Свой пенсионный фонд. Примеры для подражания

«Сама себе создала пенсионный фонд»: как запустить бизнес перед пенсией
Доходы от собственного бизнеса — лучшая альтернатива государственной пенсии. Как люди в предпенсионном возрасте создают новые компании и сколько зарабатывают

В июне 2018 года правительство РФ подготовило законопроект о повышении пенсионного возраста. Однако и в России, и за рубежом многие компании при найме на работу отдают предпочтение людям до 40–50 лет. Решением проблемы может стать собственный бизнес. Например, согласно недавнему исследованию MIT, средний возраст стартапера в США составляет 42 года. Самые быстрорастущие компании создаются обычно предпринимателями в 45 лет, а запуск успешного бизнеса в 20-летнем возрасте остается самым маловероятным. «В России глобальных исследований относительно запуска своего дела после 50 лет пока не проводилось, — говорит Лидия Кузнецова, руководитель екатеринбургского проекта «Стартап 50+». — Но, например, в Екатеринбурге 10% бизнесов создают люди старше 50 лет»

«Сама себе создала пенсионный фонд»: как запустить бизнес перед пенсией
Доходы от собственного бизнеса — лучшая альтернатива государственной пенсии. Как люди в предпенсионном возрасте создают новые компании и сколько зарабатывают

В июне 2018 года правительство РФ подготовило законопроект о повышении пенсионного возраста. Однако и в России, и за рубежом многие компании при найме на работу отдают предпочтение людям до 40–50 лет. Решением проблемы может стать собственный бизнес. Например, согласно недавнему исследованию MIT, средний возраст стартапера в США составляет 42 года. Самые быстрорастущие компании создаются обычно предпринимателями в 45 лет, а запуск успешного бизнеса в 20-летнем возрасте остается самым маловероятным. «В России глобальных исследований относительно запуска своего дела после 50 лет пока не проводилось, — говорит Лидия Кузнецова, руководитель екатеринбургского проекта «Стартап 50+». — Но, например, в Екатеринбурге 10% бизнесов создают люди старше 50 лет»

За время проведения чемпионата мира российские города посетили около 2 млн болельщиков со всего мира. Только в первые недели мундиаля они потратили не меньше 17 млрд руб. Как малые предприниматели смогли получить часть этих денег, — в фотогалерее РБК

Владелец футбольного бара Football Republic Егор Колосов
Бар на скорую руку

Владелец бара Football Republic Егор Колосов решил заработать на футбольном ажиотаже и открыл пивной бар всего на месяц — пока длится чемпионат. Теперь Колосов переделывает заведение под винный формат с тематическими мероприятиями. За «футбольный» месяц временный проект принес ему 4 млн руб. выручки и 1,2 млн руб. чистой прибыли.

В 2015 году Егор Колосов запустил свой первый бизнес-проект: доставку вина по подписке Wine Cases. Клиент оставляет заявку на сайте и получает шесть бутылок по фиксированной цене. Какие именно вина будут в этом наборе — сюрприз. Содержимое кейса формируют специалисты Wine Cases. За три года проект вышел на прибыль и перебрался в офлайн: Колосов стал устраивать слепые дегустации и винные вечеринки. «Мы давно мечтали о своем доме, в котором могли бы встречаться с нашими гостями, и решили открыть винный бар», — рассказывает он.

В начале 2018 года Колосов нашел двухэтажное помещение в районе Тверской и Брюсова переулка и разработал проект винного бара. «Но когда осталась пара месяцев до чемпионата, стало ясно, что на повестке дня скорее пиво, чем вино», — говорит Егор. Он принял нестандартное решение: на время чемпионата переделать заведение в спорт-бар, а затем — обратно в винное место.

Нарисовали проект: барная стойка с пивными кранами, деревянная мебель, футбольная атрибутика. За полтора месяца удалось сделать ремонт, закупить мебель и оборудование, договориться с поставщиками пива. На старт ушло около 5 млн руб. Бар Football Republic открылся в тестовом режиме 26 мая 2018 года — в день финала Лиги чемпионов УЕФА, а в полную силу начал работать к середине июня
Фото: Владислав Шатило / РБК

Несмотря на то что бар находится не на первой линии, в дни матчей здесь почти всегда была полная посадка, уверяет Колосов. «Мы использовали прямые и банальные инструменты привлечения трафика: например, назвались Football Republic, тем самым дав понять, что к нам нужно идти смотреть футбол», — говорит предприниматель.

Колосов разместил рекламу в TripAdvisor, поисковиках и соцсетях, напечатал объявление в англоязычной газете Moscow Times и купил рекламу на официальной карте болельщика ФИФА, где отмечены рекомендуемые к посещению места Москвы. На маркетинг ушло около 300 тыс. руб. «Меня все пугали: якобы иностранцы не захотят плутать во дворах. Но оказалось, они рады отойти от туристических троп, для них это своеобразный мини-квест», — говорит Егор Колосов.

