Марат Хуснуллин о развитии Москвы

20.12.2017

«Москва стала городом не для машин, а для людей». Марат Хуснуллин о градостроительном развитии столицы, программе реновации и создании уникальных объектов

Марат Хуснуллин

 

2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса. Реализованы два масштабных уникальных проекта – Большая спортивная арена «Лужники» и парк «Зарядье». Приняты важнейшие для города программы, которые станут вектором работы десятков тысяч строителей и коснутся миллионов москвичей, – это реновация ветхого жилого фонда и создание Московских центральных диаметров. При этом продолжают реализовываться начатые ранее грандиозные мероприятия по дальнейшему развитию метро и улично-дорожной сети. Обо всем этом и многом другом в интервью корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

За 7 лет создано более 300 альтернативных маршрутов

— Марат Шакирзянович, здравствуйте. Первый вопрос, с которого хотелось бы начать, будет не оригинальным, но, безусловно, важным для всех москвичей. Речь снова пойдет о метро. К строительству подземки приковано особое внимание горожан. Какие станции откроются в ближайшее время и когда это произойдет?
– Темпов строительства метро мы не снижаем, подземка активно строится, чтобы как можно большее число москвичей имели самый удобный и быстрый транспорт в пешей доступности. Если сравнивать с другими мегаполисами, то по темпам и объемам строительства метро Москва продолжает занимать первые строчки в мировых рейтингах, обгоняя Пекин, Мехико и Стамбул. Ежегодно наша подземка перевозит 2,5 млрд человек, при этом ее загруженность ниже, чем в других городах.
Хочу напомнить, что к реализации беспрецедентной по масштабам программы метростроения мы приступили в 2011 году, к 2020 году сеть столичного метрополитена вырастет почти в 1,5 раза, а станции метро в шаговой доступности получат 95% горожан. За прошедшие со старта программы годы построено и введено в эксплуатацию 114,4 км линий метрополитена и МЦК, которое мы считаем полноценным наземным метро. Для сравнения: в 2010 году протяженность метро составляла 300 км, то есть прирост – порядка 30% от объема, построенного за предыдущие 75 лет. В этом году закончим работы еще на 42 км линий. Три станции метро мы открыли на Солнцевском радиусе еще в марте – «Минскую», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Еще на 16 станциях мы обеспечим строительную готовность до конца года. В конце декабря – начале января запустим поезда с пассажирами по первому участку ТПК от станции «Деловой центр» до «Петровского парка». Это пять новых станций метро. Технический пуск состоялся еще в сентябре, мы уже передали этот участок метрополитену. Испытание всех систем и оформление документов на ввод практически завершено, сейчас уже обкатываем поезда. На 99% уже готова станция «Ховрино» Замоскворецкой линии, до конца года мы ее откроем. Очень высокая готовность участка Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до «Петровско-Разумовской». До конца года полностью этот участок достроим, а в эксплуатацию пустим в начале 2018-го. К Новому году будет обеспечена строительная готовность участка Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки». На этой линии, которая идет в новую Москву, семь станций, открывать их для пассажиров будем все одновременно, планируем сделать это весной 2018 года. Из них пять станций готовы полностью, а две – «Солнцево» и «Терешково» – немного отстают. Чтобы подтянуть их, мы увеличили число рабочих еще на полторы тысячи человек. Это специфика всех длинных веток: если одна-две станции тормозят, полностью участок не запустишь.

– Сколько денег выделит город на транспортное строительство, в частности, на метро? Сколько линий и станций метро уже построено за 7 лет, каков эффект?
– Всего на строительство важнейших городских объектов мы направляем порядка 2 трлн рублей, и 1,42 трлн из них – как раз на развитие транспортной системы. Это порядка 70% всей АИП. Причем свыше половины этих средств пойдет на строительство метро – 760 млрд рублей.
Хочу напомнить, что благодаря решению мэра сделать строительство метро главным приоритетом, наращивать темпы и объемы, за 7 лет, как я уже сказал, протяженность метро выросла на 30%, ввели и открыли 114,4 км линий, 61 станцию подземки и МЦК, построили 6 новых депо. Но самое главное – эффект, которого мы добились: доступ к метро получили или улучшили жители 34 столичных районов, метро пришло в новую Москву. Никто в мире не верил, что мы сможем это сделать за 3,5 года, а мы это сделали. В итоге за 7 лет мы создали людям более 300 альтернативных маршрутов передвижения по городу.
Средства, предусмотренные АИП на 2018–2020 годы, а с учетом переходящих объектов и на 2021-й, позволят нам построить еще 137 км линий метро и 60 новых станций, а также 8 электродепо и 55 транспортно-пересадочных узлов на новых станциях. ТПУ создадут дополнительные удобства людям – можно будет быстро и комфортно совершить пересадку с одного вида транспорта на другой, а еще получить необходимые услуги. Очень важно, что мы притягиваем к этим узлам недвижимость – и жилую, и коммерческую. То есть мы даем возможность как можно большему количеству москвичей жить и работать в пешей доступности от скоростного общественного транспорта. Люди реально смогут экономить свое время и иметь под рукой все необходимое. К тому же значительно разгрузятся дороги.

