Крылатая судьба. Рассматриваем легендарного «Сокола» Алексея Сотникова

Музеи временно закрыты для посещения, но заглянуть в их фонды, познакомиться с важными экспонатами и узнать связанные с ними истории можно онлайн. Сегодня изучаем один из самых интересных экспонатов из коллекции керамики музея-усадьбы «Кусково». Это знаменитый «Сокол» скульптора Алексея Сотникова, ставший визитной карточкой Дулевского фарфорового завода и города, в котором он расположен.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Фарфоровая империя Кузнецовых

Фарфоровое производство в Дулеве основал в 1832 году представитель второго поколения фарфоро-фаянсовых королей России Кузнецовых — Терентий Кузнецов. Тогда на Дулевском заводе работало всего 38 человек. Впоследствии он стал крупнейшим среди семи предприятий, принадлежавших к промышленной империи Кузнецовых.

Фабрики, объединенные в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», выпускали всевозможные керамические изделия — от небьющихся чашек и мелкой пластики до телеграфных и электрических изоляторов. Ежегодно на них производилось до 75 процентов всего фарфора в стране. Продукцию товарищества, рассчитанную на любой вкус и кошелек, можно было найти на каждой кухне Российской империи. И не только российской — благодаря агрессивной торговой политике его товар практически вытеснил в странах Ближнего Востока конкурентов из признанных центров производства фарфора — Англии, Германии и Франции.

Продукция товарищества приближалась к произведениям искусства: среди художников, которые с ним сотрудничали, был, например, Михаил Врубель. Лучшие образцы кузнецовской керамики брали призы за рубежом: золотая медаль на Всемирной выставке в Париже (1889), Гран-при на Всемирной выставке в Льеже (1905). Свидетельством высокой оценки на родине может служить тот факт, что в 1902 году Матвею Кузнецову, внуку Терентия Кузнецова, было пожаловано звание поставщика двора Его Императорского Величества.

Брюссельский триумф «Сокола»

В советское время завод в Дулеве (с 1937 года — Ликино-Дулево) национализировали и переименовали в Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда». На Expo 1937 в Париже, где состоялся триумф скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, не остались без наград и дулевцы. Большую золотую медаль завоевал рисунок «Красавица» главного художника завода Петра Леонова, золотую медаль — скульптура «Ягненок» молодого скульптора-формовщика Алексея Сотникова.

Творение Сотникова сразу попало в газеты. На вернисаже к нему подобрался какой-то мальчуган, который начал обнимать и целовать ягненка. Мама не сразу смогла оторвать малыша от экспоната, и кто-то из фотографов успел сделать снимок, ушедший в печать. Возможно, эпизод сыграл свою роль в том, что «Ягненка» отметили наградой, а товарищи потом говорили Сотникову: «Ты должен гордиться, Алексей, что советскую скульптуру за границей целуют».

Событием для всей планеты стала Expo 1958 в Брюсселе. Первая Всемирная выставка после Второй мировой войны, собравшая четыре десятка стран-участниц, явилась символом возвращения к мирной жизни. Акцент делался на достижениях научно-технического прогресса, но не было забыто и искусство: свои работы представили Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Эдвард Хоппер и другие художники.

Фото: Агентство «Мосгортур»

За полгода Expo 1958 посетили более 41,4 миллиона человек, из которых около 30 миллионов побывали в павильоне СССР. Его главными экспонатами были модели первого искусственного спутника Земли и первого в мире атомохода «Ленин», а также самый крупный в мире серийный самолет Ту-114.

В секции искусства была представлена большая коллекция советской керамики. Один только Дулевский завод отправил в Брюссель целый вагон со своими образцами. И вновь в числе триумфаторов оказался Алексей Сотников. Две его скульптуры, «Сокол» и «Курица», получили высшую награду — Гран-при. Фарфоровую несушку Сотников создал еще в конце 1930-х, а фигура пернатого хищника была новой работой. Вот как историю возникновения этого образа, волновавшего его долгие годы, вспоминал сам мастер:

«Как-то был я в командировке на Гжельском заводе, жил в доме приезжих. На чердаке этого дома ребята нашли подраненного сокола и принесли в нашу комнату. Птица сторонилась людей, прижималась к стенке, но всегда принимала гордые позы. Я зарисовал сокола с разных ракурсов и сделал небольшой эскиз».

С 1962 года силуэт «Сокола» стал официальным клеймом Дулевского фарфорового завода. Изображение хищной птицы попало на герб и флаг Ликино-Дулева, и даже местная футбольная команда и стадион носят ее имя.

Ученик Татлина и друг птиц

Имя заслуженного художника РСФСР Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989) теперь стоит в ряду самых значительных керамистов XX столетия.

Родился он в кубанской станице под Армавиром. После окончания трех классов начальной школы, куда его отдали неграмотные родители, недолго работал маляром. В 21 год поступил в Краснодарский художественно-педагогический техникум. Через три года, в 1928-м, отправился покорять Москву и оказался на керамическом факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН).

А. Сотников. Из архива А.А. Белашова

Во ВХУТЕИНе его учителем был один из лидеров авангарда, родоначальник конструктивизма Владимир Татлин, который преподавал проектирование предметов нового советского быта, включая посуду. Со временем Сотников вошел в число соратников своего учителя по созданию птицекрылого летательного аппарата «Летатлин», который они несколько лет конструировали в мастерской, располагавшейся в колокольне закрытого Новодевичьего монастыря. Авангардный орнитоптер не был предназначен для полета — это было художественное высказывание, «вещь-идея». Единственный сохранившийся экземпляр «Летатлина» находится в Третьяковской галерее.

Вся творческая жизнь Сотникова связана с Дулевским заводом, на который он попал в конце 1920-х на практику и где с 1934-го стал штатным скульптором. Единственный перерыв случился в годы Великой Отечественной войны. Вскоре после триумфа в Брюсселе Сотников был призван на фронт. С октября 1941 по сентябрь 1942 года служил в 95-м стрелковом полку в звании военного художника, а позже вплоть до конца войны работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

Будучи фарфористом, Сотников проявил себя и в жанровой скульптуре, и как создатель посудных форм, но одним из любимейших его направлений была анималистика. Особую роль среди его работ занимали птицы — возможно, сказались размышления о природе птичьего полета за время работы над «Летатлиным». Он воспевал в фарфоре ласточек и чаек, грачей и голубей, гусей и бакланов. Совершенные существа — так Сотников называл птиц.

Добавить комментарий