Консерватизм в строительстве: удобно, но непрактично

Лишь пандемия смогла победить консерватизм строительной отрасли,

но пока лишь на уровне ведущих производителей и ритейла. Они за несколько месяцев провели цифровую трансформацию, которая в нормальных условиях заняла бы около 5 лет. В результате рост онлайн-продаж в интернет-магазинах для дома и ремонта в 2020 году, по данным исследования, проведенного Data Insight, составил 77 %.Тем не менее пока лишь 3 % магазинов запустили мобильные приложения, а сайт есть только у 25 %. Объяснить это можно пока непобежденным консерватизмом строителей. Чем характеризуется их консерватизм и так ли хороши его плюсы?

Плюсы и минусы для строителя

Согласно классическим учебникам по маркетингу в зависимости от времени признания продукта потребителей принято делить на пять типов: новаторы” (5 %), “первые последователи” (10 %), “раннее большинство” (35 %), “позднее большинство” (35 %) и “консерваторы” (15 %). При этом важной характеристикой для сегментации является средний доход. Доля новаторов больше среди людей с высоким доходом. В секторе среднего и экономкласса, к которым в основном относится продукция строительного рынка, процент консерваторов и суперконсерваторов гораздо выше. Это подтверждается и статистикой продаж. Например, доля иностранных брендов в данной сфере традиционно высока. Произошло это благодаря тому, что западные производители, первыми пришедшие на российский рынок стройматериалов, долгое время предлагали самый качественный и функциональный товар.

Новаторы составляют 5 %, первые пользователи — 10 %, раннее большинство — 35 %, позднее большинство — 35 %, консерваторы — 16 %.

Консервативные профессионалы экономят время и усилия на поиске лучших материалов и обучении работе с ними. Такому специалисту проще использовать одно и то же решение, хорошо выполняющее свои функции, чем рисковать при использовании чего-то нового.

Но подобный подход имеет свои недостатки. Александр Скрипка, директор по маркетингу «Боларс», рассказывает: «Во многих сегментах рынка стройматериалов уже произошло успешное импортозамещение, появились достойные отечественные аналоги. Однако „инерция“ спроса дает далеко не всем качественным российским материалам набрать охват, достаточный для того, чтобы завоевать народную популярность. Мы, производители, с трудом пробиваем консерватизм, чтобы дать рынку одновременно технологичную и доступную по цене продукцию».

Примером удачного импортозамещения эксперт называет флагманские материалы: гипсовую штукатурку PREMIUM и готовую полимерную шпатлевку INTERIOR Pasta ТМ БОЛАРС. «Они не уступают по качеству и характеристикам своим западным „братьям“, что подтверждается как лабораторными исследованиями, так и сравнением на строительных объектах. При этом стоимость отечественных продуктов гораздо ниже их иностранных аналогов, — поясняет свою позицию Александр Скрипка и задает классический вопрос: — Зачем платить больше?»

Выгоден ли такой консерватизм самому строителю, который оставляет достойные продукты в категории «недооцененные»? Скорее нет, ведь важно понимать, что в последние годы качество западных материалов изменилось. Многие компании открыли заводы на территории России, а постоянные ценовые войны привели к удешевлению рецептуры.

По данным Росстата, по сравнению с маем 2020 года цены на строительные материалы в России выросли на 16,4 %. Чтобы избежать резкого подорожания, производители начинают оптимизировать составы и использовать более дешевые комплектующие для снижения себестоимости. Из-за этого привычный, работающий стройматериал теряет в качестве и технологичности. Например, знакомая штукатурка начинает пузыриться и ложится неровно.

В условиях роста цен решением может стать вывод на рынок упрощенных продуктов. Это не приводит к изменению рабочих характеристик, а лишь уменьшает функциональное назначение. Таким образом, специалист всегда подберет подходящий материал в доступной ценовой категории.

Плюсы и минусы для производителя

На первый взгляд, производители тоже выигрывают от консервативного подхода. Многие профессионалы учатся делать определенные операции исключительно по видеоурокам. Так осуществляется условная привязка специалиста к тому продукту, на котором он постигал азы. Производитель продолжает успешно продавать один и тот же материал, а клиенты благополучно с ним работать, больше не интересуясь поиском дополнительной информации.

«В последнее время актуализировался вопрос пожаробезопасности,ужесточился надзор за соответствием материалов нормам и, как следствие, вырос спрос на негорючие стройматериалы ,приводит пример Продакт-менеджер компании «Сен-Гобен», подразделения „Гипс“ и „Изоляция“. — На соответствующий запрос рынка наши разработчики предложили негорючую гипсовую плиту Gyproc Fire с гипсовым армированным сердечником, облицованным нетканым стеклохолстом. Однако, вопрос информирования рынка о наличии подобных решений по-прежнему актуален, т.к.без должного продвижения подобные новинки проходят мимо большинства пользователей».

«Рынок стройматериалов таков, что теперь потребуется немало сил на доказательство того, что продукт помогает решить проблемы,поясняет Александр Скрипка. — Так, на базе гипсовой штукатурки PREMIUM мы выпустили усиленную версию — „ГИПСОВАЯ АРМИРОВАННАЯ“. Для того чтобы покрытие было более трещиностойким и прочным, сохранив все характеристики PREMIUM, она армируется особыми микроволокнами. Это помогает сэкономить время и дополнительные материалы, так как слой до 50 мм можно нанести за один проход без использования штукатурной сетки. Рецептура и процесс не из дешевых, тем не менее нам удалось сохранить российский уровень цен. Теперь наша задача рассказать пользователю, работающему по старинке, что он теряет в производительности, упуская из виду технологичные новинки».

Консерватизм в строительстве не дает заметных преимуществ ни специалистам, ни производителям. Рынок строительных материалов стремительно развивается, постоянно предлагая новые возможности и продукты. Специалистам нужно лишь не бояться пользоваться всеми преимуществами доступа к огромному количеству информации и помнить, что одна новинка может не только упростить технологические операции и обеспечить более надежный результат, но и существенно уменьшить затраты. А покупка материалов онлайн еще и сэкономит время и усилия по доставке.