Ставка на футбол оправдала себя: за месяц чемпионата бар принес 4 млн руб. выручки и около 1,2 млн руб. прибыли. Больше половины посетителей оказались иностранцами. «Один австралиец буквально поселился у нас: приходил утром и оставался до закрытия, смотрел каждый матч и общался с народом», — рассказывает предприниматель.

Бар уже начал подготовку к смене формата: планирует убрать футбольную атрибутику, сменить вывеску на Moscow Republic и расширить меню. «Мы рады, что нам удалось создать футбольную атмосферу, за которой люди возвращались к нам каждый вечер. Но спортивный праздник кончился, и пора возвращаться к истокам», — поясняет он. Впрочем, от идеи запускать классический винный бар Колосов тоже отказался: кроме вина в ассортименте останется пиво и другие напитки, а на втором этаже будут проводиться дегустации и винные вечеринки
Основатель магазина народных сувениров алтайской фабрики «Турина гора» Владимир Москвитин

Хрупкий бизнес

Основатель барнаульской фабрики по производству фаянсовых изделий «Турина гора» Владимир Москвитин приехал в Москву, чтобы продавать болельщикам сувениры с видами российских городов. Но оказалось, что матрешки с лицами Месси и Роналду пользуются у иностранцев большим спросом, чем алтайские пейзажи. Тем не менее за две недели мундиаля Москвитин продал около 150 тарелок, чашек и колокольчиков и выручил 70 тыс. руб.

Фабрику «Турина гора» Москвитин организовал еще в 1988 году, когда разрешили регистрировать первые кооперативы. Пошел в подмастерье к художнику-керамисту, освоил гончарное ремесло и роспись фаянса и начал сам делать тарелки, чашки, вазы и другие изделия с видами родного Алтая. Арендовал небольшой цех, постепенно нанимал людей… Сейчас его фабрика занимает 900 кв. м в Барнауле, на ней работают 40 человек. В 1990-х Москвитин даже открыл магазинчик со своей продукцией в Италии, но через несколько лет спрос на российские сувениры там сошел на нет.

Принять участие в московской ярмарке традиционных русских сувениров, приуроченной к чемпионату мира, Владимиру предложила ассоциация «Народные художественные промыслы России», в которой состоит его фабрика. Ассортимент «Туриной горы» — изделия ручной работы с российскими пейзажами — идеально подходил под концепцию ярмарки. Большую часть «футбольной» партии Москвитин взял со склада, кое-что сделал специально по случаю: например, большую фаянсовую вазу с видами всех городов, принимающих чемпионат — ее в день открытия подарили вице-премьеру Виталию Мутко

Торговать Москвитин решил сам. Основной статьей затрат оказалась дорога: билеты из Барнаула в Москву и обратно обошлись в 29 тыс. руб., еще около 12 тыс. ушло на производство и транспортировку изделий. «Самым приятным оказалось то, что все это для участников бесплатно: за аренду точки в центре Москвы мы не платим ни копейки», — говорит предприниматель. Предложение пришло Москвитину уже после старта чемпионата, около недели ушло на подготовку, и за прилавок он встал только 3 июля.

Поток покупателей радовал: через площадь Революции, которая находится рядом со стихийным фестивалем болельщиков на Никольской улице, проходили толпы фанатов. Правда, конверсия в покупку оказалась невысокой. «На профильные выставки люди приезжают специально, чтобы покупать. Здесь же просто смотрят, общаются, шутят», — говорит предприниматель. Сыграл роль и поздний запуск: по словам Москвитина, в первые дни чемпионата спрос на сувениры был выше. «Когда мы начали торговать, мимо еще ходили остатки бразильцев и аргентинцев, но их команды вылетели, и они стали массово разъезжаться по домам», — сетует он.

За время чемпионата Владимир продал около 150 своих изделий и заработал около 70 тыс. руб. выручки и 25 тыс. руб. прибыли. Самым большим спросом пользуются недорогие товары — маленькие тарелочки, колокольчики, чайные пары стоимостью до 300 руб. «Матрешки с лицами Месси и Роналду в соседних домиках раскупают куда лучше, — признает предприниматель. — Иностранцы хотят взять какой-то простой запоминающийся сувенир, русские пейзажи их мало интересуют. К тому же это хрупкий фаянс, есть риск не довезти покупку до дома». Но на участие в ярмарке Москвитин возлагает большие надежды: для фабрики это хорошая возможность заявить о себе в столице
Основатель торговой марки детской одежды Lucky Child Владимир Мамут

Футбол для грудничков

Компания по производству детской одежды Lucky Child приобрела лицензию ФИФА на выпуск товаров для младенцев с официальной символикой чемпионата. Партия разошлась по магазинам еще до старта мундиаля и принесла компании 15 млн руб. прибыли.

Готовиться к чемпионату мира по футболу основатель Lucky Child Владимир Мамут начал еще в октябре 2017 года. На одной из профильных выставок он увидел первые лицензионные товары — брендированные мячи и статуэтки — и захотел тоже влиться в футбольную волну. «Мы решили ничего не выдумывать и сразу покупать лицензию ФИФА», — вспоминает предприниматель.

