Михаил Мишустин посетил предприятие «Авиаавтоматика» имени В.В.Тарасова в Курске

Председатель Правительства ознакомился с работой цеха сборки, образцами готовой продукции и побеседовал с руководителями предприятия.

Михаил Мишустин посетил предприятие «Авиаавтоматика» имени В.В.Тарасова в Курске

АО «Авиаавтоматика» имени
В.В.Тарасова начало свою историю в 1959 году, когда был основан курский завод
«Прибор».

Поездка

Это предприятие с
полным циклом работ – от проектирования и серийного производства до
послепродажного обслуживания изделий. Входит в реестр организаций
оборонно-промышленного комплекса. Выпускает авиационную технику военного и
гражданского назначения: приборы и аппаратуру для автоматического регулирования
и управления для самолётов и вертолётов, а также электроприводы для нефтяной,
газовой, химической промышленности и ТЭК. Кроме того, предприятие производит
продукцию народного потребления: электрошашлычницы, сушилки для овощей и
фруктов, инкубаторы, вафельницы, соковыжималки.

Продукция
«Авиаавтоматики» поставляется известным российским авиа- и
вертолётостроительным предприятиям – «МиГ», «Сухой», «Туполев», «Камов», МВЗ имени
М.Л.Миля, а также компаниям в Белоруссии, Узбекистане, Казахстане, Индии,
Китае.

Из
стенограммы:

М.Мишустин: Мы посмотрели – директор показал – ваше предприятие.
Очень важно, что в это непростое время вы занимаетесь высокими технологиями,
начиная от соответствующих систем напыления и создания печатных плат до вот
таких приборов, автоматики, которые мы видим. Они применяются в первую очередь
в авиастроении, для различных гражданских нужд. Во всяком случае всё это очень
интересно – и с точки зрения технологических инвестиций, и импортозамещения.
Это всё – будущее.

Спасибо вам.

А.Майоров (генеральный
конструктор АО «Авиаавтоматика» имени В.В.Тарасова)
: Михаил Владимирович, Вы посмотрели нашу продукцию. Это в
том числе система контроля диагностики на Ми-28НМ на оптоволокне. В настоящее
время мы провели работу по замене всех, даже механических, датчиков. Всё
делается на оптоволокне, поэтому система может иметь очень расширенное
применение, в том числе для строительных конструкций, для судов. Поэтому
просьба – рассмотреть возможность софинансирования этого проекта Правительством
Российской Федерации.

М.Мишустин: Сто процентов – надо поддерживать. Денис Валентинович (Мантуров) здесь.

У меня вопрос сразу: датчики будете свои делать,
оптико-волоконные? Датчики, которые мы только что видели, коллега говорил,
импортные. Оптико-волоконные датчики в России производятся?

А.Попов (генеральный
директор АО «Авиаавтоматика» имени В.В.Тарасова)
: Один элемент
там есть.

А.Майоров: Оптоволокно у
нас полностью российское, поэтому датчики все…

М.Мишустин: Они точнее?

А.Майоров: Во-первых, это
габариты, во-вторых, надёжность, сами понимаете.

М.Мишустин: Поддерживаю абсолютно. У меня вопрос: будете ли вы
производить оптико-волоконные датчики в России? Ответ «да»?

А.Майоров: Да.

М.Мишустин: Денис Валентинович, в программу развития радиоэлектронной
промышленности точно абсолютно надо ставить это, поддерживать. Очень здорово,
что есть диверсификация и что вы не только авиастроением занимаетесь, но и
гражданским производством. Я обязательно это поддержу, потому что сами датчики,
система привода датчиков, соответственно, к виртуальным приборам, к
программному обеспечению российской разработки – всё это мы будем поддерживать
очень активно.

Д.Мантуров: По двум работам мы уже принимали участие – в 2019 году и
в этом году. В 2019 году мы предоставили поддержку в объёме 350 млн рублей, в
этом году у нас работы почти на 600 млн. Выполняют вовремя, претензий к ним
нет, поэтому мы поддерживаем.

А.Майоров: Часть продукции Вы
уже видели, это малая авиация, – из этих денег сделано.