– Какие конкретно линии и станции получат москвичи в течение ближайших трех лет? Есть ли понимание того, как дальше будет развиваться метро?
– Во-первых, мы завершим самый грандиозный за всю историю столичного метрополитена проект – достроим и запустим второе кольцо (Третий пересадочный контур): 64 км , 32 станции, будет самая длинная в мире Кольцевая линия метро (пока самая длинная в Пекине, 57 км). ТПК свяжет между собой периферийные районы Москвы и позволит разгрузить центральные участки радиальных веток на 20–25%. Кроме того, достроим и запустим движение по полноценной линии от «Рассказовки» до «Петровского парка». Откроем абсолютно новую Кожуховскую ветку от «Некрасовки» до «Авиамоторной» с пересадкой и на Таганско-Краснопресненскую линию и на ТПК, и на Калининско-Солнцевскую. Будет также построена линия метро от станции «Столбово» в новой Москве до станции «Севастопольский проспект» в старой Москве, плюс продление Сокольнической ветки от уже функционирующей станции «Саларьево» до «Столбово» в Коммунарке.
Будет завершен участок Люблинско-Дмитровской ветки от «Селигерской» до «Дмитровского шоссе». На Замоскворецкой линии между «Речным вокзалом» и «Ховрино» (станции, которую мы открываем в декабре этого года) откроется станция «Беломорская».
Что касается перспектив, безусловно, мы разрабатываем всю градостроительную документацию по метро до 2025 года: на 47 км линий, 21 станцию и одно депо. К этому времени москвичи получат в пользование самый длинный маршрут – 54,2 км: от «Некрасовки» (Кожуховской линии») через ТПК на Солнцевский радиус до «Рассказовки» (в новой Москве) можно будет ехать без пересадок. Кроме того, мы продлим Калининско-Солнцевскую линию до аэропорта «Внуково».

– Чем была вызвана необходимость создания Московских центральных диаметров, с учетом того, что в городе успешно работает МЦК и реализуется масштабная программа строительства метро?
– В Москве высокоразвитая железнодорожная инфраструктура. С одной стороны, это минус: рельсы «разрезают» город, автомобилисты вынуждены осуществлять перепробег в ряде районов. С другой стороны, развитие общественного транспорта наличие электричек – большой плюс. Во многих городах мира, в частности, в Германии и Австрии, сквозные железнодорожные маршруты позволяют пассажирам, не делая пересадок на тех же вокзалах, быстро и комфортно добраться в любую точку города и за город. Нет также необходимости добираться с одного вокзала на другой, делая пересадки. Все соединено удобной сетью маршрутов и все интегрировано с метро, со скоростными трамваями (например, «Ринг» в Вене).
Москва – крупнейший мегаполис Европы с огромным пассажиропотоком, 70% населения пользуется рельсовым транспортом. Кстати, за 7 лет мы совершили настоящий прорыв в развитии железных дорог. И это не только МЦК. Всего построено 189 км линий ж/д. Так, скоростная электричка связывает Зеленоград с Москвой (41,1 км преодолевается в среднем за полчаса – от 27 до 33 минут). Мы интегрировали железнодорожную платформу Фрезер Казанского направления со станцией МЦК Андроновка, т.е. разгружаем тем самым станции метро «Выхино», «Электрозаводская» и «Комсомольская». А с вводом Московских центральных диаметров мы разгрузим радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках, а мы решим еще одну важную задачу – сделать наш транспорт комфортным для всех.

– Есть уже какие-то подробности того, как это будет выглядеть?
– Всю работу мы разбиваем на два этапа. На первом – соединим Одинцово и Лобню, продолжим развитие Курского направления до Каланчевского узла.
В стадии проектирования – соединение Киевского и Смоленского радиусов. У нас многие направления упираются в вокзалы, куда приходят и электрички, и поезда дальнего следования. Пригородный транспорт терял популярность в городе – людям все равно приходилось пересаживаться на метро или автобусы. С запуском проекта горожане смогут с одного конца Москвы на другой ехать практически без пересадок на электричках. В пределах МКАД время в пути составит 40–45 минут. Это первый колоссальный плюс. Второе преимущество затронет жителей Подмосковья. Они смогут, например, с севера на юг доехать по Курскому направлению без пересадок. Это сократит время в пути.
Как раньше добирались из области? Ехали до МКАД на общественном или личном транспорте, потом заходили в подземку и в итоге на дорогу тратили часа полтора. С развитием МЦД ситуация упростится. В целом к решению по формированию диаметров нас подтолкнул успех Московского центрального кольца. Это проект, реализованный с «Российскими железными дорогами», превзошел все ожидания.
Но мы не только этим будем заниматься. В наших планах – дальнейшее развитие радиальных направлений железных дорог, их интеграция с метро и МЦК. Всего в 2018–2020 годы будет построено и модернизировано 224 км железнодорожных путей, 6 новых остановочных платформ, 10 искусственных сооружений. Будет сформировано 7 радиальных железнодорожных направлений, новые остановочные платформы появятся на Павелецком, Рижском, Курском направлениях. Создадим пассажирам более комфортные условия пересадки с радиальных веток на МЦК и обратно. Для этого перенесем ближе к станциям МЦК платформу Северянин на Ярославском направлении, Карачарово на Горьковском и Окружную – на Савеловском.

