Об этом говорили на встрече руководителей строительных компаний, организованной 11 октября в Москве Центром продвижения производителей TrendProm.
Исполнительный директор консалтинговой компании СМPRO Евгений Высоцкий рассказал о вкладе роста стоимости стройматериалов в увеличение цены недвижимости на первичном рынке. По его словам, средняя цена жилья в России на первичном рынке с 2012 по 2019 год росла постепенно, но в период с 2020 по I полугодие 2022 года подскочила на 50%. В то же время цены на строительно-монтажные работы и стройматериалы выросли за полтора года только на 24%. Таким образом, доля затрат на строительство в стоимости квадратного метра на первичном рынке жилья в I полугодии 2022 года впервые оказалась ниже 50%. По сравнению с 2020 годом она сократилась на 10 п.п., с 59% до 49%. Остальное — прибыль девелопера и прочие расходы.
Напомним, 4 октября 2022 года министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин на заседании Общественного совета Минстроя подтвердил ключевой вывод: «Стоимость стройматериалов не настолько возросла, насколько наши ведущие девелоперы подняли стоимость метра».
«За 2021 год чистая прибыль компании ПИК — 104 млрд рублей, а у всей цементной промышленности РФ (полусотни заводов) за 10 месяцев 2021 года прибыль до налогообложения составила 21 млрд рублей. Вот и слушайте “плач Ярославны” о том, что девелоперы работают с нулевой прибыльностью», — резюмировал Евгений Высоцкий. По его мнению, правительство РФ предпринимает большие усилия для обеспечения стабильного спроса на жилье, но и строительным компаниям нужно снижать цены, потому что платежеспособность населения падает и количество домашних хозяйств, имеющих возможность приобрести недвижимость, все меньше и меньше.
Антон Скирда, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Московской Ассоциации Предпринимателей, председатель совета федерального строительного объединения «Наш Дом», подчеркнул, что, ориентируясь на госзаказ, к которому все чаще обращаются строительные компании в условиях падения платежеспособного спроса на жилье со стороны населения, строительные компании могут рассчитывать только на то, чтобы «взять объемом». Государство хорошо знает себестоимость строительства объектов жилого фонда. Так, в Центральном Федеральном округе нормативная стоимость одного квадратного метра жилья составляет в Московской области 124 000 руб., в столице — 161 000 руб., при этом на пользующемся на данный момент высоким спросом Юге России, Крымском полуострове — 101 000 руб. за квадрат. В Краснодарском крае выше, чем в Московской области: 157 000 руб. за кв. м. При этом самая низкая стоимость строительства одного квадратного метра зафиксирована в Ингушетии — 46 000 руб. за кв. м. Крайне перспективным выглядит ДФО, где цена строительства жилья составляет от 105 000 руб. до 140 000 руб., пояснил Скирда. В целом по стране компаниям, специализирующимся на возведении жилого фонда, стоит задуматься и пересмотреть свои стратегии, обратить особое внимание на рынок госзаказа. Однако и конкуренция в данной нише высокая. Покупательная способность населения в последнее время снижается, девелоперам приходится разрабатывать новые продукты в борьбе за клиента. В результате жесткой конкуренции в России, по мнению эксперта, останутся только 15–20 девелоперских компаний, так как происходит их укрупнение, и это нормально.
«Для продвижения строительных компаний им нужно будет перейти от продуктового PR к экспертному, продемонстрировать узнаваемый бренд, надежность, наличие подрядчиков, объем и масштабы проектов, владение новыми технологиями. GR-повестка становится очень актуальной для СК. При этом фокус внимания переходит к отраслевым СМИ, а не Forbes, как было раньше. Также растет интерес к профильным Telegram-каналам, в которые все чаще интегрируются девелоперские компании», — прокомментировала новые условия конкуренции строительных компаний сооснователь маркетингового агентства TrendProm и коммуникационного агентства TrendFox Ольга Павликова.
«В выигрыше окажутся те компании, руководство которых грамотно выстроило свой личный бренд. Сегодня эпоха брендов живых людей, а не компаний. Посмотрите, насколько охотнее потребители приобретают услуги и товары, в которых присутствуют близкие им по духу ценности основателя. И в этих случаях люди даже готовы переплачивать: за среду, за возможность быть сопричастными к глобальной идее главы компании. В этом, например, и состоит главный секрет Илона Маска, который заявил о том, что построит новый город в Техасе. Я уверен, данная тенденция только будет набирать обороты и в России. Более того, построив сильный личный бренд в одной сфере, ты легко сможешь захватывать и другие рынки», — резюмировал PR-директор миллиардера Игоря Рыбакова, основатель коммуникационного агентства Smart PR Глеб Климентьев.
В Москве прошла встреча руководителей строительных и производственных компаний, на которой собрались, в частности, представители таких компаний, как Saint-Gobain, «Бергауф», «ПОЛИПЛАСТ» и др. Встреча была посвящена актуальным тенденциям на строительном рынке и стратегиям продвижения строительных компаний.