Брифинг Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова

Тема брифинга – об увеличении количества бюджетных мест в российских вузах.

Брифинг Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова

Вопрос:
Приближается время приёмной кампании в российских вузах. Валерий Николаевич,
расскажите, как будет проходить она в этом году и сколько студентов смогут
получить высшее образование за счёт федерального бюджета.

В.Фальков:
Президент Российской Федерации ещё в 2020 году поручил нам обеспечить широкий
бесплатный доступ к высшему образованию. Соответственно, по отношению к 2020
году мы вновь увеличили количество бюджетных мест. В частности, в этом году 576 498
студентов смогут получить высшее образование бесплатно. Более 73% этого
количества бюджетных мест было направлено в регионы.

Что касается самой
приёмной кампании, то приём документов в вузы начнётся 20 июня. Вторая значимая
дата – это 29 июля, когда закончится приём документов. И 17 августа – это все
окончательные процедуры, связанные с зачислением в вузы.

В этом году приёмная
кампания будет проходить в более спокойном режиме в связи с эпидемиологической
обстановкой. Но все наработки, которые мы опробовали в прошлом году, будут
использоваться и в этом году. Я имею в виду в том числе подачу документов
удалённо.

Вопрос:
Агентство ТАСС, Кирилл Борискин. Валерий Николаевич, Минобрнауки завершило
конкурс по распределению бюджетных мест на 2022 и 2023 годы. Скажите,
пожалуйста, какие направления подготовки для государства сегодня в приоритете?

В.Фальков:
Мы по закону обязаны до 1 мая распределить бюджетные места на очередной учебный
год. Если мы посмотрим в динамике, начиная с 2020 года у нас каждый год идёт
увеличение. В 2021 году по отношению к 2020-му мы добавили 34 747 мест. На
следующий год мы ещё добавляем 11 546 мест. В 2022–2023 учебном году общий объём установленных контрольных цифр приема составит 588 044 места. Таким образом, в предстоящие
два учебных года в вузах откроется дополнительно 46 293 бюджетных места. Как
я уже сказал, более 73% и в 2021 году, и в 2022-м ушли в регионы. Таким образом,
мы выполняем поручение Президента, установки, которые даны главой государства,
по обеспечению широкого бесплатного доступа к высшему образованию.

Что касается
специальностей и направлений, то я бы так сказал: наибольшее количество
бюджетных мест в 2022 году, которые мы распределили, пойдёт на
инженерно-технические специальности и направления, это более 251 тыс. мест. Потом педагогические –
75 788 мест, затем медицинские – более 53 тыс. мест. И специальности и
направления сельскохозяйственного, или аграрного, профиля. Вот четыре основные
группы. Они наши лидеры.

Здесь ситуация
принципиально не меняется: как в 2021 году, так и в 2022-м, ещё раз повторю,
медицинские, педагогические и инженерно-технические специальности и направления,
в том числе IT-специальности
и направления. Они пользуются наибольшим спросом в регионах и получают больше
всего бюджетных мест.

Вопрос:
Журнал «Ректор вуза». Валерий Николаевич, у меня вопрос по регионам. Вы
сказали, что более 73% бюджетных мест направлены в регионы. Выявлен ли какой-то
специфический региональный контур на 2022–2023 учебный год?

В.Фальков:
Ситуация меняется ежегодно. Во-первых, мы с каждым регионом индивидуально работаем.
И в абсолютном большинстве регионов и в 2021 году, и в 2022 году происходит
увеличение количества бюджетных мест. Хотя увеличение бюджетных мест в целом по
стране не означает, что в каждом регионе они обязательно увеличатся. Тут есть
своя специфика, связанная и с особенностями рынка труда, и с приёмом в прошлые
годы, и с заявками вузов. Но по субъектам если говорить, то наибольшее
количество мест, за исключением наших столиц, в 2022 году будут направлены в
крупные научно-образовательные регионы: Республика Татарстан, Свердловская
область, Ростовская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан,
Томская область и Красноярский край. Это по абсолютному количеству бюджетных
мест. То есть, допустим, в той же Свердловской области это почти 20 тыс.
бюджетных мест. Примерно столько же, чуть больше, в Татарстане – 21 тыс.
бюджетных мест. В Томской области – почти 13,5 тыс. бюджетных мест.