Реновация поможет решить и транспортные проблемы

– К концу года планировалось начать переселение москвичей по программе реновации. Что конкретно сейчас происходит, на каком этапе программа?
– Начать переселение мы планировали не в конце текущего года, а в первом квартале 2018-го. Так и будет. Мы говорили о том, что в декабре люди увидят уже готовые квартиры, в ближайшие дни мы их и покажем. Напомню, что речь идет о 12 готовых домах, построенных городом для иных целей, но которые полностью соответствуют квартирографии и нормативам программы реновации. Сейчас там практически уже завершена отделка, а во дворах проводят дополнительное благоустройство в соответствии с принятыми городом стандартами. Еще по одному адресу – Бескудниково, мкрн 5, кор.1, – работы завершим в начале будущего года. Планируем заселить их в I–II кварталах 2018 года. Кроме того, у нас в завершающей стадии строительства еще 15 домов. Ввести в эксплуатацию их планируем до конца года, к заселению предложим во II квартале 2018-го. Семь домов расположены на северо-востоке, по три дома – на западе и юго-западе, по одному – на севере и юго-востоке столицы.
Напомню, что еще летом мы создали Фонд содействия реновации жилья, назначен генеральный директор, формируется его структура. Фонд будет заниматься всем циклом работ, а в перспективе станет самоокупаемой структурой.
Самое главное, я считаю, что нам удалось определиться со стартовыми площадками, где будет вестись строительство. Первым этапом мы подобрали 210 площадок с потенциалом строительства 3,4 млн кв. метров жилья практически во всех районах, которые затронет программа. Плюс буквально недавно включили еще 26 площадок с потенциалом строительства 641 тыс. кв. метров. Причем подавляющее их большинство расположено не просто в тех же районах, но и в пределах тех же кварталов, где запланирован снос домов и переселение граждан. Таким образом, уже есть 236 стартовых площадок.
Важнейший шаг, который мы сделали, – впервые в АИП прописали финансирование программы реновации отдельной строкой. Причем с нынешнего года и далее финансирование жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры будет осуществляться как из средств АИП, так и за счет субсидии из городского бюджета, которая будет предоставлена Фонду содействия реновации жилья.

– Напомните, пожалуйста, о каких объемах идет речь?
– За три года из столичного бюджета совокупно будет выделено 478,5 млрд рублей с учетом субсидии фонду. Из этих средств непосредственно на программу реновации ежегодно предусмотрено выделять по 100 млрд рублей – это огромная сумма. То есть у нас уже сформирован бюджет программы как минимум на три года вперед. За это время планируем построить 3,4 млн кв. метров жилья на тех 210 стартовых площадках, с которыми определились первоначально, что позволит переселить почти 120 тыс. человек (47 тыс. квартир) и запустить дальнейшее волновое переселение в кварталах реновации. Первый этап программы будет реализовываться в течение 2018–2019 годов на 59 площадках. В рамках второго этапа, который придется на 2020–2021 годы, приступим к строительству еще 151 дома. Этого вполне достаточно, чтобы поднять первую волну переселения, что и является для нас сейчас самой главной задачей. Плюс, как я уже говорил, определились и утвердили еще 26 стартовых площадок, 132 площадки находятся в проработке. Их общий потенциал строительства – 2,5 млн кв. метров.

– Что будет с рынком жилья? Аналитики говорят, что в результате реновации квартир будет построено слишком много, предложение серьезно превысит спрос, на рынке возникнет переизбыток. Что вы им ответите?
– Никакого переизбытка предложения не возникнет. Я хочу напомнить, что одна из важнейших задач, которую ставит мэр, – увеличить обеспеченность москвичей жильем. В столице, учитывая количество населения, объем жилищного строительства очень маленький, самый маленький в стране – в год мы строим 0,25 кв. метра на человека при нормативах Минстроя один кв. метр. В абсолютных цифрах это около 3 млн кв. метров. Поэтому и жилье такое дорогое. Обеспеченность москвичей жильем у нас самая низкая в мире среди мегаполисов. Строим в расчете на одного жителя даже меньше, чем в Токио.
Дело в том, что долгие годы и десятилетия в Москве строить-то было особо негде – зияли заброшенные промзоны, которыми никто не занимался, а действующая жилая застройка не предполагала еще какой бы то ни было. И в связи с тем, что количество населения росло, а жилья строилось не так много, росла цена на него, жилье было малодоступным для москвичей. Если лет через 6–8 на рынок выведем дополнительные квадратные метры, ничего плохого не случится, для москвичей это будет только благом, ведь большинство покупателей квартир в Москве – именно москвичи. Если жилья будет больше, как минимум цены на него не будут расти. Это значит, что доступность жилья повысится.