Д.Малышев (главный
технолог АО «Авиаавтоматика» имени В.В.Тарасова)
: Михаил
Владимирович, ещё одной темы хотелось бы коснуться. На текущий момент
авиакомпании, эксплуатирующие летательные аппараты вертолётного типа, имеют
сложности с получением оперативной информации по техническому состоянию
воздушных судов до момента возвращения на аэродром базирования. Связано это с
отсутствием в принципе такой возможности, то есть считывания данных с
эксплуатационных накопителей. Нашими специалистами разработаны основные
компоненты системы, позволяющей осуществлять передачу параметрической
информации на любом аэродроме в бесконтактном формате по защищённым каналам
связи непосредственно на сервер авиакомпании, что позволяет заниматься
прогностикой технического состояния – вплоть до запрета вылета с аэродрома
базирования, позволяет проверять наличие запчастей на складе для своевременного
технического обслуживания. Всё это в комплексе позволит авиакомпаниям снизить
простои воздушных судов на аэродромах, своевременно заказывать запчасти и
гарантирует безопасность авиаперевозок. Просьба оказать содействие продолжению
работы по данному направлению, так как считаем эту тему перспективной, важной
для нашей авиации.

М.Мишустин:
Однозначно. Если датчики соответствующей системы, программное обеспечение,
которое будет ставиться, будет наше, российское, мы не просто это поддержим –
всё сделаем для этого. Но вы абсолютно правы. Проблема, связанная с
обслуживанием, сервисным обслуживанием, которая стоит перед нами, перед
промышленностью, очень важная. Нужно
полностью обеспечить линейку производимых в Российской Федерации самолётов,
вертолётов очень надёжным гарантийным сервисным обслуживанием. Система
выездная, она сможет собрать всю необходимую информацию и, соответственно, уже
по средствам телекоммуникации разобраться с необходимостью обслуживания или
выяснить, что именно происходит на местах. А страна у нас огромная. Это может
быть север, юг. Это может быть вообще работа за рубежом. Это очень важно. Это
пилотный проект, правильно я понимаю?

Д.Малышев: Базовые компоненты в рамках разных работ, в том числе
инициативных, уже есть.

М.Мишустин:
Для такого пилота необходимо, чтобы Министерство промышленности и торговли
договорилось, кто будет заказчик. Должен быть заказчик, и тогда мы абсолютно
точно поддержим такие работы. Ключевой вопрос: кто будет заказчик?

Вы сказали сейчас о
вертолётчиках, давайте возьмём и вертолётный холдинг. Уж Денис Валентинович как
никто знает все вертолётные холдинги в стране.

Хорошо, я с удовольствием
поддержу.

Хочу пожелать удачи, и,
пожалуйста, продолжайте в том же духе. Нам очень важно, чтобы по
импортозамещению все агрегаты, узлы, приборы особенно, автоматика, которая
сегодня есть, производились в России. Это нормальный путь. Если военные
самолёты у нас лучшие, весь мир это знает, и тут не надо ничего доказывать, то
в гражданском авиастроении есть зазоры и вопросы, которые за эти несколько лет
накопились. Но то, что сейчас происходит, – это и гарантированный заказ на всю
линейку всех видов самолётов: и дальнемагистральных, и для небольших
региональных полётов. Он сегодня формируется. Есть поручение Президента по всем
абсолютно видам производимых в России самолётов – сформировать государственный
заказ.

Практически завершаем сегодня
работу, связанную с финансированием НИОКР на сумму более 300 млрд рублей. Она
уже есть в бюджете, мы знаем, каким образом она будет поступать.
Соответственно, средства Фонда национального благосостояния будут обеспечивать
нам производство – как я уже сказал сейчас, на 10 лет, – всех видов авиационной
техники в России. Но они должны быть именно на мировом уровне. Они должны быть
даже лучше – надо стремиться к этому,
потому что Россия всегда гордилась своим авиастроением. Я очень надеюсь, что
общими усилиями мы будем производить отличные надёжные машины – самолёты,
вертолёты. Желаю вам удачи и успехов. Спасибо.