Стать официальным партнером Федерации по футболу оказалось не так просто — нужно было проверить и подписать многостраничный договор, который регулирует все этапы отношений с ФИФА, в производстве четко следовать брендбуку и каждую модель одежды отправлять в Швейцарию для контроля качества. «Процесс сложный, в условиях договора без юриста не разобраться. Очень много «нельзя», за нарушение которых договор расторгается в одностороннем порядке без компенсации», — делится Мамут. Например, продукция с логотипами ФИФА не может продаваться рядом со стандартным ассортиментом компании. Чтобы соблюсти это условие, Lucky Child пришлось заказывать специальные стойки для футбольной линейки, а на своем сайте создавать отдельный раздел для лицензионной продукции.

Лицензия на производство одежды для детей с логотипами ФИФА от нуля до трех лет обошлась компании в несколько миллионов рублей (точную сумму запрещает разглашать договор). Прежде чем запускать модель в производство, ее необходимо было согласовать с ФИФА онлайн и дорабатывать до тех пор, пока комиссия не подтвердит, что товар соответствует всем требованиям. После этого готовую вещь отправляют на контроль качества в Цюрих. «Это опасная игра, в которую стоит заходить, только если ты действительно уверен в своих силах», — резюмирует Мамут

Через четыре месяца после заключения договора — в апреле 2018 года — 55 тыс. изделий с официальными символами чемпионата были готовы. Кроме привычных ползунков, футболок и комбинезонов Lucky Child начала производить халаты, полотенца и постельное белье. «Мы понимали, что на узком ассортименте работать опасно и, чтобы увеличить свою маржу, серьезно расширили матрицу», — поясняет Владимир. Запуск линейки обошелся компании в 15 млн руб., 1,5 млн из которых пошли на рекламу в соцсетях и работу с популярными блогерами: селебрити и женами российских футболистов.

Своим постоянным партнерам, небольшим детским магазинам, Lucky Child предложила оформлять предзаказы еще в декабре. «Мелкие магазинчики в регионах очень долго раскачивались. Из-за этого продажи поначалу шли вяло, а настоящий бум случился в последние недели перед чемпионатом», — говорит Мамут. Быстрее всех на предложение среагировала официальная розница ФИФА — предприниматели, которые приобрели у федерации лицензию на торговлю различными товарами с официальной символикой. «Ребята из Сочи и Краснодара по опыту с Олимпиадой уже знали, что такое волна иностранцев, которая сметает все, и сразу выкупали большие объемы», — рассказывает Мамут. В итоге еще до церемонии открытия у Lucky Child раскупили большую часть из 55 тыс. произведенных изделий.

Предприниматель не ожидал такого ажиотажа и согласовал с ФИФА выпуск небольшой дополнительной партии в 2,5 тыс. штук. На согласование и производство новой крупной партии уже не было времени. Но и так продажи принесли Lucky Child около 30 млн руб. выручки и примерно 15 млн руб. прибыли. Лучше всего расходились мелкие предметы: носочки, банданы, пинетки. «Люди хотели купить хотя бы что-то, чтобы быть причастным к празднику футбола, а это самые недорогие товарные позиции», — поясняет Владимир Мамут
Основатель архитектурного агентства «Артель» Павел Чвилёв


Мобильный ночлег

Архитектурное агентство «Артель» работает на выставках и фестивалях: сдает в аренду деревянные разборные конструкции, которые заменяют одноразовые стенды и шатры. К чемпионату мира основатель агентства Павел Чвилёв разработал новый продукт — мобильный отель площадью 4 кв. м, который собирается за десять минут и легко транспортируется. За футбольный месяц в мини-отелях успело пожить несколько десятков болельщиков.

В производство фестивальных конструкций Чвилёв пришел из ивент-среды: с 2010 года он организовывал тематические мероприятия, маркеты и арт-вечеринки для компаний. В 2014 году предприниматель наладил производство деревянных разборных конструкций, которые сдавал в аренду бывшим клиентам и конкурентам — устроителям городских мероприятий и частным компаниям. «Как раз тогда в Москве начался бурный рост креативных уличных пространств, стало проводиться много ярмарок и фестивалей под открытым небом. Так что идея пришлась очень кстати», — говорит Чвилёв. Дело пошло хорошо — в пиковый летний сезон компания получала до четырех заказов в месяц на общую сумму до 2 млн руб.

В начале 2018 года Чвилёв задумался: почему бы не использовать ту же модульную схему работы при производстве отелей? «В Европе разборные конструкции уже давно используют как временное жилье для участников мероприятий на открытом воздухе. У нас участникам фестивалей предлагали максимум палаточные городки», — рассказывает предприниматель. Идея выглядела особенно привлекательной в преддверии чемпионата мира: большинство отелей и хостелов в Москве были забронированы задолго до начала игр, а модульные конструкции позволяли заработать на дефиците спальных мест без крупных вложений.

