Строители обеспечивают стабильной работой 75% москвичей

«Строители обеспечивают стабильной работой 75% москвичей»
Марат Хуснуллин о градостроительном развитии Москвы и реализации главных городских программ

По традиции во второе воскресенье августа Москва чествует строителей, отмечающих свой профессиональный праздник. Идут годы, меняются поколения, но суть этого ремесла остается прежней: созидать для людей, во имя будущего. О том, чем живет сегодня столичный стройкомплекс, какие основные задачи решает, какие важные и нужные городу проекты реализовывает, накануне Дня строителя в интервью нашему корреспонденту Марине Росинской рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Марат Шакирзянович, нынешнее лето в столице выдалось урожайным на события: помимо традиционного праздника – Дня строителя, который мы будем отмечать на днях, Москва успешно провела очередной урбанистический форум в «Зарядье», а буквально за день до этого завершился чемпионат мира по футболу. Многочисленные гости столицы воочию убедились в том, как изменилась и похорошела Москва. А как оценили развитие российской столицы международные эксперты, побывавшие на урбанфоруме?

– Если взять интегральное значение, а это порядка 14 показателей – транспортная доступность, экологичность, доступ к различным сервисам и так далее, Москва вошла в первую пятерку городов-лидеров наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Берлином. Это прекрасный результат. Исследование проводило рейтинговое международное агентство PricewaterhouseCoopers (PwC). Наша столица вместе с теми городами, что я назвал, плюс Барселона, вошла в группу «городов-альтруистов», достигших максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду. По комфортности проживания Москва занимает сегодня 5-е место, аналогичное и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. Характерно, что и восторженные отзывы о нашем городе болельщиков со всего мира, приехавших в Москву на мундиаль, созвучны с выводами исследования. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу и поставил перед нами мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в 2010 году. И мы ее выполняем. Судя по выводам исследования, выполняем успешно. Не случайно мэр в своем выступлении на урбанфоруме назвал Московскую агломерацию достоянием России и локомотивом ее развития. Это действительно так.

Строительство жилья, недвижимости для создания рабочих мест, реализация инфраструктурных мегапроектов и так далее – за всем этим стоит огромный труд специалистов стройкомплекса Москвы. И все же из года в год приоритеты не меняются: транспортное строительство на первом месте. На урбанфоруме вы заявили о том, что к 2023 году столица совершит транспортный прорыв. В чем он заключается?

В том, что к 2023 году мы завершим стартовавшее в 2011 году формирование современной транспортной системы, объединяющей в единую сеть метрополитен, железнодорожные линии и дороги, а также транспортно-пересадочные узлы. С учетом реализации проектов Большого кольца метро, новых радиальных веток, Московских центральных диаметров общая протяженность линий подземного и наземного метро составит свыше 1000 км: это 555 км метро и 446 км Московских центральных диаметров. Строительство нового дорожного кольца из хорд и рокады, развитие сети автомобильных дорог позволит за 2011–2023 годы ввести более 1300 км улично-дорожной сети. Важнейшим связующим звеном между разными видами транспорта станут транспортно-пересадочные узлы. Транспорт должен связывать людей, давать им возможность пользоваться всем, что есть в городах. В программу включено строительство 251 ТПУ, из которых 154 – в капитальном исполнении. Создание системы таких хабов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, с сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что для Москвы немало. Кстати, мы единственный в мире мегаполис, где жители отмечают значительное сокращение времени поездок по городу, а это говорит о том, что мы выбрали правильный вектор развития транспортной инфраструктуры.

Что же удалось сделать стройкомплексу за 8 лет в самом главном сегменте – транспортном?

