунков 3,4 видно, что область — дороги с низкой интенсивностью движения, и соответственно, по мере роста интенсивности использование краски должно уменьшаться, для магистралей с высокой плотностью потока применение
термопластичных материалов наиболее оправдано. Термопластик при
максимальном увеличении срока службы дает увеличение стоимости разметки в пять раз. Прогнозируемый срок службы термопластика таков, что дорога с разметкой из термопластика не останется «голой» перед следующим разметочным сезоном даже при высокой интенсивности движения, в отличие от дороги с разметкой выполненной краской, пусть даже нанесенной дважды (кстати, в этом случае разметка термопластиком всего в 2-2.5 раза дороже). Таким образом, при сохранении приоритетного использования для разметки дорог термопластика как наиболее долговечного и относительно недорогого с учетом срока службы материала, взамен краски, обозначились области более предпочтительного применения холодных пластиков:

Нанесение разметки холодным спрей-пластиком.

Нанесение разметки холодным

Рис. 5

1. Исходя из соотношения «стоимость-срок службы» (рис. 3), разметка холодным «спрей-пластиком» (рис. 5) с успехом может быть нанесена там, где разметка, выполненная краской, даже по технологии «двойного нанесения» «не доживает» до следующего сезона, а разметка, выполненная термопластиком, требует ремонта или обновления горячим «спрей-пластиком», или замены с предварительной демаркировкой, что делает ее по совокупности расходов более дорогой, чем предлагаемый вариант разметки холодным «спрей-пластиком». Дополнительным преимуществом этой технологии является ее способность обеспечить высокое качество и скорость нанесения разметки в более широких интервалах температур, чем это возможно для других материалов.

2.Толстослойный холодный пластик, как альтернативу термопластику, учитывая двукратный рост стоимости разметки в этом случае, имеет смысл использовать для тех элементов, где невозможно или затруднительно (по причине роста затрат) применять механизированное нанесение. Например, для пешеходных переходов (Рис. 4), где рост затрат менее значителен или «стрел», где затраты становятся сопоставимыми. Хорошим примером в этом плане может служить нанесение «цветной разметки» или пешеходных переходов с цветным заполнением (Рис 6.). Применение толстослойного холодного пластика также может быть эффективно при ремонте отдельных элементов разметки.

Пешеходный переход с цветным заполнением.

Пешеходный

Рис. 6

Структурная и агломератная разметка холодным пластиком.

Структурная и агломератная разметка холодным

Рис. 7

3.Определенное будущее имеет «структурная» (Рис 7., слева) и, даже в большей, степени «агломератная» (Рис 7., справа) разметка, которая, при стоимости на 20% больше, чем обычная разметка термопластиком (за счет уменьшения расхода материала) позволяет, по результатам известным всем исследований, улучшить видимость разметки в дождливую погоду. Однако для этого должно быть соответствующее качество покрытия и содержания дорог, т.к. в противном случае такая разметка задерживает загрязнения в своей структуре и перестает работать в любую погоду.

Таким образом, частичная замена разметки, выполняемой в сейчас краской и термопластиком, на разметку холодным «спрей-пластиком» позволит без увеличения общих расходов на разметку обеспечить круглогодичное наличие разметки на тех дорогах, где при традиционном подходе она, в настоящее время, отсутствует. Другой положительной стороной замены краски холодными «спрей-пластиками» станет снижение выбросов летучих органических соединений в атмосферу, поскольку, в отличие от краски, холодные «спрей-пластики» имеют 100% сухой остаток.

Источник: ОАО «Кронос СПб» П.И. Павлушков, Л.А. Нахина, Б.О. Галай