Альфа-Банк «перезагрузил» клиентов в «Сколково»

Клиенты банка — топ-менеджеры крупных и средних компаний с пользой провели время на конференции «CEO Forum. Перезагрузка». Заодно они узнали, о чем постоянно думает банкир Алексей Марей, что считает важным в жизни управленец Андрей Шаронов, и полюбовались видом «Сколково» с высоты птичьего полета.
09.06.2017 09:00 5745

Клиенты банка — топ-менеджеры крупных и средних компаний с пользой провели время на конференции «CEO Forum. Перезагрузка». Заодно они узнали, о чем постоянно думает банкир Алексей Марей, что считает важным в жизни управленец Андрей Шаронов, и полюбовались видом «Сколково» с высоты птичьего полета.

Не секрет, что Альфа-Банк не только оказывает финансовые услуги корпоративным клиентам и частным предпринимателям, но и придумывает для них интересные мероприятия, на которых у CEO есть возможность поделиться друг с другом своими стратегиями успешного управления и послушать экспертов. «CEO Forum. Перезагрузка» не стал исключением. Среди спикеров значились, например, основатель группы компаний Ideas4Retail Евгений Бутман, владелец агентства делового туризма Continent Express Станислав Костяшкин, генеральный директор сервиса мобильного эквайринга PayMe Владимир Канин, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Форум проходил в «Гиперкубе» — одном из первых зданий, построенном на территории российской Кремниевой долины. Более 50 гостей, приехавших из десяти городов, встречал талисман грядущего чемпионата мира по футболу и частый гость мероприятий Альфа-Банка волк Забивака. С ним можно было сфотографироваться и получить автограф.

Перед началом форума всех пригласили на обзорную экскурсию на крышу «Гиперкуба». С высоты птичьего полета гости увидели строящийся наукоград. Приметили место, где будет гольф-поле, опознали силуэт матрешки внутри усеченной пирамиды — здания делового центра MatRex, разглядели жилые кварталы, которые смахивали на разные фигуры из «Тетриса». Завершающим пунктом экскурсии стал деловой центр «Технопарк», где располагаются офисы, лаборатории и коворкинги.

Деловую часть форума открыл главный управляющий директор и член правления Альфа-Банка Алексей Марей. «Поделюсь мыслями, которые постоянно крутятся в моей голове. Тем, что я делаю и к чему стремлюсь, управляя банком», — анонсировал он свою презентацию.

По статистике цикл взлета и падения любой компании сейчас составляет четыре-пять лет вместо прежних 15. За этот срок лидеры полностью меняются, индустрии глобально трансформируются. И эпоха высоких скоростей диктует топ-менеджерам свои правила. Марей рассказал, что рассматривает собственные задачи в Альфа-Банке сквозь три призмы. Первая — это управление текущей деятельностью. «В попытках создать что-то новое и революционное важно не потерять то, что приносит прибыль организации сегодня», — поделился банкир своим прагматичным подходом. Вторая призма — улучшение бизнес-модели: оптимизация различных процессов, автоматизация ручного труда, запуск новых продуктов. И третья — поиск возможностей для прорыва, переизобретения бизнеса с нуля. Банкир рекомендовал предпринимателям задавать себе вопросы: «Что, если бы я создавал свою компанию сегодня? Можно было бы выйти на рынок по-другому?»

Алексей Марей
Алексей Марей

«Выживает не сильнейший, а тот, кто лучше приспособится. Причем не к сегодняшним трендам, которые очевидны всем, а к тому, что будет с рынком завтра. Если вы их «поймаете», нарастите нужные компетенции, то у вас точно будет преимущество. Клиенты ожидают чуть больше, чем вы привыкли давать», — пояснил Марей.

«Нельзя недооценивать важность «последней мили», — загадочно продолжил банкир. Оказалось, что под «милей» подразумеваются операторы, отвечающие на телефонные звонки, торговые представители, мерчендайзеры. Предприниматели зачастую уделяют недостаточно внимания стандартам сервиса и тому, какое впечатление производят сотрудники, взаимодействующие с клиентами. По мнению Марея, соблюдение стандартов сервиса сегодня — ключевой фактор успеха в бизнесе. И в большинстве случаев CEO должен отвечать за это лично.