– Вы правильно сказали – это самый главный сегмент, наш основной приоритет и основной драйвер развития. Кстати, по данным международных экспертов, исследующих ведущие мегаполисы мира, Москва – тот город, где жители в основном пользуются метро, а уже потом другими видами транспорта. Так, если в других столицах подземку остальному транспорту предпочитают 50–60% населения, то у нас 70% и более. Поэтому неудивительно, что в первую очередь метро нужно развивать и дальше. Мы еще 8 лет назад приняли масштабную программу развития метрополитена. За эти годы с учетом построенного Московского центрального кольца ввели 121 км линий и 64 новые станции, а также семь электродепо, что очень важно, учитывая пополняющийся парк электропоездов, которые нужно обслуживать. Фактически Москва построила треть всего объема метро, существовавшего до 2011 года. Шаговый доступ к подземке получили жители 34 районов. Нас часто спрашивают, что дает метро помимо удобств для жителей? Так вот, территории, куда оно приходит, получают мощный стимул к дальнейшему развитию, именно туда начинают вливаться инвестиции. Жилая недвижимость вблизи станций и остановок скоростного общественного транспорта пользуется большим спросом – соответственно выше и дивиденды инвесторов. Это тоже очень существенный момент – как для города в целом, так и для всех москвичей. Ведь чем больше налогов поступит в городской бюджет, тем больше социальных благ будут получать его жители. Москва и так один из самых социально ориентированных городов мира, эту марку мы держим и будем держать дальше. А дальнейшее развитие метро, железных дорог, а значит, и приток инвестиций в районы города позволят обеспечить рост ассигнований на эту самую важную сферу – социальную. То есть это абсолютное благо для всех.

Огромный рывок совершили мы и в дорожном строительстве: за 8 лет построили и открыли 815 км дорог, 227 мостов, тоннелей и эстакад, 215 пешеходных переходов. Построены и модернизированы 14 крупных транспортных развязок на МКАД, реконструированы 9 ключевых городских магистралей, запущена реализация мегапроекта – хордовое строительство: Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, а также Южной рокады. Кстати, эксперты отметили наше главное достижение в этом плане, если сравнивать с другими мегаполисами: Москва единственный на сегодняшний день мегаполис, где темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий.

Каковы планы развития метро на ближайшую перспективу? Какие активные линии в стройке?

– В течение ближайших пяти лет метро прирастет еще 135 км линий, 58 станциями и шестью электродепо. В результате шаговый доступ к подземке получат 95% москвичей. Мы завершим строительство Большой кольцевой линии протяженностью почти 70 км – с 32 станциями и тремя новыми депо. Для понимания масштабов – это как проложить высокоскоростную железнодорожную трассу от Москвы до Наро-Фоминска или, скажем, от Амстердама до Роттердама, с остановками, благоустройством и всем остальным. Первый участок с пятью станциями, как известно, уже открыт, второй – до «Нижней Масловки» рядом с Савеловским вокзалом – достроим и откроем до конца текущего года. У нас развернуты работы на всех участках кольца. И они интегрированы с работами на радиальных ветках, с которыми кольцо пересекается. Так, очень активная стройка идет на Кожуховской линии, которая доходит до станции «Нижегородская» в районе железнодорожной платформы Карачарово. Дальше она заходит на юго-восточный участок Большой кольцевой линии и от «Нижегородской» идет вверх до «Авиамоторной». Сюда входят станции «Нижегородская», «Лефортово», «Авиамоторная». Этот участок запустим в конце 2019 года, максимум в начале 2020-го. Продолжаем соединять на БКЛ узел «Савеловская» – «Нижняя Масловка» со станцией «Марьина Роща». В конце 2020 года замкнем верхнюю часть Большой кольцевой линии. В итоге с Калининско-Солнцевской веткой, которую от «Рассказовки» до «Петровского парка» запустим уже в конце этого лета, получится радиус. Затем он проходит по северной части второго кольца и уходит на Кожуховскую линию. Таким образом, в столичном метро появится самая длинная ветка: от Некрасовки до Солнцева с последующим продлением до Внукова. Нижнюю часть кольца протянем от станции «Хорошевская» вниз, в сторону улицы Народного Ополчения, Мневников и Аминьевского шоссе. Дойдя до станции «Каховская», замкнем кольцо снизу. От «Каховской» двинемся вверх и замкнем участок до «Нижегородской». Всю Большую кольцевую линию завершим к концу 2023 года. Но она начнет работать поэтапно. Мы продумали технологию строительства так, чтобы по мере готовности каждого участка можно было открывать на нем движение.

Второе кольцо метро станет самым протяженным в мире. Обгонит даже пекинское. Какого эффекта ожидаете от запуска этой линии?

