Коворкинги и гибкие офисы

Офисная недвижимость развивается не менее активно, чем жилая. Так, на смену обычным рабочим пространствам приходят новые – коворкинги и гибкие офисы.

Первые коворкинги появились в США, затем началось их распространение по всему миру. Теперь такие пространства становятся все более популярным офисным форматом.

«Мы наблюдаем тенденцию, в рамках которой корпоративные структуры все чаще размещают своих сотрудников в коворкингах. Многие из них перестали быть исключительно местами для малого и среднего бизнеса, распространившись на фрилансеров и работников других сфер», – отметила глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.

Кроме этого, на рынке существует такое понятие, как «гибкие офисы». Это помещение или целое здание, включающее опенспейс (коворкинг), дополнительную инфраструктуру в виде кухни или переговорных. Основные же площади здесь занимают отдельные готовые офисы с сервисом.


Гибкие офисы компании «Ключ». Источник: «Ключ»

Ключевые отличия от коворкингов:

включенный сервис;
гибкие условия аренды;
трансформация под запросы компании.

Коворкинги: офисы другого формата

Обычные офисы уходят в прошлое, на смену им приходят коворкинги.
Откуда взялся такой формат работы, как коворкинги? Почему они намного привлекательнее стандартных рабочих пространств и в чем их отличие от гибких офисов? Разбираемся в этих вопросах в нашем материале.

Зарождение
Коворкинг-движение началось в 2005 году. Первое пространство такого рода появилось в Сан-Франциско (США). В течение нескольких лет коворкинги начали появляться в Великобритании, Германии, Испании и так далее. Первый коворкинг в нашей стране открылся в Екатеринбурге в 2008 году, а вскоре такие пространства появились в других городах. Коворкинг в переводе с английского означает «совместно работать». В целом под этим словом понимается единое пространство для совместной работы.

Широкое развитие коворкинги получили во время кризиса 2008 года, когда американский WeWork изменил рынок офисов. Случилось это потому, что условия аренды всегда усложнялись. Снять пространство под проект было нелегкой задачей. К тому же необходимо было делать ремонт, покупать мебель, оборудование, настраивать все процессы, а компания все упростила. Продукт моментально нашел свою аудиторию – стартаперов, креативщиков и IT-специалистов, а затем масштабировался.

Опыт Москвы

Американский подход к офисным пространствам понятен – рабочие места должны не только побуждать к труду, но и включать зоны отдыха и, возможно, даже игр. Однако в нашей стране до недавнего времени к этому был более консервативный подход. В 2013–2014 годах у людей изменилось отношение к работе, к графику, появились новые пожелания к рабочему пространству как таковому. Коворкинги стали неотъемлемой частью рынка недвижимости, ведь пятая часть сделок, заключенных в 2021 году, проведена с участием именно таких операторов, а это очень много.

«Коворкинги становятся все более популярным офисным продуктом, так как они зарекомендовали себя хорошей альтернативой для отдыха от привычного опенспейс, а в период эпидемии и экономической нестабильности начали пользоваться еще большей популярностью. Мы наблюдаем тенденцию, что корпоративные структуры все чаще размещают своих сотрудников в коворкингах, многие из них перестали быть исключительно местами для малого и среднего бизнеса, распространившись на фрилансеров и работников других сфер», – рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.

По ее словам, на рынке представлены самые разные по размерам коворкинги: от масштабных площадью свыше 1 тыс. кв. метров, до компактных – в 200 «квадратов». Лучше всего себя зарекомендовали пространства площадью от 650 кв. метров и более. Кроме того, наблюдается рост интереса инвесторов к масштабным площадкам, а значит, и увеличение их вместимости.

Цена вопроса

Средняя цена рабочего места по Москве составляет 25–36 тыс. рублей: чем дальше от центра города, тем дешевле. Существует и система скидок, которые могут доходить до 30%, однако в этом вопросе все зависит от условий аренды, какой именно продукт покупает клиент, а также немалую роль играет объем сделки.

«Основной бизнес коворкинг-сетей делают крупные компании, а фрилансеры – поток. Выглядит это так: крупных сделок не больше 10 в году, но они создают 80% оборота, а мелких – несколько тысяч, но они дают не больше 10–15%», – пояснил управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров.

Реализация рабочих мест, как правило, зависит от сегмента, в котором они арендуются. В целом розничные компании снимают примерно 5–10 мест, средний и крупный бизнес – от 50 до 100, а корпорации – 500-1000.

К безусловным преимуществам такого вида рабочих пространств можно отнести то, что арендаторам не нужно заботиться об обустройстве и организации офисов, другими словами, они приходят не в пустую комнату, а в уже готовый продукт с современными решениями.

С точки зрения архитектуры коворкинг – лишь часть рабочего пространства. На одной площадке с ним могут располагаться разные элементы деловой инфраструктуры: кабинеты, лаунж-зоны, кухни и кофепоинты, переговорные.

Что такое «гибкие офисы»?

Помимо коворкингов на рынке существует такое понятие, как «гибкие офисы». Это помещение или целое здание, где есть опенспейс (коворкинг), дополнительная инфраструктура в виде кухни или переговорных, а основные площади занимают отдельные готовые офисы с сервисом.

Включенный сервис, гибкие условия аренды и трансформация под запросы компании – ключевые отличия таких офисов от коворкингов. «Это класс А в коммерческой недвижимости: дорогой качественный ремонт, дизайнерская мебель, продуманная эргономика и первоклассное техническое оснащение. Гибкий офис отличается от классического тем, что клиент заезжает в полностью готовое помещение на гибкий срок аренды и получает набор дополнительных сервисов – от клининга до аутсорсинга внутренних процессов. Именно такие мы и запускаем», – отметили в компании «Ключ».

По мнению специалистов компании, гибкий офис – это эволюция офисной недвижимости, некий образ жизни, к которому рано или поздно придет большинство.

К таким операторам зачастую обращаются фрилансеры и стартап-команды, крупные корпоративные клиенты, которым необходим офис, например, при расширении штата сотрудников или для размещения проектных участников.

«Конкретно в компании «Ключ» есть новый продукт – hot desk. Это ИТ-решение, которое позволяет сотрудникам компании бронировать рабочие места, как столики в ресторане: 50 человек могут снимать офис на 20 мест и пользоваться им по внутреннему графику. Для крупных клиентов предусмотрена еще одна услуга – «офис под Ключ». Это разновидность формата build-to-suit, где арендатор помимо стандартного набора сервисов получает еще и возможность кастомизации своего пространства, что включает индивидуальные планировки и архитектурные решения», – пояснили в компании.

Будущее коворкингов и гибких офисов

Коворкинги, как и гибкие офисы, – перспективные продукты, популярность которых будет только расти. Этому способствует не только удобство такого формата, но и пандемия коронавируса, внедрение дистанционной модели работы и другие факторы.

Динамика развития таких рабочих пространств заметна уже сейчас, она будет увеличиваться, как и количество арендаторов и предложений со стороны операторов.