Антон Зубихин, заместитель генерального директора АО «Синара» на инвестиционном форуме ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ! В Екатеринбурге»

Я представляю отрасль транспортного машиностроения. «Ласточка» на московском центральном кольце работает с коэффициентом технической готовности 1 – как самолет. Представьте, если «Ласточка» встанет на кольце с какой-то неисправностью, тогда все кольцо встанет. Мы уже на протяжении 10 лет обеспечиваем вместе с Российскими Железными Дорогами такую надежность. Вы нас знаете как производителя высокоскоростного поезда.

Наш завод, который находится в Свердловской области, инвестирует более 40 миллиардов рублей в создание высокопроизводительного производства. За 15 лет мы достаточно серьезно развернули деятельность на территории Свердловской области. Мы представлены в 36 субъектах Российской Федерации. На данный момент мы уже произвели 1700 локомотивов для РЖД, более 850 дизельных локомотивов для промышленных предприятий: это Новолипецкий комбинат, Фосагро, Магнитогорский комбинат, это наши заказчики из-за рубежа. Мы поставили 60 локомотивов на Кубу, в Гвинею и многие другие страны. Кроме того, мы занимаемся производством железнодорожной строительной техники. Мы понимаем, что на пространстве «15-20» мы присутствуем твердо и уверенно. Коллеги отмечали, что нет поддержки со стороны государства, налоги и так далее. У нас в отрасли несколько другая ситуация. Бенчмарк по отрасли следующий: мы в транспортном машиностроении совместно с другими участниками рынка создали импортонезависимость более 90%. Это во многом благодаря системной работе Российских Железных Дорог. То есть РЖД за 10 лет нас просто заставляло и говорило: «Всё отечественное, всё отечественное, всё отечественное». У нас сейчас импортонезависимость 90%. Мы работаем практически полностью на российской компонентной базе. Мы импортонезависимы. Мы видим системные меры государственной поддержки со стороны Минпромторга. Много инвестиций как раз идет со стороны Минпромторга: это и кластерные инвестиционные платформы. Мы сейчас инвестируем в создание поезда, в производство поездов ВСМ, создание магистральных локомотивов для плана и создание отечественных дизельных двигателей.

Если мы говорим про ВСМ, который у всех на виду, то могу отметить, что к концу следующего года мы завершаем инвестиционную фазу по строительству новых производственных комплексов. Это 67 тысяч квадратных метров новых цехов в Свердловской области, в Кушкене. В следующем году мы начинаем сбор первого отечественного высокоскоростного поезда – представьте, это 400 км в час с полностью отечественными двигателями, преобразователями энергии и другими компонентами. Мы с 2027 года первый поезд управляем уже на испытание, чтобы в 2028 году уже 28 поездов работали на Москва-Санкт-Петербург. Могу отметить, что по ВСМ участвуют в производственной кооперации более 150 предприятий из 36 федераций. Это достаточно серьезный системный проект по поручению президента Российской Федерации. Это самый ключевой проект, который мы сейчас реализуем. Перспективы могу отметить следующие. Проходили стратегические сессии по оценке вообще сети ВСМ и скоростных магистралей до 2050 года. Могу отметить, что завод уральских локомотивов будет обеспечивать заказы до 2050 года, потому что наши производственные мощности, которые мы сейчас строим, укладываются полностью в серьезный горизонт планирования. Я сам лично участвую в рабочих группах Минпромторга и Минтранса – мы сейчас как раз говорим о том, какие ВСМ будут: ВСМ-2, ВСМ-3, ВСМ-4. Мы просто понимаем, что в какой-то степени мы даже, может быть, ограничены нашими производственными мощностями. Поэтому мы инвестируем в будущие проекты, в будущие продукты. Второй проект – магистральный тепловоз. Вы знаете ситуацию на БАМе, когда н хватает локомотивов. Здесь мы инвестируем как раз в полностью отечественный магистральный тепловоз с отечественным дизельным двигателем, который делаем на Урале. Буквально в Санкт-Петербурге мы презентовали первый локомотив в августе этого года, показали его Олегу Валентиновичу Белозерову, в следующем году планируем получить сертификат и уже выходить на производство. Третий блок – это общественный транспорт. Это тоже транспортное машиностроение. Это троллейбус, который на автономном ходу, с литий-ионными батареями, полутроллейбус, полуэлектробус. Производство этих продуктов мы освоили в Челябинске в 2023 году. Сейчас уже произвели более 560 троллейбусов. Работают в Челябинске, Калининграде, Ярославле и Санкт-Петербурге. Нашим производственным партнером – планируем инвестировать в завод по производству трамваев – будет Росатом. Росатом в наших проектах – это производитель композитных материалов: это экстерьер, интерьеры.

Хочу отметить, что вы участвовали в ряде концессионных проектов и сейчас разрабатываем вопросы реализации инвестпроекта по прокладке трамвайной линии до района Новокольцовский в Екатеринбурге с участием наших трамваев. Мы уже создали наш первый трамвай, мы его сейчас по ночам специально испытываем, чтобы никто пока на паблик не выводил. Это «айфон на железных колесах», тоже с батареями, это автономный трамвай. Это основные продукты, в которые мы сейчас инвестируем и планируем уже со следующего года выходить.