– Как все-таки соотносится столь масштабная программа с развитием транспортной инфраструктуры? Заявлены грандиозные объемы нового жилья, причем не где-нибудь в новой Москве, а в срединной части города и даже в ЦАО. Не встанет ли снова Москва в пробку?
– Не встанет. Как бы это ни парадоксально прозвучало, транспортная ситуация только улучшится. Поясню: почти все районы реновации расположены очень хорошо с точки зрения доступности станций метро, включая ТПК, который мы активно строим, платформ МЦК, радиальных железнодорожных веток, которые модернизируем и интегрируем с подземкой. Те, кто в рамках своего же квартала переедет еще ближе к общественному транспорту, не станет пользоваться машиной, чтобы подъехать к станции метро или железной дороги. Таким образом, дороги частично освободятся. Если даже хотя бы тысяч 100–200 уйдут с дорог, эффект будет отличный.
Мы вообще стараемся максимальное количество недвижимости притянуть к метро, к МЦК. Кроме того, у нас сейчас активно строятся Северо-восточная, Северо-западная хорды и Южная рокада. Эти магистрали как раз в основном проходят через территории Москвы, где находятся кварталы реновации. И наш новый проект совместно с РЖД по развитию сквозных железнодорожных диаметров – еще один шаг к повышению их транспортной доступности. Мы специально предусмотрим и остановочные пункты сквозных городских электричек там, где будут новые дома. Поэтому с точки зрения и общественного транспорта, и автомобильного у нас такие серьезные заделы, которые не только не ухудшат, а улучшат ситуацию, причем значительно. К тому же кварталы будут проницаемые, а не «глухие». Смежные районы соединим дорожками, которые в ночное время могут использоваться в качестве парковок. За счет того, что первые этажи будут нежилыми, там разместятся различные объекты социальной инфраструктуры и сферы обслуживания, то есть дополнительные рабочие места. Таким образом, часть людей смогут жить и трудиться в своем районе и пешком добираться из дома на работу и обратно. За счет этого в городе уменьшится и трафик.
Если мы вспомним, программа сноса пятиэтажек, принятая 18 лет назад, по сути, была «точечной» – нашли пятно застройки, туда воткнули дом, какой смогли, – и все. Никто не задумывался о том, есть ли рядом метро, железная дорога, удобные дороги, подъездные пути и так далее. А мэр Сергей Собянин сразу же поставил задачу максимально развивать транспортную составляющую, притягивать недвижимость ближе к таким узлам.

Новый закон приравняет апартаменты к жилью

– Несмотря на то что кризис не сильно коснулся Москвы с точки зрения строительства, ввод объектов, включая жилье, несколько снизился. С чем это связано?
– У нас никакого кризиса и не было, и нет. Некоторое снижение незначительное по объемам недвижимости, возможно, будет, но это некритично. На самом деле сейчас пока еще вообще рано об этом говорить. Год не завершен, итоги мы подведем не раньше конца января. И потом хочу напомнить, что мы последние годы по вводу недвижимости только росли, причем значительно превысили все плановые показатели. По итогам 2015 года мы ввели 3,8 млн кв. метров жилья, в 2016-м – почти 3,5 млн, не считая апартаментов, что выше наших плановых ожиданий, которые фиксировались на уровне 3 млн кв. метров. К тому же у нас практически удвоился ввод апартаментов, которые юридически статуса жилья не имеют, но, по сути, таковыми являются.
В октябре этого года был опубликован подготовленный Минстроем России проект закона о многофункциональных зданиях, в которых могут располагаться как нежилые, так и жилые помещения – апартаменты, для которых прописаны те же нормы Жилищного кодекса, что и для жилых помещений в многоквартирных домах. Планируется, что закон, который позволит уравнять апартаменты с жильем, будет принят уже весной будущего года. Это важно, поскольку ставку мы делаем именно на развитие в Москве арендного жилья в соответствии с мировой практикой. Так вот, если суммировать показатели ввода чисто жилья с вводом апартаментов, то у нас не спад, а рост.
Кроме того, некоторые эксперты часто опираются на данные первого полугодия, что совсем не показательно. В строительстве, как вы знаете, в начале года объемы всегда ниже, основные показатели традиционно приходятся на ноябрь–декабрь. К слову, почти 90% жилья в городе у нас строят инвесторы. И выданных разрешений на строительство жилья у них сейчас – как минимум на 10 лет вперед. К тому же примут программу реновации жилого фонда, в рамках которой активно будет строить сам город. Таким образом, объемы будут только расти. Потенциал уже выданных девелоперам разрешений на строительство, а также городской программы реновации позволит в ближайшие 15 лет ежегодно вводить в эксплуатацию в Москве по 4–4,5 млн кв. метров жилья и апартаментов. В этот объем входят как инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на рынке, так и жилье, возводимое городом по программе реновации.
При этом хочу пояснить еще один важный момент: перед нами вовсе не стоит задача застроить весь город жильем, мы ведь развиваем территории комплексно. Это значит, что рядом с жилыми домами возводится социалка, коммерческая недвижимость для создания рабочих мест.
Самая главная наша задача – ликвидация перекосов в градостроительном развитии. Оценивая ситуацию, мы принимаем решения, что именно строить, где строить и в каком количестве. Упор, повторюсь, делается на комплексную жилую застройку с возведением необходимых объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. К тому же, напомню, что мы запретили строить жилые первые этажи. Получая разрешение на строительство жилья, инвестор понимает, что они будут отданы под коммерческие площади. Кроме того, рабочие места появятся в составе ТПУ, в промзонах – это все прописано в разрешительной документации у инвесторов.