Вместе с сотрудниками бюро Павел разработал проект модульного отеля: деревянные конструкции площадью 4 или 6 кв. м, внутри — двуспальная кровать, которая трансформируется в стол и два стула. При желании дом можно превратить в веранду, заменив деревянные стены реечными или пластиковыми. Вся конструкция легко собирается и разбирается специалистами компании за десять минут, составные части можно легко транспортировать с места на место. Санузла внутри нет: предполагалось, что на территории городка, где будут стоять модульные отели, должна быть своя инфраструктура. Такая конструкция по закону имеет статус палатки, поэтому Чвилёву не пришлось получать никаких разрешений от контролирующих органов.
Фото: Андрей Любимов / РБК

В феврале 2018 года «Артель» запустила в производство первую партию модульных отелей в собственном цеху под подмосковной Истрой. Десять первых конструкций были готовы к апрелю, на производство ушло около 500 тыс. руб.

О новом продукте Чвилёв рассказывал на профильных выставках и форумах, а вот крупные агрегаторы вроде Booking.com и Airbnb подключать не пришлось — на этом этапе хватило внутренних контактов. Семь из десяти произведенных отелей он отвез на свой участок под Истрой, чтобы селить туда частных туристов, остальные три сдавал в аренду ивент-компаниям и корпорациям, которые устраивали для своих сотрудников тимбилдинги и просмотры матчей на открытом воздухе. Ночь в модульном отеле для частных гостей стоит 3 тыс. руб. на двоих, компании платят за аренду одного домика по 10 тыс. руб. в неделю.

Несмотря на удаленность от Москвы и слабую рекламу, предложение пользовалось спросом. «Многие болельщики хотят жить подальше от городской суеты, кто-то просто ищет вариант подешевле, кого-то привлекает необычный формат проживания», — объясняет предприниматель. Кассу компании сделали французские болельщики: по словам Чвилёва, они арендовали модульные отели, чтобы быть поближе к футболистам своей сборной, которые как раз тренировались под Истрой.

За месяц чемпионата «Артель» получила два корпоративных заказа, частные туристы арендовали деревянные капсулы 12 раз. Выручка компании от этого направления за время мундиаля составила порядка 100 тыс. руб. «Мы и не рассчитывали окупить модульные отели за этот месяц — это долгосрочный проект, который мы будет развивать и после окончания чемпионата», — говорит предприниматель. В партнерстве с архитектурным бюро «Объем» Чвилёв разработал еще одну модификацию отелей: это более серьезная конструкция с встроенной проводкой и вентиляцией, которую можно использовать как постоянное жилье. Производство тестовой модели обошлось компании в 200 тыс. руб.

Экспериментальный формат модульных отелей пока не принес агентству серьезной прибыли. Зато выстрелил классический бизнес по сдаче в аренду выставочных и торговых конструкций: за время чемпионата в Москве прошли десятки уличных мероприятий. Доходы от футбольного праздника Чвилёв пока не подсчитывал, но ожидает, что прибыль компании за прошедший месяц составит от 2 до 4 млн руб.
Основатель марки товаров для животных PerseiLine Александр Буров
Фото: из личного архива

Усы, лапы и хвост

Компания по производству зоотоваров PerseiLine решила не мучиться с покупкой официальной лицензии ФИФА и произвела партию амуниции для животных с общедоступным изображением футбольных мячей. Оказалось, что покупателям этого достаточно — за месяц мундиаля PerseiLine продала 2,5 тыс. тематических ошейников и поводков, что принесло ей 320 тыс. руб. выручки.

Бизнес на товарах для животных Александр Буров запустил еще в 2011 году: он работал менеджером гипермаркета в Иваново и видел, что на полках магазина практически нет товаров для собак и кошек. Буров основал оптово-дистрибьюторскую компанию, которая выполняла роль посредника: закупала такие товары у крупных производителей и отгружала небольшим зоомагазинам, супермаркетам и «магазинам у дома».

В 2015 году Буров организовал собственное производство в Иваново и начал изготавливать аксессуары для домашних животных. По словам Бурова, большинство его конкурентов импортировали массовую продукцию из Китая и не претендовали на оригинальность. Чтобы выделиться на рынке, PerseiLine решила самостоятельно разрабатывать новые виды товаров, например начала делать на домиках фотопечать с изображениями животных и выпустила «левитирующую» лежанку — благодаря прозрачным ножкам создается впечатление, что она парит в воздухе.

Резкий рост продаж случился летом 2017 года, когда Александр придумал совмещать товары для животных и дополненную реальность. Компания выпустила приложение, которое «оживляло» продукты PerseiLine: если навести камеру смартфона на изделие, на нем появляются трехмерные виртуальные персонажи — котенок, щенок, белка. С изображениями можно играть, сажать на руку и даже делать селфи. «Мы превратили стандартные товары для животных в интерактивную игру, которую сразу оценили дети наших покупателей. Это стало серьезным конкурентным преимуществом», — говорит предприниматель. За несколько дней о PerseiLine написали 30 российских и зарубежных СМИ, а продажи взлетели на 50%
Фото: из личного архива

О том, что чемпионат мира может стать еще одной возможностью поймать хайп, Буров догадался не сразу. «Уже летом я вдруг понял, что на рынке вообще нет зоотоваров, ориентированных на футбол. И буквально за неделю до чемпионата мы разработали новый дизайн», — рассказывает предприниматель. Он решил не тратить время и деньги на покупку лицензии ФИФА и ограничился простым тематическим принтом — футбольные мячи на фоне зеленого поля.