– Прежде всего она разгрузит все существующие радиальные ветки, а также перегруженную действующую Кольцевую линию. Во-вторых, появятся 300 новых маршрутов, по которым пассажиры смогут добираться из одной точки города в другую на 10–15 минут быстрее, чем сейчас. Вот, казалось бы, еще и полугода не прошло, как мы открыли первый участок БКЛ с пятью станциями, а он уже перевез более 7,5 млн пассажиров, причем с момента открытия пассажиропоток вырос почти на 30%. Кроме того, второе кольцо технически позволяет тянуть от него новые радиальные ветки фактически в любой район Москвы. Как я уже говорил, строится Кожуховская линия. На другом направлении – западном – сейчас идет строительство камеры съезда, откуда пойдет еще одна радиальная ветка в Рублево-Архангельское. Аналогичную построим в районе Кленового бульвара на южном участке, откуда еще один радиус пойдет в сторону новой Москвы. Очевидный плюс БКЛ и в том, что пассажиры получат еще 17 новых пересадок на существующие ветки метро и порядка 12 пересадок на МЦК и станции радиальных железнодорожных линий, проходящих через город. То есть, по сути, второе кольцо – это ожерелье, на которое, как жемчужинки, нанизываются новые станции, новые пересадки. Самая главная, стратегическая цель – соединить в единую сеть весь московский транспорт: железную дорогу в виде наземного метро, подземное метро и наземные городские маршруты.

XXI век – век инновационной экономики. Инновации приходят практически во все сферы, и метростроение не исключение. Какими новшествами может похвастаться в этом плане столичная подземка?

– В строительстве метро применяется множество различных инновационных технологий и решений, все не перечислишь. Назову лишь некоторые из них, которые делают строительство более качественным и надежным, облегчающие сам процесс и требующие меньших затрат. Например, применяется композитная арматура при сооружении ограждающих конструкций, стеклополимерная арматура в железобетонных конструкциях. Стволы сооружаются стволопроходческими комплексами, что удешевляет работу по сооружению вертикальных выработок стволов и увеличивает скорость проходки в 3–4 раза. Применяем мы и адаптируемый под отечественные нормативы так называемый мадридский метод строительства станций сверху вниз (up-down) с сооружением двухпутных тоннелей – на отдельных участках БКЛ и участке Кожуховской линии.

Еще одна инновация, повышающая качество строительства и облегчающая сам процесс, – алюминотермитная сварка рельсов. Достоинств у этой технологии масса: это и возможность сваривать рельсы любого профиля и качества – как новые, так и «старогодные», и проведение сварки в труднодоступных местах стрелочных переводов и в тоннелях, можно одновременно сваривать несколько стыков, расположенных рядом, что сокращает общее время выполняемых работ.
Кроме того, используется специальный комплект малогабаритного переносного оборудования, способный работать автономно. Это в целом быстрый, экономичный процесс, занимающий вместе с подготовкой, непосредственно сваркой и этапом окончательной обработки сварного шва не более 45–50 минут.
Применяются и такие инновации, как использование железобетонных полушпал LVT-M. Полушпалы, одетые в чехлы с амортизирующими прокладками, погружают в путевой бетон марки В25, который укладывается поверх бетонного основания тоннеля. Ширина бетонного слоя от внешнего торца полушпалы до борта основания должна составлять не менее 20 см. Основные преимущества применения технологии LVT – высокая мобильность изготовления полушпал, обеспечение максимальной точности укладки ВСП, высокий уровень механизации, а также скорость монтажа системы. При этом используется бетон более высокой марки – путевой бетон B25, а крепление кронштейнов контактного рельса происходит непосредственно к путевому бетону с помощью заранее забетонированных упоров.
Кстати, новые технологии испытываются в нашем метро каждый год.

Как обстоят дела с проектом МЦД и в целом с железнодорожным строительством?