– С метро и рельсовым транспортом все понятно. А что с дорожным строительством? Какие крупные городские магистрали будут построены в ближайшие годы? Как в целом считаете: активно реконструируя и строя новые дороги, можно ли победить столичные пробки?
– Начну с ответа на последний вопрос: еще ни один мегаполис в мире одним дорожным строительством не решил проблемы пробок. Чтобы разгрузить Москву, требуется целый комплекс мер. Это не только строительство новых дорог и реконструкция старых – в первую очередь развитие скоростного общественного транспорта, о чем я уже говорил, приближение недвижимости к транспортным узлам, чтобы люди лишний раз не использовали личный транспорт, это организация полос для движения общественного транспорта (чтобы автобусы по расписанию ходили), меры по ограничению парковок. Можно, конечно, было пойти путем, по которому пошел Сингапур (меры по ограничению продажи автомобилей), Лондон (платный въезд), Прага (запрет въезда в исторический центр личного транспорта, там даже такси не везде разрешается проехать) и масса других примеров. Мы пошли более щадящим путем. Я считаю, что это себя оправдывает.
Что касается непосредственно дорог, то не лишним будет напомнить, что за минувшие 7 лет мы построили и реконструировали в Москве почти 660 км дорог (658,4 км). Это 15,6% от всей существующей в городе улично-дорожной сети. Столько город никогда не строил. Мы считаем это важным показателем потому, что, несмотря на то что за 7 лет в городе добавилось 1,4 млн машин, нам реально удалось улучшить транспортную ситуацию. Если бы мы этого не сделали, то еще в 2013-м 40% территории Москвы просто бы представляла собой одну большую пробку. Мы эту угрозу отвели. Средняя скорость движения транспорта за 7 лет выросла на 13%, а для Москвы это огромное достижение. В других мегаполисах ситуация прямо противоположная. А у нас только за один год (в 2017 году по сравнению с 2016-м) загруженность дорог снизилась на 6%. Мы построили 189 искусственных сооружений (эстакад, мостов, тоннелей), на 30% увеличив их количество по сравнению с 2010 годом. Построили 189 пешеходных переходов, с ними был острый дефицит, людям реально негде было перейти дорогу, приходилось «наматывать круги». Мы реконструировали все основные развязки на МКАД, 8 вылетных магистралей. Завершили первый этап реконструкции Калужского шоссе – самой загруженной трассы новой Москвы, а это ее основная транспортная артерия. Буквально в ближайшее время завершаем второй этап – до Троицка. Активно формируем хордовое движение: строим СЗХ, СВХ и Южную рокаду. И как раз до 2020 года это наш самый крупный дорожно-транспортный проект. В общей сложности это добавит еще 232 км скоростных городских магистралей с развязками, эстакадами, мостами. По сути, будет сформировано крупное дорожное большое кольцо, точнее, своеобразный треугольник. Причем мы поэтапно открываем движение на участках, чтобы дорогами уже можно было пользоваться, тем самым разгружая город. СЗХ планируем сдать в эксплуатацию в будущем году. Ее основные участки уже готовы и открыты для движения. СВХ – самая протяженная – откроется полностью в 2019–2020 годах, тогда же введем и Южную рокаду.
Кроме того, мы продолжаем реконструкцию развязок на МКАД. Только в 2018-м будут реконструированы развязки МКАД – ул. Свободы, МКАД – Алтуфьевское шоссе и МКАД – Осташковское шоссе. Это серьезно снимет пробки на данных участках. В планах до 2020 года – строительство двух важных дублеров Кутузовского проспекта: Южного и Северного, также будет сформирована улично-дорожная сеть крупнейшей промзоны в городе – «ЗИЛ». Много будем строить локальных дорог-связок, в том числе в новой Москве, например, Солнцево – Бутово –Видное, которая станет своеобразным дублером МКАД.
Всего в планах на 2018–2020 годы – ввод 296,3 км дорог, 81 искусственное сооружение и 42 пешеходных перехода.

– Марат Шакирзянович, еще пять лет назад, когда в состав Москвы вошли новые территории, и чуть позже, когда стартовала программа реновации промзон, было принято решение активно развивать именно эти территории, а теперь акцент смещается в сторону срединной части старой Москвы. Мы не придем снова к тому же результату – одной из самых плотных застроек в мире в исторической части города?
– Исторический центр мы развиваем исключительно как культурное ядро. Он и так переуплотнен, а мы, напротив, делаем все, чтобы его разуплотнить: создаем новые общественные пространства, расширяем тротуары, делаем пешеходные зоны и так далее. Иное дело, если речь идет о строительстве в пределах ЦАО. Но и там в таких больших объемах, как в прежние годы, мы не строим. Но совсем не строить жилья в центре нельзя. Кстати, в рамках той же программы реновации, которая коснулась и районов ЦАО, мы будем формировать совсем другое лицо города: речь ведь идет о квартальной застройке, а не об отдельно торчащих небоскребах в окружении архитектурных памятников. Наша задача – сделать городскую среду как можно более гармоничной, привлекательной, открытой и комфортной. Основные наши территории развития в пределах старой Москвы это вовсе не ЦАО, а срединные и периферийные районы – заброшенные бывшие промзоны, примыкающие районы к набережным и МЦК, и так далее. Я совершенно не согласен с тем, что мы все эти годы строили только в новой Москве. Да, безусловно, там строится много недвижимости, но основные объемы все же как приходились на старую часть города, так и приходятся. Вот только сам градостроительный подход коренным образом изменился: от моноцентричного развития мы перешли к полицентричному. Это главный тренд, которому мы следуем. Только так можно превратить Москву по-настоящему в комфортный, открытый и удобный город для всех.

