Главные претензии к ЖКХ

Эксперты назвали главные претензии россиян к ЖКХ
В топе коммунальных жалоб — вопросы начисления платы, состояние домов и работа управляющих компаний

В первом квартале 2021 года жители многоквартирных домов (МКД) в России чаще всего жаловались на некорректное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, следует из рейтинга некоммерческого партнерства (НП) «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», составленного на основе обращений в приемную и звонков на горячую линию организации.

На претензии к начислению платы за ЖКУ пришлось 17,5% всех обращений в первом квартале. Основные темы жалоб — соблюдение порядка начисления платы, перерасчеты, доставка платежек, дополнительные платежи и комиссии при оплате, изменение суммы оплаты, начисление платы за общедомовые коммунальные ресурсы. В компании обращают внимание, что тема начисления платы за коммуналку вышла на первое место впервые за полтора года — до этого граждан в первую очередь волновали вопросы содержания и ремонта многоквартирных домов.

Основные жалобы россиян в сфере ЖКХ

ТематикаДоля в общем числе обращений за помощью или консультацией, %
Начисление платы за ЖКУ17,5
Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД15,2
Управление МКД11,8
Качество коммунальных услуг9,8
Капитальный ремонт8,5
Благоустройство придомовой территории6,2
Общие собрания собственников3,3
Обращение с ТКО3,3
Общее имущество (состав, возврат, распоряжение)2,8
Иное21,6

«В первом квартале должникам выставили все штрафы и пени, которые копились, но не выставлялись в пандемийном 2020-м году, — поясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Кроме того, в целом ряде регионов в 2021 году выросли взносы за капитальный ремонт и тарифы на содержание общедомового имущества. В отдельных случаях существенную роль в повышении платежной нагрузки на население сыграли перерасчеты платы за отопление, которые происходят в январе в тех случаях, если в регионах принята схема оплаты по «1/12», то есть в течение всего года».

Второе место по числу жалоб — у вопросов по состоянию, содержанию и текущему ремонту МКД, на эту тематику пришлось 15,2% претензий. Третье место — у сферы управления многоквартирными домами (11,8%), сюда относятся, в частности, вопросы двойных платежек, законности действий ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций и т. д.

В первую пятерку самых острых коммунальных тем также вошли неудовлетворительное качество ЖКУ (9,8%) и капремонт домов (8,5%) — включая сроки, размер взноса, качество работ, информирование населения и т. д.

Значительный блок жалоб (21,6%) эксперты отнесли к разделу «Иное», сюда вошли направления, число обращений по каждому из которых не превышают 1%. Это вопросы социального найма, признания жилья аварийным, жалобы на коррупцию в сфере ЖКХ, проблемы установки, замены и обслуживания счетчиков, вопросы перепланировки, заключения договоров на обслуживание внутриквартирного газового оборудования и др.

По оценке аналитиков FinExpertiza, регионами — лидерами по росту тарифов на коммунальные услуги в 2020 году стали Республика Коми (+16,2%), Воронежская область (+7,8%) и Забайкальский край (+7,1%).