Реставраторы обнаружили скрытый горельеф в павильоне № 64 на ВДНХ

При подготовке к реставрации павильона № 64 «Оптика» на ВДНХ специалисты обнаружили горельеф «Праздничный Ленинград». Он был скрыт за фальшстеной и находится в хорошем состоянии.

Скульптурная композиция расположена в торце круглого зала Ленинградской области. На ней изображено праздничное шествие на фоне памятника Владимиру Ленину у Финляндского вокзала. Работа принадлежит группе известных скульпторов: Григорию Косову, Василию Стамову, Александру Овсянникову и Алексею Тимченко.

Прототипом горельефа выступила композиция на станции метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге. В 1951 году она была известна как «И.В. Сталин — депутат Ленинграда» со статуей Иосифа Сталина в центре. К 1954 году изображение вождя заменили: в московском павильоне — на двух рабочих, а в ленинградском метро — на человека со знаменем с надписью «Слава труду!».

Павильон № 64 «Оптика» относится к объектам культурного наследия федерального значения. Он был построен к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года и назывался «Ленинград и северо-восток РСФСР». Здание отличалось строгостью форм: колонны-опоры без капителей чередовались в боковых частях с декоративными арками.

Во время послевоенной реконструкции выставки было принято решение сохранить павильон, обогатив его внешний вид. Однако позже Главный выставочный комитет постановил перестроить практически все части павильона, оставив лишь конструкции боковых объемов. Архитектура обновленного павильона выдержана в духе русского классицизма. Боковые крылья с галереями оформлены торжественными гирляндами и медальонами на темы плодородия. Первоначально на карнизе располагались скульптуры в духе построек классической архитектуры.

Верхняя часть центрального объема оформлена колоннадой дорического ордера. Над входом расположена эмблема павильона, включающая в себя символы триумфа, изобилия и механизации сельского хозяйства. За павильоном устроен небольшой фонтан со скульптурой мальчика-рыболова скульптора Бориса Сона. Он, дополненный прилегающими аллеями, должен напомнить посетителям о парках Санкт-Петербурга.

Пространство павильона было разделено на восемь залов. Первый зал занимает всю высоту центрального объема. Здесь сохранились четыре монументальных панно: «Завод имени Сталина во время создания гидротурбины», «Встреча гвардейцев у Нарвских ворот в июле 1945 года», «Смольный в октябре 1917 года», «Машины направляются на колхозные поля». Художники — Анатолий Казанцев, Евсей Моисеенко и Тарас Шевченко.

С 1959 года экспозиция павильона была посвящена основным целям, задачам и успехам советской образовательной системы, с 1967 года — динамике социально-экономических преобразований сельского хозяйства в Советском Союзе. С 2015 по 2017 год он использовался как выставочно-демонстрационная площадка для временных художественных и тематических экспозиций.

Предполагается, что к началу 2022 года в павильоне будет создано выставочное пространство ОАО «РЖД».

Все о главной выставке страны — в проекте «Возрождение ВДНХ».

От истоков — к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ Точка притяжения для москвичей и туристов: Сергей Собянин рассказал о развитии ВДНХ

 

Добавить комментарий