– Это еще один большой пласт нашей совместной работы с железнодорожниками. Причем мы ведь не просто строим и модернизируем железнодорожные ветки, а грамотно их интегрируем в общую сеть городского транспорта. За 8 лет в столице построили и модернизировали 80 км железнодорожных путей, построили три новые станции. До 2023 года будет построено и реконструировано еще 125 км железнодорожного полотна, появятся пять новых станций. Ключевым мегапроектом на ближайшую пятилетку является формирование Московских центральных диаметров, что даст городу дополнительную транспортную сеть протяженностью более 400 км с 211 станциями (в том числе 41 новой). Как абсолютно правильно отметил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, выступая на урбанфоруме, необходимо, чтобы дороги не приводили в центр, а уходили из центра, создавая более комфортную среду для жилья. Из почти 8 млн человек, живущих за МКАД, примерно 2,5 млн ежедневно совершают поездки в Москву и обратно. Это колоссальная нагрузка на мегаполис. Поэтому одним метро проблемы не решить, а диаметры, которые свяжут ближайшие пригороды, – отличная находка. Всего будет создано 17 сквозных маршрутов-диаметров. Из них два – от Лобни до Одинцова и от Нахабина до Подольска – будут готовы уже до конца 2019 года. Пересечь Москву по диагонали, не сделав при этом ни единой пересадки, можно будет всего за 30–40 минут в зависимости от маршрута. В итоге уже через пять лет железная дорога станет полноценным наземным метро в общей сети городского транспорта.

А что в перспективе с автомобильными дорогами? Две хорды и рокада строятся. И вы заявляли о строительстве новой хорды – Юго-Восточной. Когда ее начнут прокладывать и какими еще дорогами займется город?

– До 2023 года все три магистрали – Северо-Западная, Северо-Восточная хорда и Южная рокада – будут достроены и открыты для движения. Это наш ключевой дорожно-транспортный проект на ближайшие годы и наши самые тяжелые стройки. За счет них сформируется еще один транспортный каркас столицы протяженностью 250 км первоклассных дорог. Тогда у нас останется объем работ по дополнительным маленьким связкам, которые будут улучшать проницаемость. Кроме того, останется много работ, связанных с реновацией. Мы будем строить новые районы, к которым нужно сделать новые подъезды. Что касается Юго-Восточной хорды, то сейчас мы разделили на этапы всю трассу, работаем над проектом и будущей сметой строительства. Эти документы подготовим до конца года. Хорда стартует от станции «Нижегородская» Большой кольцевой линии метро и дойдет до Третьего транспортного кольца, а в перспективе протянется до новой Москвы. Трасса восполнит дефицит поперечных связей в этом секторе города, территория которого разобщена как естественными, так и искусственными преградами. Магистраль обеспечит транспортные связи районов центральной и периферийной частей Москвы между собой, а также с новыми территориями. Протяженность дороги может составить около 40 км. Параллельно начнем строить поперечные связи и местные дороги. Они, кстати, не только улучшат транспортную доступность каждого района и квартала, но и существенно разгрузят скоростные магистрали. Таких дорог-связок планируем построить порядка 100. Продолжатся дорожные стройки и в новой Москве – это и поперечные связи, и строительство новых дорог, и, разумеется, завершение реконструкции основной артерии этих территорий – Калужского шоссе до ЦКАД, где будет современная транспортная развязка. Конечно же, будем строить дороги местного значения, в том числе и в промзонах, и в рамках проекта по обустройству набережных Москвы-реки, включая мосты через водную артерию, которые улучшат сообщение между берегами. Сейчас ведь мостов очень мало, река разделяет территории, а мосты станут связующим звеном. Причем будем строить как автомобильные, так и пешеходные. Всего же в течение ближайших пяти лет в столице будет строиться и реконструироваться не менее 90 км дорог ежегодно, к 2023 году введем в эксплуатацию 485 км дорог, 100 новых мостов, тоннелей и эстакад и 60 пешеходных переходов.