Город готов к чемпионату мира по футболу

– В этом году Москва отметила 870-летний юбилей. Знаковыми подарками столице стали два реализованных грандиозных проекта, которые, несомненно, войдут в историю: реконструирована БСА «Лужники», а на месте снесенной гостиницы «Россия» открылся уникальный парк «Зарядье». Проекты, подобные этим, ожидаются?
– БСА «Лужники» мы не просто реконструировали, а фактически построили заново всю «начинку», соответствующую мировым стандартам. При этом сохранили для истории Москвы и для истории спорта России самое главное – узнаваемый во всем мире облик легендарного стадиона. «Зарядье» и вовсе стал первым за 200 лет парком, созданным в пределах Бульварного кольца. Аналогов таким паркам на сегодняшний день в мире просто нет. Безусловно, это, пожалуй, два самых выдающихся проекта, реализованных нами за 7 лет. Не считая, конечно же, транспортного проекта – МЦК.
Самым масштабным проектом, который будет реализован в течение ближайших двух лет, станет первый в России всесезонный детский парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Никогда в Москве не было для детей такого парка. Проектом занимаются инвесторы, четко соблюдая график работ. Первую очередь планируют запустить уже в 2018 году. Со своей стороны город взял на себя всю транспортную инфраструктуру. Ожидается, что парк смогут ежегодно посещать 4 млн человек.

– Какими еще в целом знаковыми объектами может похвастать столица за последние годы, какие будут построены в ближайшей перспективе?
– Что касается других знаковых для города объектов, напомню: за 7 лет построено и реконструировано 43 объекта культуры, среди них такие известные, как театр Александра Градского, театр «Геликон-Опера», знаменитая Гнесинка (после реконструкции), Театр Олега Табакова, новый корпус Театра им. Вахтангова. Кроме того, завершили такие долгострои, как высотка в Оружейном переулке, «Центральный детский магазин на Лубянке», высотки в «Москва-Сити», заканчивается реконструкция Московского зоопарка (вторая очередь, первую завершили два года назад).
Отдельная тема – спортивные сооружения. За 7 лет мы совершили настоящий рывок, фактически удвоили их ввод. Построено и введено в эксплуатацию 85 спортивных объектов, в том числе мирового уровня. Помимо«Лужников» это олимпийский стадион «Открытие Арена», Ледовый дворец «ВТБ» и Центр водных видов спорта им. А. Давыдовой на «ЗИЛе», реконструированный Гребной канал в Крылатском, стадион ЦСКА, арена «Мегаспорт». А до 2021 года планируем построить еще 40 новых объектов, включая такие крупные, как стадион «Динамо», канатная дорога на Воробьевых горах, конноспортивный комплекс в поселке Северный, спортивный кластер в Некрасовке, а на территории «Лужников» откроется новый Центр художественной гимнатики, многофункциональный комплекс водных видов спорта, ледовый дворец «Кристалл» и другие объекты.
При этом мы не просто точечно строим и реконструируем спортивные объекты, а привязываем к ним инфраструктуру, комплексно развивая прилегающие территории, подводя к ним транспорт. Самое главное, что я хотел бы особо подчеркнуть: мы создаем спортивную инфраструктуру не только для спорта высших достижений, но и для массового, которым регулярно занимается каждый третий москвич.

– До ЧМ по футболу осталось чуть больше полугода. Готов ли город с точки зрения запланированных к строительству объектов?
– Москва уже сегодня готова принять столь масштабное событие мирового значения. У нас уже три с половиной года функционирует построенный с нуля стадион «Открытие Арена», который принимал игры Кубка конфедераций. Кстати, и представители ФИФА, и спортсмены, и болельщики отметили высокое качество объекта, прекрасные условия для проведения соревнований самого высокого уровня. Завершена реконструкция главного объекта мундиаля 2018 года – Большой спортивной арены «Лужники», которой дана самая высокая оценка. Обновленный стадион «Лужники» является одной из самых современных спортивных арен, построенных за последние годы, а по соотношению цены и качества это вообще один из самых удачных и успешных спортивных проектов в мире. Завершено строительство стадиона «ЦСКА» и, хотя он и не будет принимать матчи чемпионата, но тоже станет одним из самых современных стадионов страны.
При этом хочу также напомнить, что проведение мундиаля серьезно ускорило и развитие гостиничной инфраструктуры в Москве, которая все еще отстает от других столиц и крупных городов мира. За последние годы произошел настоящий гостиничный бум: построено и открыто 42 отеля на 7 тысяч номеров. До конца 2018 года город прирастет еще 27 новыми гостиницами, причем 12 из них будут открыты в I полугодии, то есть их услугами смогут воспользоваться и гости, которые приедут на ЧМ-2018. А в 2019 году в Москве появится еще 49 отелей более чем на 7,7 тысячи номеров.
Нет никаких сомнений в том, что Москва справится с проведением ЧМ по футболу. И главным его наследием мы считаем серьезный прорыв в развитии спортивной, гостиничной и транспортной инфраструктуры и благоустройстве городских территорий.