Что делает Альфа-Банк, чтобы преуспеть на рынке? Во-первых, упрощает продуктовый ряд и коммуникацию с клиентами. «Информации в сегодняшнем мире очень много, и она должна быть максимально простой», — пояснил банкир. Во-вторых, меняет отношение к ошибкам. «Невозможно всегда быть идеальным — это слишком дорого. Очень важна реакция CEO на ошибки подчиненных. Будете наказывать сотрудников за промахи — они начнут бояться ошибаться и точно ничего не станут пробовать и предлагать», — заметил Марей. В-третьих, Альфа-Банк следит за культурой сотрудничества: поощряет взаимодействие малых групп, собирает кросс-функциональные команды для решения задач. «Вы удивитесь, сколько идей может быть в голове аудитора по поводу улучшения продаж», — поделился наблюдением докладчик. В-четвертых, банк вкладывается в развитие людей.

Марей порекомендовал всем подумать, каким будет их бизнес через пять лет, и задать себе еще один вопрос: «Сможет ли моя сегодняшняя команда обеспечить рост компании в условиях изменений?» Случается, что люди, которые помогли организации достичь текущего успеха, не подходят для того, чтобы вести ее к новым рубежам. Тогда встает непростой выбор между лояльностью старой команды и необходимостью нанимать профессионалов. Если рядом с вами находятся правильные люди, то в них следует вкладывать деньги, совершенствовать их навыки. «Потому что они будут влюблять в себя других людей. На конкурентных рынках клиенты выбирают компании уже не разумом, а сердцем. Очень важно думать о том, как бизнес будет генерировать эмоции», — уточнил банкир.

Во время сессии вопросов и ответов Марея спросили, что лично он привнес в Альфа-Банк. Оказалось, что это, например, подход к созданию новых продуктов. Вместо того, чтобы сначала их разрабатывать, а потом искать, кому продать, банкир советует понаблюдать за клиентом, понять его потребности и, исходя из этого, реализовывать проекты.

Затем на сцену вышел бизнес-тренер, совладелец компании Unusual Concepts Сергей Дмитриев, помогающий организациям внедрять agile-подход. Он затронул тему конкуренции в России и вначале немного потроллил банки, показав, что рекламные слоганы у всех практически одинаковые — подставляй любой логотип да и только. А с таким подходом трудно выделяться на фоне остальных. Дмитриев убежден, что мир меняется, на рынок выходят новые компании-лидеры, которые «не столько про деньги, сколько про идеи, смыслы и ценности».

Игорь Кириченко, Сергей Дмитриев
Игорь Кириченко, Сергей Дмитриев

Далее речь зашла об одной из таких ценностей — agile. По мнению специалиста, это не столько подход к работе, сколько философия, согласно которой люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей инструкции к нему, а реакция на изменения важнее следования первоначальному плану. Это не отменяет планирования, но предполагает, что все может сто раз поменяться. А самый большой потенциал для роста эффективности находится в людях. Она зависит от того, насколько искренне сотрудники желают достичь поставленных перед ними целей.

На прощание Дмитриев предложил всем время от времени «перезагружаться» и для этого со всей серьезностью спрашивать себя (говорят, так давным-давно делали индейцы): «Действительно ли я хочу именно этого? Буду ли я счастлив, когда стану делать задуманное? Испытаю ли я счастье, когда все выполню? Оправдаются ли мои надежды? Стоит ли эта цель средств, которые придется потратить?» Если регулярно задаваться упомянутыми вопросами, трудных дел в жизни CEO должно стать гораздо меньше. В тяжелых случаях специалист рекомендовал использовать бубен.

Завершился насыщенный форум запоминающимся выступлением Андрея Шаронова. Президент бизнес-школы «Сколково» поделился управленческим опытом и рассказал о важности профессиональной и социальной активности для CEO. Он подчеркнул, что руководители компаний должны непрерывно расширять свои знания — это способ обеспечить развитие бизнеса.

Андрей Шаронов
Андрей Шаронов

Фото: Альфа-Банк