БКЛ, МЦД и речные трамваи: как в столице развивается общественный транспорт

В Москве развивают железнодорожный транспорт, запускают на улицы города все больше электробусов и возрождают речные пассажирские перевозки. О развитии столичного транспорта Сергей Собянин рассказал в интервью «Комсомольской правде»

От центрального к большому: кольца Москвы

В этом году исполняется пять лет проекту Московского центрального кольца (МЦК). Сергей Собянин напомнил, какую колоссальную работу для запуска движения пришлось сделать. Специалисты построили инфраструктуру, путепроводы, мосты и тоннели.

«Когда мы строили, все эксперты говорили, что максимум там будет 250 тысяч пассажиров, в перспективе, наверное… А уже через два года в сутки было полмиллиона! Мы начинали запускать поезда с интервалом семь — восемь минут, потом — пять минут, сейчас — четыре минуты. И уже думаем о том, чтобы запустить на МЦК двухэтажные поезда, потому что действующие составы не справляются. Кольцо соединило многие районы Москвы и сняло напряжение с радиальных и головных участков метро и пригородных железных дорог», — отметил Мэр Москвы.

Ожидается перераспределение пассажирских потоков и после запуска движения по Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, завершить строительство которой планируют в 2022 году. В перспективе кольцом будут пользоваться 700–800 тысяч пассажиров ежедневно. Сейчас многим приходится ехать в центр города, чтобы пересесть на соседние радиальные ветки столичной подземки.

«Если символически это нарисовать, то они будут вот так выглядеть. Это два сердца Москвы реально, в переносном и в прямом смысле слова. Два сердца всей транспортной системы Москвы, которая стабилизирует на долгие-долгие годы, заложит основу для нормальной работы и железнодорожного транспорта, и метро», — сказал Сергей Собянин.

12 станций Большой кольцевой линии метро уже доступно для пассажиров. В этом году планируется открыть еще 10 станций. Общая длина всего кольца составит 70 километров, всего на нем будет 31 станция и три электродепо. Пассажирам будут доступны пересадки на 20 станций других веток метро, а также на станции МЦК, МЦД и другие линии железной дороги.

Сергей Собянин: Началось строительство последнего тоннеля Большой кольцевой линии метро Сергей Собянин: Строительство Большой кольцевой линии завершено на 80 процентов 

Напрямую сквозь Москву

Еще один крупный проект — Московские центральные диаметры (МЦД). Первые два уже запущены и пользуются популярностью у пассажиров. Сейчас строят и проектируют МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (от Зеленограда до Раменского), МЦД-4 «Киевско-Горьковский» (от Апрелевки до Железнодорожного) и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» (от Пушкина до Домодедова). Третий и четвертый диаметры планируют запустить в 2023–2024 году.

«МЦД-3 — очень сложный проект. Он еще больше осложнился, когда было принято решение о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. МЦД-3 идет от Зеленограда — это ленинградская ветка. Мы должны синхронизировать строительство хода ВСМ и третьего диаметра, потому что отдельно их строить невозможно. Иначе все потом перестраивать придется», — сказал Мэр Москвы.

Запуск движения позволит жителям Подмосковья быстро добираться до столицы по удобному тарифу. Также будут доступны пересадки на другой общественный транспорт. Станет свободнее и на действующих станциях метро, и на автомобильных дорогах, которые ведут в Москву.

Сергей Собянин осмотрел итоги работ по улучшению дорожного движения на Комсомольской площади Высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Санкт-Петербург интегрируют с МЦД-3 

Экологичные и удобные

Еще недавно москвичи удивлялись электробусам, а теперь этим транспортом ежедневно пользуются тысячи пассажиров. По улицам города курсирует уже 700 электробусов, которые обслуживают 56 маршрутов. Машины собирают в том числе и в Москве на базе Сокольнического вагоностроительного завода. 

«Мы активно приближаемся уже к тысяче электробусов. Они прошли не одну зиму и показали себя нормально. Каждый год эффективность батарей увеличивается, продолжительность работы растет, себестоимость уменьшается. Мы видим, что это перспективная история. Мы перестали закупать дизельные автобусы. Сейчас закупаем только электробусы. Москва — один из первых городов мира, который принял это решение для того, чтобы дать пример и коммерческому транспорту, и в целом улучшить экологию, и создать экологическое направление в транспорте в городе и в стране», — сказал Сергей Собянин.

Кроме того, проводятся эксперименты по созданию автобуса на водородном двигателе. Но еще много работы, по словам Мэра Москвы, до промышленного массового образца.

Также в столице планируют организовать регулярные пассажирские маршруты по Москве-реке в 2022 году. Для этого разрабатываются маршруты и закупаются электрические речные трамваи. 

«Москва-река практически всю зиму открыта. Даже коммерческие, экскурсионные речные пароходики курсируют практически весь год. Мы покупаем электрические водные трамваи с хорошим современным дизайном. Они, с одной стороны, носят такой имиджевый туристический характер. Но, конечно, будут помогать и в регулярных пассажирских перевозках», — уточнил Мэр Москвы.

Так, в следующем году ожидается поставка 20 речных трамваев с усиленным корпусом. Они смогут сами курсировать, даже когда на реке будет тонкий лед. Кроме того, будет запущен небольшой ледокол. Это позволит речным трамваям работать круглый год.