Вы упомянули о проекте по обустройству набережных Москвы-реки. Как продвигается его реализация?
– Внимание этой городской программе уделяется огромное. Есть и уже реализованные проекты, и те, что реализуются в настоящий момент. Напомню, что всего в течение ближайшей пятилетки мы должны завершить благоустройство и реконструкцию около 120 км набережных, на которых предполагается создать 40 общественных зон. Из тех участков, что уже готовы, – это Москворецкая набережная в районе парка «Зарядье» и Лужнецкая набережная на территории «Лужников». Гости чемпионата мира по футболу и Московского урбанистического форума уже их оценили. Параллельно идут работы по реорганизации набережных в районе ЗИЛа, а также Краснопресненской набережной в районе «Москва-Сити». Кроме того, планируется строительство 24 новых мостов через Москву-реку. Часть этих мостов уже строят, какие-то еще проектируются. Москва-река в итоге станет полноценной новой артерией города. Фактически столица получит новую визитную карточку – водный фасад. Наша задача – освободить ее, снять замок с набережных, дав им новую жизнь. Зона у воды станет доступной для всех, а сама река – чистой и функциональной.

По количеству мегапроектов, реализующихся в Москве, нашему городу, похоже, и правда нет в мире равных. Это и «Лужники», и «Зарядье», и строящийся «Остров мечты», и другие. А в скором времени российская столица удивит еще одним своим детищем – медицинским кластером. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Создание Международного медицинского кластера в «Сколково» – абсолютно новый проект не только для Москвы, но и для России. Он уникален. Таких столица еще не видела. Сама его идеология серьезно повлияет на развитие всего нашего города. Чтобы получить высокотехнологичную медицинскую помощь с применением последних достижений в международной медицине, нашим гражданам не нужно будет ездить за рубеж – все услуги они смогут получить непосредственно у себя в городе. Кстати, толчком к освоению этой территории опять же послужило развитие транспортной инфраструктуры: в «Сколково» придет Рублево-Архангельская ветка метро, а значит, добираться до кластера можно будет быстро и удобно. В кластере разместятся 15 ведущих международных клиник, а площадь медицинских объектов составит 450 тыс. кв. метров. В перспективе они смогут принимать до 300 тыс. пациентов в год. Проект находится в активной стадии реализации. Уже на сегодняшний день введен первый объект. Его оператором будет израильская клиника «Хадасса». Кроме того, достигнуто соглашение о реализации проекта совместно с южнокорейской клиникой «Бундан».

Марат Шакирзянович, все столичные проекты реализуются благодаря труду и таланту замечательного столичного стройотряда, куда входят и проектировщики, и архитекторы, и строители, и рабочие. Сколько всего их у нас? И сколько рабочих мест они создают?
– У нас действительно работает мощный строительный отряд, один из самых многочисленных, если сравнивать с другими городами. Деятельность как минимум миллиона из 12,5 млн жителей Москвы так или иначе связана со строительством. Более того, если учесть, что одно рабочее место в строительстве формирует до 8 мест приложения труда в других отраслях экономики – торговле, ЖКХ, сфере услуг и так далее, получается, что наши строители еще и обеспечивают стабильной работой и зарплатой 75% москвичей. Это три четверти населения города. Вот почему стройкомплекс мы абсолютно справедливо называем локомотивом всей столичной экономики. И именно поэтому мэр Москвы Сергей Семенович Собянин считает поддержку стройкомплекса важнейшим приоритетом. Ведь будет стройка – будет и развитие смежных сфер: транспорта, промышленности, ЖКХ, логистики, торговли, социальной инфраструктуры. А тем, кто в этих отраслях трудится, гарантирована стабильная работа и доход на несколько лет вперед.

Какие строительные профессии сегодня наиболее востребованы? Испытывает ли Москва дефицит специалистов в связи, скажем, с программой реновации? Справитесь ли с ней?
– Наиболее востребованы 8 специальностей. Это арматурщики, бетонщики, каменщики, специалисты по монтажу стальных и железобетонных конструкций, маляры, штукатуры, облицовщики-плиточники, монтажники вентиляционных систем и оборудования. Однако острой нехватки представителей этих профессий в столице, к счастью, нет. Такого ажиотажного спроса на рабочую силу, который был еще, скажем, пять лет назад, сегодня нет. Программа реновации жилья, которую мы запустили год тому назад, дефицита представителей этих профессий не вызовет. Мы посчитали, что нам нужно только порядка 18 тыс. строителей из регионов. Многие строители работают вахтовым методом, это для них удобно, такая практика в строительной отрасли давно распространена. Еще раз повторюсь: по объемам строительства и количеству специалистов нашей отрасли Москва входит в десятку крупнейших строительных комплексов мира. У нас огромное количество подрядчиков. Я уверен, что большинство компаний, имеющих свои строительные компетенции, мощности, будут принимать участие в конкурсах по программе реновации. Кто победит – тот и будет строить. А вот квалификационные требования к подрядчикам по программе реновации повышенные. Самое главное, чтобы подрядчики были способны выполнять работу качественно и в установленные сроки.

