«Дочка» «Роснано» и «Систематики» создала электронный чип для маркировки шин

Накануне того, как в России могут
ввести обязательную маркировку автопокрышек RFID-метками, компания «РСТ-инвент»
совместно с одним из крупнейших производителей шин в стране разработала свой
чип, ориентированный именно на эту отрасль.

Российская RFID-метка для автопокрышек

Совместное предприятие «Роснано»и «Систематики» — компания «РСТ-инвент», известная как производитель электронныхметок для радиочастотной дистанционной идентификации объектов (технология RFID),разработала чип для маркировки автомобильных шин. Об этом CNews сообщили ворганизации.

Изделие, получившее название TireTag,позиционируется компанией в качестве электронного паспорта данного видаизделий. С его помощью к покрышке можно привязать данные о ее изготовителе,типе, дате производства, материалах и пр. В течение жизненного цикла шины этаинформация может дополняться.

Маркировка покрышек такимиметками призвана автоматизировать процесс учета и внутренней логистики шин натерритории заводов-производителей, а также контролировать покрышки в процессеэксплуатации транспортными предприятиями. При интеграции RFID-метки в покрышкуизъять ее без повреждения шины невозможно, что позволяет защитить продукцию отконтрафакта и подмен.

zavodrst1200.jpg

Производство RFID-меток для шин на мощностях «РСТ-инвент»

В «РСТ-инвент» сообщили CNews,что на создание новой метки ушло порядка восьми месяцев. Разработка и испытаниечипов велись совместно с известным отечественный производителем шин, входящим вв России в тройку лидеров по объемам выпуска. Инвестиции в проект нераскрываются. Планируемый годовой объем шин, промаркированных RFID-метками, составит12-15 млн. штук в год.

Какие-либо российские аналоги TireTagих разработчикам не известны.

Характеристики метки

В «РСТ-инвент» уверены в том, чтоновая метка по своим характеристикам абсолютно уникальна — она была разработанаисключительно для шинной промышленности. Она может быть интегрирована в шины сметаллическим кордом (основной прочностной элемент большей части современныхпокрышек), но информация с нее может быть считана без искажений с расстояния до6 метров.

Рабочая температура изделия находитсяв интервале от — 60°С до +200°С (до +270°С в течение 45 минут). Диапазонрабочих частот — 865-870 МГц. Нагрузочные испытания показали работоспособностьмаркированных шин на пробегах до 400 тыс. км

Размеры метки составляют 96 x 21мм (± 0,5 мм). Чип соответствует стандартам ISO 18000-63 / EPC global Gen2v2.

В «РСТ-инвент» указывают, что RFID-меткуTireTag возможно интегрировать непосредственно внутрь покрышки как на этапепроизводства, так и в уже готовую шину. В обоих случаях чип будет полностьюзащищен от перепадов давления, температур и механических воздействий при нормальнойэксплуатации покрышки, заверяют производители.

«Необходимо отметить, что приинтеграции метки между слоями покрышки, не нарушается целостность материала, —поясняет Дмитрий Сазонов,руководитель направления по работе с ключевыми клиентами. — Это важное свойствопозволяет исключить брак, связанный с маркировкой шин на производстве.Рентгенографический контроль качества показывает полное отсутствие дефектов шинв месте интеграции метки. Таким показателем не может похвастаться ни одна меткав мире».

Перспективы меток в контексте тотальной маркировки товаров

Разработчики не скрывают, чтосоздавали новую метку в контексте того, что недавно Правительство России вцелях борьбы с контрафактом утвердило перечень из десяти групп товаров, подлежащихобязательной маркировке различными средствами с 2019 г. Помимо табачнойпродукции, одежды, обуви, духов и фотоаппаратов, в него вошли и автомобильныешины.

В «РСТ-инвент» отмечают, что на данныймомент решается вопрос о способах идентификации перечисленных товаров, и однимиз вопросов рассматривается необходимость маркировки покрышек именно RFID-метками.

«По сравнению с другими способамимаркировки шин, в частности штрих-кодом, RFID-метки обладают рядом ключевыхпреимуществ: возможность считывания данных вне зоны видимости объекта игрупповой регистрации, отслеживание товара в режиме реального времени,невозможность подделать метку или заменить, эксплуатация в условиях агрессивноговоздействия окружающей среды», — говорят в компании.

Напомним, впервые электронныеметки на государственном уровне в России были применены в отношении маркировкишуб, и этот эксперимент на самом высоком уровне был признан успешным, что идало «зеленый свет» распространения позитивного опыта на другие товары.