«Аэрофлот» покупает SAP на 800 миллионов

«Аэрофлот» расширил парк используемого им софта SAP —
преимущественно за счет лицензий на SAP HANA. Закупка традиционно происходит
без посредников — через российский офис немецкого гиганта.

Новый SAP для «Аэрофлота»

«Аэрофлот» потратит на ПО немецкой компании SAPдополнительно 815 млн руб. Эти деньги пойдут на приобретение прав использованиясофта и услуг техподдержки SAP Enterprise Support. Выделение средств российскомуофису зарубежного поставщика «САП СНГ» традиционно для отношений рассматриваемыхпартнеров произошло без посредников — в формате прямой безальтернативнойзакупки.

Заключенный контракт формально рассчитан на срок до конца2050 г. Тем не менее, по документации о закупке можно сделать вывод, чтотехподдержка закупается только на 2,5 года. Именно этот срок соответствует указаниюна то, что расходы на само ПО в рамках вышеописанного лота составляют 494,3 млнруб., а расходы на поддержку — 128,3 млн руб. «ежегодно».

Порядки расходов наSAP и общие причины дозакупки ПО

Отметим, что на техподдержку своей информационной системы управлениякомпанией на ПО SAP «Аэрофлот» последнее время тратит сотни миллионов рублейежегодно, постоянно увеличивая сумму этих расходов. Так, в 2016 г. контракт с «САПСНГ» на этот вид работ был заключен на 453,1 млн руб., в 2017 г. — на 566,4 млнруб., в 2018 г. — на 637,2 млн руб.

aeroflot600.jpg

«Аэрофлот» закупается SAP на 800 миллионов

В пресс-службе «Аэрофлота» растущие объемы лицензирования ПОSAP для нужд организации объяснили CNews ростом своего бизнеса, увеличениемобъемов и значимости обрабатываемой системой SAP информации и ростоминтеграционных потоков данных. «На текущий момент система SAP ERP (на платформеSAP HANA; — прим. CNews) является ядром всего технологического ландшафта, таксказать кровеносной и важнейшей системой “Аэрофлота”, обеспечивающейавтоматизацию всех ключевых процессов предприятия», — подчеркивают в компании.

При этом в организации уверены, что специальные условия, которыеавиаперевозчик получил у SAP в рамках рассматриваемой закупки, позволяют «нетолько значительно оптимизировать затраты компании на программное обеспечение вближайшие три года, но и дают возможность обеспечить ИТ-поддержкой рост бизнесагруппы».

ИТ-ландшафт «Аэрофлота»на SAP

В пресс-службе «Аэрофлота» также рассказали CNews, что посостоянию на июнь 2018 г. в компании на ПО SAP автоматизированы все ключевые функциональныеобласти: бухгалтерский и налоговый учет, учет финансового лизинга, логистика исклад, казначейство, управление персоналом, юридически значимыйдокументооборот, управление договорами, бюджетирование, учет доходов погрузоперевозкам, управление внутренним аудитом, налоговый мониторинг, управлениезакупочной деятельностью, мониторинг закрытия отчетных периодов, учет МСФО ифинансовая консолидация.

«Реализованная в “Аэрофлот” система интегрирована со всемиключевыми информационными системами и ИТ-решениями: AMOS, Sirax, системамипроизводственной платформы Sabre, СОФИ, IBM FileNet, SITA CrewTablet, Champ,КАСУД, “Монитор” руководителя и другими системами, — отмечают в компании. — Обеспеченаинтеграция платформы с производственными системами для получения необходимойпроизводственной управленческой отчетности и аналитики в режиме реальноговремени (система агрегации производственных данных OPS BI)».

Парк какого ПО и насколько наращивается

Из документов, размещенных на сайте госзакупок, следует, что«Аэрофлот» к четырем лицензиям на ПО SAP Data Services для интеграции,обеспечения качества, профилирования данных и анализа текста докупает еще 18. К9027 лицензиям на SAP Payroll Processing для расчета заработной платы — еще 10.К 40 лицензиям на SAP Business Planning для планирования и бюджетирования — ещевосемь. К 40 лицензиям на SAP Intercompany для сверки баланса предприятия врежиме реального времени — еще восемь.

К 37 лицензиям на ПО SAP Financial Closing Cockpit длясокращения сроков закрытия отчетных периодов докупается еще восемь. К 129лицензиям SAP Treasury and Risk Management для казначейских расчетов иуправления рисками — еще 13. К 1468 лицензиям на SAP Extended Procurement длязакупочной деятельности — еще 3800. К 51 лицензии на SAP S/4HANA for advanced compliance reporting для проверкиотчетности — еще 23. К 11 лицензиям на SAP Tax Compliance для автоматизацииналоговых проверок — еще четыре.

Кроме того, «Аэрофлот» ранее не располагал лицензиями наиспользование платформы для хранения и обработки данных SAP HANA (очевидно, толькоконкретной версии), а теперь приобретает их в количестве 251 штуки. К слову,расходы на это ПО самые крупные в закупке — 260 млн руб. из упомянутых 494,3млн руб.

Напомним, что о завершении 11-месячного проекта по переводусистемы SAP ERP на платформу SAP HANA — для повышения производительностибизнес-процессов — авиаперевозчик и немецкий софтверный гигант объявили вавгусте 2016 г.

История сотрудничество «Аэрофлота» с SAP

Отношения «Аэрофлота» и SAP, по заявлениям руководстваавиаперевозчика, длятся уже свыше 15, но с разной степенью эффективности наразличных этапах. В частности, в 2012 г. гендиректор «Аэрофлота» ВиталийСавельев в разговоре с CNews сообщал, что до его появления в компании,произошедшего 3,5 годами ранее, попытки внедрить систему автоматизации на SAPдлились «уже лет 10», но успехом так и не увенчались.

К 2012 г. усилиями его команды процесс все же был завершен, и в целом«Аэрофлот» был избавлен от «зоопарка» ИТ-систем, чье общее число сократилось со180 до трех. Для бронирования билетов стала использоваться система Sabre, дляучета доходов от перевозок — Sirax AirFinance (разработка Lufthansa Systems),для управленческого учета — SAP. В последней было реализовано планирование ибюджетирование, ведение нормативно-справочной информации, управлениетехническим обслуживанием судов и т. д.