К 12 июня была готова первая партия ошейников, шлеек и поводков с футбольными принтами. На массовую рассылку с релизом коллекции откликнулась треть постоянных клиентов PerseiLine. За месяц мундиаля компания продала 2,5 тыс. товаров из тематической линейки и заработала 320 тыс. руб. выручки и порядка 150 тыс. руб. прибыли. «Людям важно чувствовать причастность к событию, а для этого совсем не обязательно покупать вещи, брендированные официальными логотипами ФИФА», — рассуждает предприниматель. Когда футбольные страсти утихнут, Буров планирует сделать эту линейку постоянной — он уверен, что принт останется популярным и после окончания чемпионата
Фото: Владислав Шатило / РБК

Голый расчет

Стриптиз-клуб Golden Girls начал готовиться к чемпионату задолго до события: полтора года танцовщиц учили английскому и испанскому, ставили номера на футбольную тематику, закупили костюмы в народном стиле. Подготовка оправдала себя — иностранцы стояли в очереди к русским танцовщицам по несколько часов, а средний чек увеличился вдвое — с 20 до 40 тыс. руб. за вечер.

«Бразильцы, мексиканцы, аргентинцы — они же летели через океан, чтобы посмотреть на сказочных русских красавиц с косами ниже попы. Конечно, мы ждали их и готовились», — говорит владелец столичного стриптиз-клуба Golden Girls Лаки Ли. Серьезную подготовку к чемпионату мира по футболу он решил начать после другого спортивного события — Кубка конфедераций, который прошел в Москве в 2017 году. Оказалось, что далеко не весь персонал Golden Girls говорит по-английски, что снижало потенциальную выручку клуба.

Лаки Ли нанял двух преподавателей — английского и испанского (так как основной поток туристов — латиноамериканцы), которые занимались с танцовщицами после смен дважды в неделю. «Поначалу девочки немного поныли, мол, чего это мы должны тратить свое личное время. Но я ударил кулаком по столу: в кои-то веки в Россию приедет полтора миллиона иностранцев! Мы должны принять их так, чтобы они полюбили Россию всем сердцем, через год вернулись, да с друзьями, да замуж бы всех девок позабирали», — рассказывает предприниматель.

Языковыми курсами дело не ограничилось. Пригласили новую команду режиссеров, которые поставили новые шоу-программы с футбольным реквизитом и тематическим музыкальным сопровождением: основатель клуба сам выходил на сцену и играл русские народные мелодии на балалайке. Для девушек закупили кокошники, гетры и белье в цветах триколора. По словам Лаки Ли, все это вызвало небывалый ажиотаж: «Столики бронировали за месяц до начала чемпионата, гости были в диком восторге. Кричали, что Россия — это рай на земле, а русские девушки — самые красивые в мире»

С середины июня клуб начал работать без выходных, открывался на час раньше и закрывался на час позже обычного. «Гости просто не давали закрыть двери, а в шесть утра на улице еще стояла очередь», — говорит Ли. Пришлось взять в штат еще 69 танцовщиц и несколько хостес, которые говорят на французском, японском и корейском языках.

Совокупно на подготовку к ЧМ у Golden Girls ушло 1,5 млн руб. Затраты оправдали себя: средний чек вырос с 20 тыс. до 40 тыс. руб., выручка клуба за июнь, по расчетам РБК, увеличилась с 8 млн до 24 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибыль — с 2 млн до 5 млн руб. Депозит за столик подняли с 30 тыс. до 45 тыс. руб., в счет включили сервисный сбор в размере 10% от чека. «На официантов и барменов упала огромная нагрузка — заказов столько, что даже мой кабинет доверху забит ящиками с алкоголем, — рассказывает Лаки. — Многие иностранцы не знакомы с практикой чаевых за сервис, а мы не могли оставить персонал без вознаграждения за его тяжелый труд».

Чтобы мотивировать иностранцев оставлять больше чаевых, в банкоматах внутри клуба подняли лимит снятия наличных и разрешили танцовщицам принимать «благодарность» в валюте. По словам самих девушек, за время чемпионата на чай им оставляют в среднем в пять раз больше обычного. Самыми щедрыми оказались бразильцы, колумбийцы, перуанцы и мексиканцы. «Иностранцы, которые давно живут в России, не такие щедрые, как русские мужчины. Но футбольные фанаты — совсем другое дело: они приехали к нам, чтобы отрываться и тратиться, а на белых красавиц, которые для латиноамериканцев недоступная экзотика, никаких денег не жалко», — резюмирует Лаки Ли

Татьяна Старовойтова, 59 лет, школа музыки для взрослых «Арт-Мотив», Екатеринбург
«Столкнулась с тем, что никому не нужна»

«Порой меня спрашивают: вы музыкант? Когда я отвечаю, что никакого музыкального образования у меня нет, все удивляются. По первому диплому я режиссер театрализованных представлений и праздников, по второму — психолог. Полжизни работала в сфере культуры, несколько лет руководила дворцом культуры, затем была генеральным директором кадрового центра по подбору персонала для «УГМК Холдинг».

