Депутаты Ленобласти предлагают бюджетные учреждения сделать отдельной тарифной группой при расчетах за электроэнергию
01 марта 2018
Депутаты парламента Ленобласти на очередном пленарном заседании 28 февраля приняли обращение к Председателю Госдумы РФ В.В. Володину по вопросу снижения роста задолженности бюджетных учреждений за электроэнергию.
В своем обращении, инициатором которого выступил председатель профильной комиссии по ЖКХ и ТЭК Михаил Коломыцев («Единая Россия»), парламентарии выражают обеспокоенность системным ростом цен и неплатежей за поставку электроэнергии на всей территории РФ, в том числе и в Ленинградской области. Значимость проблемы сложно переоценить, считают депутаты, так как несвоевременная оплата электроэнергии негативно сказывается на развитии энергетической отрасли в целом.
Следует отметить, что значительная доля неплатежей приходится на бюджетные учреждения, которые потребляют около 15 процентов электроэнергии, вырабатываемой в стране. Основные причины этого — специфика энергетического рынка, где оплата происходит по факту потребления; особенности финансирования бюджетных учреждений; рост цен за поставку электроэнергии.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, установленных Федеральным законом № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», является использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии, что подразумевает применение нерегулируемых цен на электрическую энергию.
Генерирующие компании, в том числе с долей государственного участия, продают электроэнергию на оптовом рынке по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом в состав нерегулируемых цен включены субсидии на строительство новых мощностей и мусоросжигательных заводов, развитие возобновляемых источников электроэнергии (солнечные и ветряные электростанции, функционирование которых обоснованно только в отдельных регионах), выравнивание цен на электроэнергию и так далее.
Кроме того, в тарифы на услуги по передаче электроэнергии включено перекрестное субсидирование населения. Например, в 2017 году только в Ленинградской области сумма перекрестного субсидирования превысила 5,7 миллиарда рублей.
Таким образом, бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями вынуждены субсидировать производство солнечных панелей, строительство мусоросжигательных заводов и выравнивание тарифов для потребителей.
Одним из возможных вариантов решения проблемы, считают парламентарии Ленобласти, является выделение бюджетных учреждений в отдельную тарифную группу — «бюджетные потребители», для которой предельный уровень нерегулируемых цен (в пределах утвержденных договорных (плановых) объемов потребления и выделенных лимитов финансирования) будет устанавливаться с учетом индикативных цен на поставку электроэнергии и мощности, утверждаемых ФАС России по аналогии с индикативными ценами для населения, и приравненных к нему категорий потребителей.
Гарантирующие поставщики смогут приобретать электроэнергию для бюджетных потребителей на оптовом рынке по регулируемым договорам и осуществлять поставку в пределах плановых объемов по «предельным уровням нерегулируемых цен для бюджетных потребителей».
Предложенные изменения, считают инициаторы, помогут избежать неконтролируемого роста дебиторской, а соответственно и кредиторской задолженности у участников оптового и розничного рынков, а также значительно (на 15-20%) снизить затраты бюджетных организаций на приобретение электроэнергии.
В заключение обращения депутаты Законодательного собрания Ленобласти просят спикера Госдумы РФ обратиться в Правительство РФ с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в соответствии с предложенной концепцией.
Ольга Матвеева,
пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области