Дмитрий Чернышенко прокомментировал итоги эксперимента по тестированию Единой биометрической системы в сфере образования

«Подведены итоги
эксперимента по использованию Единой биометрической системы в рамках экзаменов
студентов на летней сессии. Современные технологии позволили организовать
процесс аттестации таким образом, что студенты смогли удалённо сдать экзамены и
при этом их данные были защищены. В проекте, реализацию которого координировали
Минцифры и Минобрнауки, участвовали семь российских вузов. Более 200 студентов
высших учебных заведений – Бауманки, РУДН и других – сдавали дистанционно
экзамены по 12 дисциплинам. Мы рассчитываем, что использование и
масштабирование системы биометрии позволит расширить возможности высшего
образования для студентов с ограниченными возможностями или проживающих на удалённых
территориях. На основе полученной обратной связи от вузов и
абитуриентов Минобрнауки России сформулировало предложения по совершенствованию
системы. Они переданы в Минцифры и будут учтены при дальнейшей работе», – отметил Дмитрий Чернышенко.

В ходе тестирования
использовался новый сервис биопрокторинга – цифровая технология для
дистанционной сдачи экзаменов, которая включает в себя юридически значимую
идентификацию личности студента с использованием Единой биометрической системы (ЕБС)
и мониторинг нарушений в процессе сдачи экзамена с помощью технологии
онлайн-прокторинга.

Вузы – участники проекта:
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, МИРЭА – Российский
технологический университет, Национальный исследовательский технологический
университет «МИСиС», Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский
государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Государственный
университет управления (ГУУ) и Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.

Для прохождения аттестации
студенту необходимо было иметь подтверждённую учётную запись на портале госуслуг,
а также заранее сдать свои биометрические данные – изображение лица и запись голоса – в Единую
биометрическую систему.

Далее через личный кабинет
на платформе вуза студент переходил в сервис биопрокторинга и выбирал экзамен
или зачёт. После авторизации на портале госуслуг и подтверждения личности по
биометрии становилась доступна возможность сдачи экзамена или зачёта.
Совокупность инструментов позволила исключить нарушения. Весь процесс получения
доступа к экзамену, начиная с момента попадания в сервис биопрокторинга,
занимал в среднем 2–3 минуты, процесс идентификации студента по лицу и голосу –
около 15–30 секунд.

«Единая биометрическая
система защищена в соответствии с требованиями регуляторов в сфере
информационной безопасности, информация передаётся по защищённым каналам связи,
биометрические и персональные данные хранятся раздельно – в ЕБС и ЕСИА
соответственно. В будущем новый цифровой формат сдачи экзаменов смогут
использовать другие вузы. Таким образом, благодаря дистанционным
образовательным технологиям все российские студенты получат равный доступ к
возможностям современного образования», – сообщил директор департамента
развития технологий цифровой идентификации Минцифры Юрий Парфенов.

Постановление
Правительства №301, предусматривающее использование дистанционных
образовательных технологий при проведении промежуточной аттестации в 2021/2022 учебном году, Председатель
Правительства Михаил Мишустин подписал 2 марта 2021 года.

ЕБС запущена по инициативе
Минцифры, Банка России и ПАО «Ростелеком» в рамках реализации национальной
программы «Цифровая экономика Российской Федерации» 30 июня 2018 года.
Оператором является ПАО «Ростелеком».

Предполагается, что в 2022
году возможность проведения экзаменов с применением Единой биометрической
системы будет распространена и на государственную итоговую аттестацию.