В 2008 году, когда произошел кризис, меня сократили. Начав в 50 лет искать новую работу, я столкнулась с тем, что никому не нужна. Во-первых, мое резюме, вероятно, пугало работодателей серьезными должностями, а во-вторых, компании были больше заинтересованы в молодых специалистах. Я поняла, что ни руководителем, ни менеджером среднего звена меня не возьмут, и пошла в «Роспечать» продавать газеты»

«В какой-то момент, просматривая сайты в интернете, я наткнулась на статью о франшизе музыкальной школы. Посоветовавшись с мужем-музыкантом, решилась попробовать работать по франчайзингу. На следующий день уже приехала в Санкт-Петербург, познакомилась с руководителем компании (ее название Старовойтова не разглашает. — РБК), и вскоре заплатила паушальный взнос 300 тыс. руб. Чтобы начать бизнес, мы продали квартиру родителей — настолько я соскучилась по хорошей работе.

В сентябре 2011 года, сняв маленькое помещение в 16 кв. м в центре, я запустила школу. Предполагалось, что все музыкальные занятия будут проводиться дома у учеников или у педагогов. Но оказалось, что спроса на домашние занятия в нашем городе практически нет. Я тогда ничего в этом не понимала и надеялась, что франчайзер подскажет, как и что делать. Но этого не произошло, и проработав несколько месяцев вхолостую, я вышла из франшизы.

Стала придумывать новое название компании и новую концепцию бизнеса. Как раз тогда заметила: у нас все активно занимаются детьми, школьниками, молодежью, а досугом людей плюс-минус 40 никто не интересуется, а ведь они тоже нуждаются в развлечении. И решила сделать музыкальную школу именно для них. Эта ниша была свободна. Музыкальные курсы, конечно, у нас были, но взрослые люди неохотно туда шли из-за своих комплексов — там ведь занимаются в основном дети»
Фото: Сергей Потеряев для РБК

«Мы закупили мебель, инструменты, нашли пять—семь педагогов для индивидуальных занятий, сделали рекламу в «Яндекс.Директ» и Google Adwords. Совокупные инвестиции составили около 1,5 млн руб. Первые клиенты, которые заключили договоры в общей сложности на 81 тыс. руб., пришли во второй месяц. После этого у меня появился азарт.

В 2012 году учеников стало больше, и мы сняли большое помещение в 150 кв. м. Это была ошибка: мы понесли убытки из-за большой арендной платы в 130 тыс. руб. в месяц.

Школа «Арт-Мотив» стала работать в небольшой плюс только в 2013 году, когда мы переехали в помещение поменьше. В начале 2016 года нам удалось окупить инвестиции, а в 2017 году — выйти на годовой оборот в 4 млн руб. и прибыль около 1,7 млн руб. Сегодня у нас ежемесячно занимается 120–130 учеников, самой старшей из которых 83 года»
Леонид Славин, 58 лет, производство устройств для очистки воды «Аквалид», Астрахань Фото: Арина Ладыгина​ для РБК

«Наконец-то я чувствую удовлетворение от работы»

«В 1983 году я окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов, после чего вернулся к себе домой в Астрахань и устроился инженером в Научно-исследовательский и технологический институт вычислительных устройств. С 1991 года институт распадался и выживал по инерции, поэтому мы с коллегами начали заниматься коммерциализацией своих разработок. Делали детские игрушки, мебельные защелки, магнитные лотки для структурирования жидкостей. Это приносило дополнительный доход. В 1997 году меня уговорили перейти на должность старшего научного сотрудника в Научный и проектный институт газа при астраханской «дочке» «Газпрома».

Идея создать устройство для очистки воды появилась у меня в 2010 году. Тогда мы с моими приятелями Василием Куприяновым и Александром Щучкиным заметили такую проблему: по официальным данным, 80% сельских поселений, а на практике почти 100%, лишены чистой воды. Это происходит потому, что существующие технологии водоочистки не приспособлены для небольших сел. Широко применяемая в городах технология, когда вода отстаивается в баках вместе с сернокислым алюминием, затем в нее добавляется либо жидкий хлор, либо гипохлорит натрия, требует больших площадей, которые надо отапливать. Кроме того, отходы алюминия нужно утилизировать. Села не могут себе все это позволить.