Строительная отрасль на подъеме

– Сегодня много внимания уделяется проблеме административных барьеров. Расскажите подробнее, что делается руководством города для создания комфортных условий для застройщиков и экономии их времени и средств?
– За 7 лет в данном направлении мы провели колоссальную работу и останавливать ее не собираемся. Уже сегодня стройкомплекс фактически работает по принципу «одного окна». Активно развиваем электронные муниципальные услуги. Так, начиная с 2013 года у нас почти 10 тыс. разрешений на строительство и ввод объектов выдано через интернет, а с 1 ноября 2014 года госуслуги в отношении капитальных объектов оказываются только онлайн – независимо от источников финансирования. Через интернет можно подавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС). Рассматривать заявления, поданные через портал mos.ru, будут не более 7 рабочих дней, а в случае оформления ЗОС – 5 дней. Со своей стороны мы бесплатно проводим для застройщиков семинары, где рассказываем о предоставлении госуслуг через интернет. То есть все процедуры мы сделали абсолютно прозрачными, открытыми, доступными и максимально простыми, что считаем важным шагом навстречу всему инвестиционному сообществу. Фактически заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые бумаги на всех этапах реализации строительного проекта, начиная с заключения договора аренды земли, и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Это серьезно ускорило движение капитала в строительную отрасль. Сегодня мы практически перешли на электронный документооборот, благодаря чему Москва поднялась в мировом рейтинге на несколько десятков позиций. Кроме того, мы внедрили такое новшество, как опцию «Кабинет застройщика» – универсальный сервис доступа к сведениям и документации о строительных объектах, пользуясь которым компании могут значительно ускорить все необходимые процессы: увидеть список объектов для каждой строительной компании, ознакомиться с полной информацией об объектах со ссылками на документы, а также изучить данные о проверках, предписаниях и штрафах.
Кроме того, облегчили работу застройщиков «Единый контактный центр стройкомплекса», онлайн-сервис «Калькулятор процедур» и другие сервисы. В прошлом году исключили пять избыточных процедур в строительной сфере, а также процедуры государственного строительного надзора для объектов с низким уровнем риска и процедуры согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на окраине Москвы. Кроме того, приняли абсолютно новаторское решение о включении в состав ГПЗУ информации о подземных коммуникациях и сооружениях, а также о предварительных технических условиях подключения к сетям. А с 1 июля состав сведений, включаемых в этот документ, расширен – добавилась информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям. До сих пор ГПЗУ включал ситуационный план в виде приложения, содержащего информацию о расположенных в границах земельного участка инженерных сетях и о выданных предварительных технических условиях. Кроме того, с 1 июля 2017 года услуга получения ГПЗУ доступна исключительно в электронной форме, а информацию, указанную в ГПЗУ, можно использовать для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. Перевод этой услуги в электронный вид позволяет сократить временные затраты заявителей на подачу запроса и обеспечивает круглосуточную и территориальную доступность.
Срок выдачи ГПЗУ в Москве сокращен с 30 до 20 дней. В настоящее время прорабатываем на федеральном уровне возможность более легкого, чем сейчас, внесения изменений в ПЗЗ в случае незначительного от них отклонения, для того чтобы работа из-за нескольких квадратных метров не останавливалась, а объекты продолжали строиться и вводиться в установленные сроки. То есть мы целенаправленно снижаем административную нагрузку на бизнес. Поэтому инвесторы никуда из Москвы
не уходят, активность по-прежнему высокая. Более того, как я уже говорил, с участием частного капитала в столице строится не только жилье, офисы и торговые центры, но и активно возводятся школы, детские сады и поликлиники в рамках комплексной жилой застройки, а также реализовываются крупнейшие инфраструктурные проекты, имеющие огромное значение в общегородском масштабе.

– Какие прогнозы по развитию строительной отрасли?
– Самые хорошие. Я вообще по жизни оптимист. В Москве строительная отрасль на подъеме, никакого кризиса, который нам пророчили, которым нас пугали, рассказывая разные «страшилки», нет и в помине. Динамика положительная практически по всем основным секторам. Дальше будем только наращивать темпы и объемы. У нас одновременно реализуется целый ряд мегапроектов и в транспортном строительстве, и в коммерческом секторе, не говоря уже о программе реновации. Главное, что у нас есть, – Адресная инвестиционная программа, обеспеченная финансированием на три года вперед. Поскольку 70% этой программы направляется на транспортные стройки, являющиеся самым главным импульсом к строительству всего остального, включая инвестиционные проекты, отрасль будет и дальше демонстрировать высокие показатели роста. Никаких сомнений у меня в этом нет.