С другой стороны, с
учётом работы вузов, работы региональных команд, многих других обстоятельств у
нас есть регионы – лидеры по динамике увеличения количества бюджетных мест в
2022 году по отношению к 2021-му. К числу таких регионов относится
Карачаево-Черкесская Республика – там почти на 30% больше бюджетных мест будет
в 2022 году, чем в 2021-м, Мурманская область – рост на 29%, Псковская область
– на 19% рост бюджетных мест, Республика Бурятия – на 16%, Новгородская область
– на 14%, Еврейская автономная область – на 14%, Кабардино-Балкарская
Республика – на 13% и Амурская область – на 10%.

Это не по абсолютному
количеству цифр, потому что регионы разные, в одном несколько десятков
университетов, а в другом может быть считаное количество – три, четыре, а где-то
и вообще один университет. Но мы смотрим и по динамике прироста, и по
абсолютному количеству. Такова региональная специфика.

Вопрос:
Агентство «Интерфакс». Валерий Николаевич, Вы уже частично затронули вопрос о
востребованности специальностей в следующем году. Скажите, по сравнению с
текущим годом какие-то изменения в следующем году будут? Может быть, какие-то
специальности будут сокращаться в соответствии с запросами регионов? Например,
не отвечающие запросам, либо, наоборот, в связи с увеличением запросов появятся
новые?

Брифинг Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова

В.Фальков:
Я бы ответил так на этот вопрос. Мы с помощью этого механизма нового,
конкурсного распределения бюджетных мест, балансируем ситуацию как между
регионами, так и внутри регионов. Если в регионе расположено несколько вузов, в
которых готовят, допустим, педагогов – обычно бывает два или три университета в
крупных регионах, – то наибольшее количество бюджетных мест получит тот из них,
где качество подготовки наиболее высокое. Это первая история.

Вторая. Мы, конечно же,
смотрим и в этом году предпочтение отдали при распределении бюджетных мест в
ординатуру региональным вузам. Тоже была сделана корректировка в механизме
распределения. Скажем, если есть запрос на целевые места в Псковской области,
где ведётся подготовка медиков по запросам региона, то скорее всего, с большой
долей вероятности (я просто пример привожу), именно туда и будут направлены
бюджетные места в ординатуре. В прежние годы был несколько иной порядок
распределения и места могли уйти в том числе и в столичные регионы.

Что касается
предпочтений абитуриентов, то в основном они стабильны и в последние годы в
целом сбалансированы. У нас стабильно высоким спросом пользуются
инженерно-технические специальности и направления. Недаром 251 тыс. из 588 тыс.
в 2022 году уйдут на инженерные специальности и направления. И затем, повторю,
тройка лидеров: педагогические, медицинские и сельскохозяйственные. Но внутри
этих специальностей, направлений есть более любимые и менее любимые. Скажем, у медиков это
врачи скорой помощи, врачи общей практики – туда меньше идут. А скажем, на
стоматологов или на ряд других специализаций идут гораздо чаще. Вот такая
специфика наблюдается.

Но эта региональная
специфика учитывается нами всякий раз, поскольку в распределении бюджетных мест
задействованы, с одной стороны, сами регионы, с другой стороны, вузы,
университеты, с третьей стороны, так называемые центры ответственности. Проще
говоря, это либо федеральные органы исполнительной власти – Минздрав,
Минсельхоз, которые определяют политику в той или иной отрасли, – либо это
крупные советы, работодатели, некоммерческие организации, которые определяют
политику в том или ином направлении. Например, учитывается мнение ассоциации
юристов, а при распределении мест по истории и археологии – мнение Российского
исторического общества. Мы всегда советуемся и обсуждаем, сколько в принципе
мест надо выделить в том или ином году и в тот или иной регион. Кстати, по той
же истории и археологии у нас в 2022 году будет вновь рост. Если в 2021 году мы
даём 5306 мест для обучения историков в целом в стране, то в 2022 году – 5628,
на 322 места больше. Что, на мой взгляд, абсолютно правильно, потому что должен
быть сбалансированный подход и к естественно-научным, и к техническим, и к
общественно-гуманитарным наукам, соответственно, направлениям подготовки. .