Мы придумали использовать разработанный нами проточный гидродинамический кавитатор — это труба с узким соплом, через которую вода под большим давлением подается на пластину. Та начинает вибрировать, образуются микропузырьки, которые лопаются, разрывая бактерии и ускоряя химические реакции. Испытания показали, что такой кавитатор уменьшает количество вредоносных бактерий в воде на 80%. Обеззаразить воду на оставшиеся 20%, по нашей задумке, мог гипохлорит натрия»
Фото: Арина Ладыгина​ для РБК

«В 2013 году мы зарегистрировали ООО «Аквалид». К этому времени уже собрали пилотную установку для проверки и испытания технологии. Первоначальные инвестиции в ее создание составили около 300 тыс. руб. Еще около 3 млн руб. мы потратили на доработку и установку устройства в селе Чаган Камызякского района Астраханской области. Мы заняли площадь в 18 кв. м, а аналогичное по мощности оборудование, которое стояло в селе еще с советских времен, занимало около 1000 кв. м. Себестоимость производства воды на пилотной установке составляла всего 1,5–2 руб. за кубометр против 30–40 руб. на прежнем устройстве»
Фото: Арина Ладыгина​ для РБК

«Результаты экспериментов мы защитили патентом. В 2015–2016 годах нам удалось получить гранты на 4 млн руб. от Фонда содействия инновациям. На эти деньги собрали еще одну установку на Астраханском консервном заводе. С ее внедрения мы выручили в общей сложности около 1,6 млн руб. прибыли. А в декабре 2017 года получили еще один грант от «Сколково» — 5 млн руб. на разработку уже полностью автоматизированного промышленного образца нашего устройства, которое будет располагаться в утепленном боксе размером 6 х 3 кв. м. Первую такую установку мы собираемся поставить в селе Селитренное Астраханской области. С него, по сути, начинается коммерциализация проекта.

В 2019 году мы планируем внедрить не меньше 30 таких установок. Наконец-то я чувствую удовлетворение от работы. Был промежуток в жизни, когда приходилось торговать польскими яблоками, и меня это страшно напрягало. То, чем я занимаюсь сейчас, и прибыльнее, и интереснее»

Татьяна Герекли, 60 лет, бренд женской одежды Camille Cassard, Санкт-Петербург
«Я четко представляю своего клиента — это я сама»

«После 50 лет жизнь только начинается, потому что ты решил задачи с образованием своих детей, разобрался с ипотекой — ты свободен и начинаешь новую жизнь. Для меня это был очень приятный этап. Раньше я занималась сырьевыми контрактами в крупных компаниях, таких как, например, REMAKO. Но в 53 года меня уволили, и я стала безработной. Решила сама себе создать пенсионный фонд — свой бизнес.

Идея появилась быстро. Сначала я посмотрела на саму себя — делового человека, которому хочется хорошо выглядеть, но при этом нет времени на выбор одежды. Я увидела, что комфортной, стильной и в то же время доступной по цене одежды для зрелых женщин на рынке нет. Это было либо очень дорого в магазинах типа Max Mara, либо дешево на турецком базаре.

Затем подумала, во что инвестировала заработанные деньги — в образование своей дочери в институте Polimoda во Флоренции. Рассказала ей об идее и прописала задачи, которые она должна решить. Увидела, что инвестиция была правильной — в Италии вырастили настоящего дизайнера, который воспринимает моду не как искусство, а как бизнес. Вместе мы прописали бизнес-план, позиционирование на рынке, разработали стратегию бренда»

«Первым делом я пришла в центр занятости в Санкт-Петербурге и получила у них социальную субсидию около 300 тыс. руб. На нее мы с дочерью закупили швейные машины. Еще $150 тыс. мы собрали вместе с родственниками, которые стали партнерами. Эти деньги пошли на закупку материалов на текстильной выставке Milano Unica и участие в международной выставке одежды Who’s Next в Париже.

В 2011 году мы зарегистрировали компанию. Я позвала в проект еще несколько швей, и мы стали экспериментировать с тканями и кроем. В 2012-м отшили первые образцы, а в январе 2013-го поехали на дебютную для нас парижскую выставку. Поскольку мы закупали итальянские экологичные ткани, а также предлагали решение проблемы утилизации одежды — сдавать ее в переработку на утеплитель, нам удалось попасть в тренд-зону (площадка, где отражены актуальные тенденции. — РБК).

На выставке мы познакомились с байерами, которые помогли Camille Cassard проникнуть на западный рынок. Нашу одежду стал закупать агент из Лондона и представлять на рынке Германии, Канады и Англии. За 2013 год мы выручили €386 тыс., в 2014-м — уже €983 тыс. Сегодня, несмотря на кризис, рентабельность компании составляет около 38%»
Фото: Асхат Бардынов для РБК

«В недавнем прошлом выйти новому маленькому бренду на российский рынок было практически невозможно, но кризис нам дал уникальную возможность. Байеры были в панике: иностранные бренды сильно подорожали, и они обратили внимание на нас. Первым российским клиентом стала байер тюменского бутика «Француженка», которая раньше работала с итальянской маркой Cop.Copine, закупавшей те же ткани, что и мы. А дальше к нашим клиентам прибавились магазины из Сургута, Воронежа и еще более 20 городов. В 2017 году мы получили около 15 млн руб. прибыли на российском рынке.

