О том, как в московском транспорте появились кассы-автоматы, рассказал Главархив

gl(211609).jpgВ столичном Главном архивном управлении сохранились материалы об этом изобретении, впоследствии ставшем одним из незаменимых в городском транспорте.

По сообщению официального портала Мэра Москвы, в начале 1960-х годов в Москве приступили к разработке автоматических касс, которые можно было установить прямо в салоне автобусов, трамваев и троллейбусов.

В автомат можно было опускать копейки, но сдачу он не выдавал. Также в кассе установили устройство, не позволяющее обмануть автомат с помощью специального магнита и проехать без билета‎.

«Созданием кассы-автомата для пассажирского транспорта занялись Управление машиностроения и Центральное конструкторское бюро проектирования оборудования мясной и молочной промышленности. К тому времени эти организации имели огромный опыт в проектировании автоматизированного оборудования и могли помочь создать вариант электромеханической кассы-автомата рационализаторы третьего автобусного парка. Правда, в итоге касса была придумана рационализаторами третьего автобусного парка. Затем в 1963 году автоматическую кассу испытали в одном из автобусов и посмотрели, как будет происходить продажа проездных билетов», — говорится в сообщении.

Испытание автобусной кассы-автомата проводила специальная комиссия с участием представителей Мосгорсовнархоза, центрального конструкторского бюро и управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома. Чтобы максимально проверить работоспособность аппарата, автобус с опытным образцом кассы был пущен по маршруту с плохим дорожным покрытием. Спустя две недели проверок стало ясно, что касса-автомат работает устойчиво, кроме того, она понравилась пассажирам. И даже разрыв между количеством выдаваемых билетов и фактической выручкой по итогам тестирования отсутствовал.

Помимо самих касс-автоматов, в наземном транспорте установили ручные компостеры. С их помощью пассажиры, которые использовали для проезда билетные книжки, могли самостоятельно погасить талон. Подобные компостеры также давали возможность горожанам покупать нужное число проездных билетов заранее.

Благодаря новому оборудованию исчезла необходимость в кондукторах. Пассажиры теперь сами могли покупать и пробивать свои проездные талоны. Со временем все это новое оборудование стало неотъемлемой частью столичного транспорта на долгие годы.

ФОТО: Главархив Москвы