Вопрос:
«Российская газета». Вы сказали, что в приоритетах три-четыре основных
направления. Но эксперты, в том числе преподаватели вузов, учителя говорят о
том, что не хватает специалистов-математиков, биологов, химиков. Как это будет
отражено в контрольных цифрах приёма?

В.Фальков:
Хочу вам сразу статистику привести, потому что она у меня вся есть. Во-первых,
что касается математики. Мы ещё со школы помним, что математика – царица наук.
Это не фигура речи, а фундаментальные знания, вокруг которых сегодня построена
вся большая индустрия IT,
или информационных технологий. Весь спектр прикладных специальностей,
направлений, от информационной безопасности до автоматизированных систем управления,
так или иначе базируется на хорошем знании математики и частично физики. Поэтому
мы очень большое внимание развитию математики уделяем. За последние три года
количество бюджетных мест по математике увеличилось более чем на 15%.

Также мы понимаем, что,
несмотря на появление новых востребованных, зачастую даже достаточно узких
специальностей и направлений подготовки по запросам индустрии, мы всё равно
должны готовить по классическим программам химиков, биологов, физиков.
Количество бюджетных мест по этим направлениям тоже увеличивается. Допустим, по
химии рост почти на 12% за последние три года. Но система образования построена
таким образом, что, даже получая, казалось бы, классическую, веками проверенную
профессию химика или математика, вы легко можете на следующих уровнях, даже уже
во время обучения на первом уровне – специалитета или бакалавриата – во многих
университетах и уж тем более на следующих уровнях – скажем, в магистратуре, –
скорректировать свои знания, получить специализацию.

Поэтому увеличение
количества бюджетных мест касается как узких специальностей и направлений, так
и классических, широких, базовых специальностей и направлений, которыми всегда
славились наши университеты. Потому что мы понимаем, что без фундаментального высшего
образования невозможно подготовить хорошего специалиста.

Вопрос:
Телеграм-канал
«Научно-образовательная политика». Скажите, есть ли
отличия в правилах распределения контрольных цифр приёма на 2022 год?

В.Фальков:
Да, такие отличия имеются. В первую очередь мы в гораздо большей степени
учитывали специфику научных организаций, научно-исследовательских институтов.

У нас сегодня, вы
знаете, идёт последовательная кооперация, взаимодействие между системой высшего
образования и академическим сектором, то есть так называемыми академическими
институтами, НИИ или научными организациями, как их называют в законе. У нас на
базе многих научных организаций сегодня, ведущих научных организаций, ведётся
подготовка магистрантов и, что особенно важно, аспирантов. Следует особо
отметить, что на 2022 год мы на тысячу увеличили количество бюджетных мест в
аспирантуре. Если в 2021 году у нас 16,5 тыс. бюджетных мест, то в 2022 году их
будет 17,5 тыс. мест. Это такой значимый ход вперёд. Почему? Потому что мы
хотим обеспечить должный приток молодёжи в науку.

И второе очень важное
обстоятельство: мы учли специфику. В чём она состоит? Это особенности приёма
аспирантов и особенности того, чем занимается НИИ – фундаментальная наука или
прикладная. Раньше учитывался показатель количества внебюджетных средств,
привлечённых научно-исследовательским институтом. Но понятно, что те НИИ,
которые занимались фундаментальной наукой, несколько проигрывали, поскольку
фундаментальная наука в меньшей степени связана с бизнесом, там в основном
госфинансирование. А у тех, кто занимался прикладными науками, были хорошие
показатели. Сейчас мы нивелировали это,
понимая, что нам нужна наука и поисковая, и прикладная, и фундаментальная. И
конечно, это позволило нам больше бюджетных мест дать в сектор академический.

Второе важное
обстоятельство: мы увеличили вес такого показателя, как защита кандидатских
диссертаций. В прежние годы это гораздо меньше ценилось, чем при распределении
в этом году. Почему это важно, я думаю, дополнительно объяснять не надо.

И я сказал об
ординатуре. Практически вся ординатура теперь распределяется по квотам. По
ординатуре тоже, в принципе, рост: на 2022 год на 2391 место больше в
ординатуру выделено. В основном эти места ушли в регионы по их заявкам,
поскольку мы в первую очередь учитывали потребности региональных вузов, там,
где ведётся подготовка медиков, потому что не во всех регионах это есть. 

Добавить комментарий