Москва очень преобразилась

– Многие москвичи говорят, что за последние 7 лет город преобразился. Как вы оцените изменения города?
– Это говорят и москвичи, и все, кто приезжает в наш город и по делам, и с целью туризма, и так далее. Во-первых, это тоже самое главное наше достижение. Считаю, что нам удалось остановить негативный тренд, связанный с улично-дорожной сетью. Транспортная ситуация в городе год от года улучшается, о чем я уже говорил. Во-вторых, Москва стала городом не для машин, а для людей. Появились десятки новых пешеходных маршрутов, множество пешеходных зон, открытых общественных пространств, более 50 народных парков. Огромная работа проведена по благоустройству, организации велосипедных дорожек и так далее. В-третьих, город стал гораздо более привлекательным туристически. Никогда такого туристического бума, как в последние годы, не было. Не случайно в рейтинге туристической привлекательности российских городов Москва занимает сегодня первое место. Еще недавно такое трудно себе было представить, а сейчас мы обогнали даже Санкт-Петербург. Более того – Москва вошла в топ-10 самых туристически привлекательных городов мира. Туристам теперь есть где гулять, стало меньше пробок, потому что проведена гигантская по масштабам работа по реставрации исторических памятников, потому что открываются новые памятники, музеи, строятся и реконструируются учреждения культуры. Я уже не говорю о бурном развитии гостиничного дела. Мы приняли программу строительства и размещения гостиниц самой различной звездности, увеличился номерной фонд, стали более привлекательными цены. Регулярно проводятся интересные фестивали, ярмарки. Все это, конечно же, привлекает в Москву все больше и больше туристов, да и самим москвичам уже не хочется даже на выходные покидать город. Потому что есть чем заняться и в Москве. То есть мы последовательно, шаг за шагом превращаем нашу столицу в город, привлекательный не только для бизнеса, для зарабатывания денег, но и комфортный для жизни, для отдыха.

– Какими главными событиями, достижениями запомнился вам 2017 год?
– Важнейшим проектом, безусловно, стала программа реновации жилого фонда, о которой мы в этом году не только заявили, но и инициировали соответствующие законодательные акты, которые были приняты на федеральном уровне, разработали и приняли городской закон, саму программу и более того – уже приступили к ее реализации. Эта социальная программа, затрагивающая интересы более миллиона москвичей, определит развитие города на несколько лет вперед. Сложнейший проект, амбициозный, аналогов ему в мире просто нет. И самое главное для нас, что подавляющее большинство москвичей этот проект поддержало. В результате они получат не только новое комфортное жилье, а абсолютно новую городскую среду – комфортную, удобную, совершенно другого качества, чем прежде.
Кроме того, год запомнился знаковыми реализованными проектами. Настоящими событиями стало открытие после реконструкции Большой спортивной арены «Лужники» и уникального парка «Зарядье» в историческом центре города. Причем это первый парк, созданный в столице за последние 70 лет, а по своему масштабу, наполнению, изюминкам, новым технологиям это вообще первый такой парк за всю историю Москвы. Уже к сегодняшнему дню, а «Зарядье» мы открыли в начале сентября, парк посетили сотни тысяч людей. Фактически Москва получила новый символ, новую визитную карточку.

– Какие места в Москве вы любите?
– Очень люблю исторический центр города. Я вообще поклонник классической архитектуры, не перестаю восхищаться застройкой улиц Ильинка с Верхними торговыми рядами (ГУМ), зданием Азовско-Донского банка, Троицким подворьем, старым Гостиным Двором, зданием Купеческой биржи… Эта улица – своего рода памятник талантам знаменитым архитекторам: Померанцеву, Кваренги, Быковскому, Каминскому и др. А теперь оттуда через историческую Варварку с отреставрированными церквями и особняками выходишь к новому парку «Зарядье». Восхитительный получился парк, аналогов ему в мире точно нет.
Театральная площадь с Большим театром – это место дышит историей, а Большой театр к тому же недавно реконструировали. Это предмет гордости современных московских архитекторов, проектировщиков и строителей. Кузнецкий Мост, Камергерский переулок, превращенные в единую благоустроенную пешеходную зону, – прекрасное место. Теперь там отреставрированы фасады многих исторических зданий, недавно напротив МХТ им. Чехова открыли памятник Станиславскому и Немировичу Данченко, а чуть дальше – памятник композитору Сергею Прокофьеву, прямо рядом с подъездом, в котором он жил. Совершенно преобразилось Замоскворечье. По Пятницкой теперь пройтись – одно удовольствие. Всех мест не перечислишь. Если нужно куда-то по работе в центре, иду пешком. Конечно же, я обожаю «Лужники» и горжусь тем, что нам удалось сделать, вдохнув в стадион новую жизнь. Пройдет немного времени, мы полностью завершим формирование этого кластера, он станет излюбленным местом не только для занятий спортом, но и для прогулок и отдыха.

Александр Шибанов

 

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»