Марат Хуснуллин принял участие в работе Московского урбанистического форума

Вице-премьер выступил с докладом на сессии «Инфраструктурный прорыв. Мегапроекты территориального развития».

Марат Хуснуллин на Московском урбанистическом форуме

Открывая докладом работу сессии, Марат Хуснуллин
завил, что пандемия внесла в жизнь серьёзные коррективы и поставила перед нами
новый вызов. Перед Правительством стоит задача выработки новых подходов к
развитию городов и малых населённых пунктов, к решению вопросов транспорта.

Говоря об инфраструктурном прорыве в России, вице-премьер выделил три основных блока задач,
находящихся в активной работе. По его словам, к осени 2021 года будет
окончательно сформулировано понятие опорной транспортной сети, основой которой станут
развивающиеся приоритетные направления.

Это в первую очередь автомобильные дороги. Задача Правительства
– увязать их в единую
сеть, создав транспортные мегакоридоры
«Запад – Восток» и «Север – Юг». Вице-премьер отметил, что строительная отрасль
в 2020 году ввела больше дорог, чем годом ранее. По его словам, и в этом году
дорожное строительство идёт с опережением графика, чему активно способствует
режим штабной работы и финансирование проектов.

Вторым приоритетным направлением Марат Хуснуллин
назвал развитие железнодорожной сети, в частности Байкало-Амурской магистрали
как самого короткого пути с запада на восток. В настоящее время реализуется
второй этап строительства и готовится к запуску третий. «Это мегапроект. По
сути – это построить ещё один БАМ», – отметил Марат Хуснуллин, говоря о масштабах модернизации
Восточного полигона.

Ещё одной точкой роста, по мнению Марата Хуснуллина,
должно стать развитие системы городского транспорта в агломерациях. Ссылаясь на
успешный опыт развития Московского транспортного узла, он напомнил о проектах
МЦД и ЦКАД, которые не только разгрузили городские дороги, но и удобно связали микрорайоны и
областные города. Для развития этой практики в России выбрано восемь
городов-миллионников, в которых будет построена аналогичная железнодорожная
инфраструктура.

Ещё одним направлением транспортного развития,
которое находится в разработке, является большая и малая авиация.

Третьим блоком задач
Марат Хуснуллин обозначил
вопросы повышения мобильности в агломерациях. 

«Задачи, которые
стоят перед нами, – это
ускоренно развивать агломерации, создать систему опорных пунктов – точек роста
за пределами агломераций, а также не ухудшать состояние развития остальных
населённых пунктов», –
заявил вице-премьер. Для развития имеющихся агломераций Правительство ставит
задачу по внедрению модели «мобильный город», при которой жители в течение 15
минут смогут добраться до необходимых инфраструктурных объектов, до работы и
дома. «Непростая задача. Она требует пересмотра строительной политики,
транспортной политики», – подчеркнул Марат Хуснуллин. Он отметил, что за
последнее время в России на 19% сократилось число пользователей общественного транспорта, и выразил уверенность в
необходимости тиражировать опыт Москвы в решении вопросов транспортного
обеспечения.

Базой для развития
агломераций, по мнению вице-премьера, является обновление жилого фонда,
создание инфраструктуры и обеспечение рабочих мест. Одним из инструментов для
реализации этих задач, по его словам, является инфраструктурное меню, в котором
собраны все варианты дополнительного финансирования (преимущественно на
возвратной основе) государственных программ по развитию инфраструктуры. Это
набор новых финансовых инструментов, которыми могут воспользоваться регионы. Таким
образом, по словам вице-премьера, порядка 2 трлн рублей будет привлечено в
отрасль, помимо основного финансирования программ. Вице-премьер акцентировал
внимание на том, что важным источником финансирования строительной отрасли остаётся
привлечение внебюджетных источников финансирования. «На каждый бюджетный рубль должен
привлекаться один внебюджетный», – сказал он.

Завершая доклад,
Марат Хуснуллин подчеркнул, что Правительство работает над уменьшением инвестиционно-строительных
издержек для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

«Сегодня перед нами
стоит задача уменьшить сроки инвестиционно-строительного цикла на 30%. С учётом подписанных Президентом федеральных законов, подготовленных и принятых
в весеннюю сессию работы Государственной Думы, законодательная база позволит
это выполнить», –
сказал Марат Хуснуллин.