Сегодня мы сотрудничаем с шестью пошивочными цехами в Санкт-Петербурге и шьем коллекцию для российского рынка. Но европейский рынок для нас остается ключевым. Для него одежда отшивается на производствах в Восточной Европе и Португалии. Работаем мы только по предзаказам: сначала отшиваем модели, а потом производим их в нужном количестве по заказам байеров.

Главным драйвером своего дела я считаю то, что абсолютно четко представляю своего клиента. Я сама им являюсь. Меня очень радует и стимулирует посещение театра: я все чаще в антрактах в фойе вижу женщин, которых хотела бы одеть, которые могли бы потенциально стать нашими клиентами.

Мне 60 лет, и я не думаю сдаваться. Сейчас в нашей команде уже восемь человек. Можно сказать, что Camille Cassard дает возможность таким же безработным женщинам предпенсионного возраста заниматься любимым делом»​

Рита Виктория Бермео Моралес, 52 года, онлайн-кондитерская Tres Leches,
«Бизнес для сыновей»

«Я выросла в Эквадоре. Будучи на третьем курсе местного института, получила предложение от коммунистической партии уехать учиться в Киев: моя семья была небогатой, нас было четверо детей, и я подумала, что так дам возможность и младшим получить образование.

С 1987 года стала учиться в Киевском институте инженеров гражданской авиации, а летом — ездить работать в Швецию, где жила моя подруга. За год до окончания института познакомилась с будущим мужем, украинцем по национальности. В то время он как раз учился в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (нынешний РУДН. — РБК) в Москве.

В 1993 году мы поженились, спустя месяц я уехала на родину, но затем вернулась в Москву и вскоре забеременела. Мы зарабатывали, как могли: возили и продавали здесь кожаные куртки из Эквадора, муж пытался торговать польскими продуктами на рынке. Поначалу нам не хватало денег на еду. Я сама пекла хлеб, сама готовила эквадорские блюда, если к нам приходили гости. В 1995 году мы стали привозить из Эквадора цветы и продавать их сначала оптом, а потом и в розницу в Москве. Но после 2010 года начался снос ларьков, и в результате нам пришлось закрыть все 15 розничных магазинов. В 2013 году я вышла из его бизнеса»

«Идея запуска кондитерской появилась случайно. Младший сын, Кристиан Владислав, всегда любил готовить, ходил на курсы, учился в кулинарном колледже. В 2013 году, когда мы вместе с детьми поехали на родину, моя тетя предложила нам открыть в Москве свою кондитерскую. Сперва идея показалась нам нереальной, но, вернувшись в Москву, мы стали постепенно ее реализовывать.

Начала я с того, что подняла все рецепты традиционных эквадорских десертов, которые записывала со слов бабушки, мамы и тети. Затем с сыном мы принялись за адаптацию технологий приготовления к российским продуктам: здесь другой сахар, другая мука, соответственно, нужны другие пропорции ингредиентов. Старший сын, Павел Джонаттан, с двумя друзьями — Максимом и Светланой — взяли на себя финансовую часть и маркетинг будущей компании»

«В конце 2014 года мы открыли интернет-кондитерскую Tres Leches. Над названием долго не думали. Оно переводится на русский как «Три молока». Это рецепт фирменного торта моей тети. Готовим мы дома — утром я, а вечером Кристиан Владислав. Инвестиции в запуск составили около 90 тыс. руб. моих сбережений. На них мы купили оборудование, ингредиенты и начали рекламировать Tres Leches в социальных сетях.

Однако первые клиенты пришли к нам не по рекламе. Они узнали о нас на маркете «Зефир фест», в котором мы приняли участие в феврале 2015 года. Выручка на этом мероприятии составила 22 тыс. руб., а чистая прибыль — 5 тыс. руб. За весь год благодаря таким маркетам бизнес принес около 110 тыс. руб. выручки и около 36 тыс. руб. прибыли. В прошлом году мы получили 152 тыс. руб. выручки и около 50 тыс. руб. прибыли. С этого года показатели будут лучше — мы стали активно работать с кофейнями «Школьник кофе», «Розетка и кофе», «Кофесфера», Point 242 и Ivcakes, куда мы поставляем наши торты. Сейчас они приносят 70% выручки.

Наши хиты — торт «Банан-кокос», торт «Маракуйя», торт «Авокадо» и торт Tres Leches. К нетрадиционным сочетаниям вкусов люди привыкали небыстро. Целый год мы пытались рассказать им, что это вкусно. А вот жареный банан мадурос, знаменитый стрит-фуд Эквадора, стал популярным почти сразу. На втором маркете мы продавали уже порядка 12 кг таких бананов.

Я не ощущаю себя бизнесвумен. Я создала этот бизнес для сыновей, чтобы, если мне вдруг придется уехать на родину к родным, у них было свое дело. Решила, лучше оставить им не деньги, а способ зарабатывать»

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/11/07/2018/5b4358919a794799fe7a702c

Авторы: Ксения Мельникова, Николай Гришин, Ильмира Гайсина.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/11/07/2018/5b4358919a794799fe7a702c