У меня нет никаких сомнений в том, что с программой реновации мы справимся. Уже сейчас, спустя всего год со старта программы, темпы выше ожидаемых. Достаточно сказать, что жители двух домов в Северном Измайлове уже переехали в стартовый дом на 5-й Парковой улице, в новые квартиры переезжают жители еще 13 домов в Северо-Восточном, Восточном, Юго-Западном и Западном административном округах. Ключи от новых квартир получили уже более 600 человек. Причем хочу подчеркнуть, что за счет огромной работы, которую мы провели по снижению административных барьеров, в частности, уменьшения бюрократических процедур, срок строительства жилого дома сокращаем с пяти лет до 3-3,5 года. Поэтому у нас есть все шансы реализовать программу даже раньше запланированного срока. Так, только до конца этого года планируем переселить 10 тысяч семей. Мы подобрали 242 площадки под стартовые дома по программе реновации и уже можем полноценно на них строить. При этом постоянно добавляем свободные участки под застройку. Их поиск не прекращается. Так что работа идет полным ходом.

Марат Шакирзянович, меньше месяца прошло с тех пор, как столица проводила чемпионат мира по футболу. Что он дал городу?
– Чемпионат мира стал не просто красивым спортивным праздником, которого так ждали спортсмены и болельщики, но и, что очень важно, дал мощный толчок развитию Москвы. В пешей доступности от стадионов и других объектов была создана удобная транспортная инфраструктура и логистика: рядом с «Лужниками» два года назад открылась одноименная станция МЦК, в связи с чем снизилась нагрузка на станцию метро «Спортивная», увеличилась ее пропускная способность, реконструирована и модернизирована дорожная сеть. Одновременно с открытием стадиона «Открытие Арена» («Спартак») летом 2014 года рядом построили и открыли и новую станцию метро «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии; еще три года назад была построена и открыта эстакада на Волоколамском шоссе. Если бы мы ее не построили, подъезд к стадиону был бы вообще невозможен, поскольку там бы образовывалась постоянная пробка. В целом Москва превратилась в настоящий центр развития российского спорта. И инфраструктура прекрасно справилась с наплывом гостей. Напомню, что Москву в течение месяца посетили 3,8 млн болельщиков, 60% из них – иностранцы. К этому времени мы построили 48 отелей почти на 5 тыс. номеров. Показатели загрузки московских гостиниц побили все рекорды, превысив 90%. Московский бизнес получил 97 млрд руб. доходов, а городской бюджет – 13,2 млрд руб. дополнительных налогов.

Что будет дальше со стадионами и той инфраструктурой, которая построена?
– Инфраструктура, созданная для чемпионата мира по футболу, послужит москвичам и привлечет туристов. Эти активы никто не унесет, они останутся в городе – это самое главное. Стадионы, станции метро и Московского центрального кольца, отели привлекут туристов. Это не те вложения, которые пропадут. Мы построили 11 детско-юношеских спортивных школ. Я в детстве стоял на воротах. Теперь появилось желание вернуться в футбол – настолько созданная нами инфраструктура на меня повлияла. Уже сейчас у «Лужников» есть заявки на проведение различных мероприятий. Кстати, День строителя, наш профессиональный праздник, мы отметим именно там. До конца года будет запущена канатная дорога, связывающая олимпийский комплекс и Воробьевы горы. Инвестор, отвечающий за строительство воздушной трассы, уже готовит документы на ввод в эксплуатацию объекта. Конечно же, продолжится строительство еще 18 различных сооружений на территории «Лужников». Это и теннисный центр, и гимнастический, и Центр водных видов спорта, и многие другие. И все это останется городу, людям.