Метро в разных городах Мира: Москва, Стамбул, Стокгольм, Шанхай, Сидней, Лондон

Метро во всем мире идет на посадку
Как пассажиры добираются до аэропортов в крупных мегаполисах

Калининско-Солнцевскую линию подземки продлят на юг. Станция появится в шаговой доступности от терминалов аэропорта «Внуково» на расстоянии 600–800 метров. Пассажиры смогут попасть в центр города менее чем за час и без пересадок добраться, например, до комплекса «Москва-Сити» по обычным тарифам. Метро быстрее автобуса и дешевле аэроэкспресса. «Московская перспектива» решила выяснить, как устроено сообщение с воздушными гаванями в других мегаполисах, где есть метро, работают ли там аэроэкспрессы и сколько стоит поездка в аэропорт.

Москва
Новый участок московского метро, который планируют построить к 2021 году, позволит пассажирам доезжать до аэропорта «Внуково». Как сообщил глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв, строительство нового участка Калининско-Солнцевской линии начнется уже в следующем году.
Сегодня в аэропорт «Внуково» можно добраться несколькими способами. Самый дешевый – автобусы от метро «Юго-Западная» и «Саларьево». Цена билета – две поездки на общественном транспорте или один билет на 90 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы добраться до терминала, ведь автобус в аэропорт движется по выделенной полосе и в пробках не стоит. Самый быстрый, но и самый дорогой – поездка на аэроэкспрессе. Время в пути от Киевского вокзала до «Внуково» – 40 минут, стоимость билета – более 400 рублей.

Стамбул
Хотя этот город столицей не является, но по размеру он сопоставим с Москвой. В Стамбуле два аэропорта, к главному – имени Ататюрка – подведена линия легкого метро. С платформы можно попасть прямо в терминал, не выходя на улицу. При этом сам метрополитен делает большой крюк через спальные районы города, из-за этого дорога в центр занимает почти час. Кроме того, красная «аэропортовая» линия до центрального района Фатих и площади Таксим пассажиров не довозит.

Выход – пересесть из метро на скоростной трамвай примерно на полпути в город. Фактически в Стамбуле трамваи являются своеобразным легким метро – они не пересекаются с уличным трафиком и не стоят в пробках. Это сократит время в дороге примерно на треть, а линия трамвая охватывает центры и старого, и нового Стамбула.

В бывшей турецкой столице работает транспортная карта – Istanbulcard. Как и московская «Тройка», она позволяет оплачивать проезд бесконтактным способом и дает возможность неплохо сэкономить. Одноразовый билет в метро стоит 4 турецких лиры (59 рублей*), а по Istanbulcard – 2,15 лиры (31 рубль). Интересно, что в Стамбуле нельзя просто пересесть с одной линии метро на другую – проезд всегда придется оплачивать заново.

Стокгольм
В столице Швеции аэропортов несколько, но большинство международных рейсов совершает посадку в аэропорту Арланда. Он находится довольно далеко от города, дорога на машине до центра без учета пробок занимает почти час. Рельсовый транспорт в воздушной гавани представлен шведскими пригородными поездами – Pendeltag. Разделять их и метрополитен не совсем правильно, поскольку они входят в систему муниципального транспорта SL, регулируются теми же тарифами и доставляют пассажиров на центральный транспортный узел Стокгольма – T-Centralen. Здесь встречаются все линии подземки, пригородные электрички и поезда дальнего следования.

В стокгольмском метро действует карта SL Access, на которую можно записать билет на 75 минут за 31 крону (221 рубль), или безлимитные проездные на сутки, неделю и месяц. По этой карте можно передвигаться и в метро, и в электричках.

Станция поездов находится между главными терминалами аэропорта Арланда в пешей доступности. Однако по приезде в аэропорт пассажиров ждет «сюрприз» – дополнительный сбор за право выйти на станции Arlanda. К обычной цене за проезд на электричке – 130–250 крон (около 1000–2000 рублей) – добавляется еще 130 (еще 1000 рублей) шведских крон. При этом дорога занимает 36–45 минут в зависимости от компании-оператора электропоезда.

Аэроэкспрессы Arlanda Express отправляются с той же станции T-Centralen, что и обычные Pendeltag. При этом остановки находятся прямо под двумя главными терминалами с выходами по принципу «сухие ноги». Обычная цена – 280 крон (2000 рублей) безо всяких дополнительных сборов в аэропорту. В выходные можно купить групповые билеты со скидкой, что снижает цену поездки
до 137,5 кроны (982 рубля).

Шанхай
Аэропорт Пудун связан с городом системой метрополитена с выходом непосредственно в терминалы. Стоимость проезда зависит от расстояния, в аэропорт из центра – 7 юаней (70 рублей), время в пути – более часа. При этом многие поезда до терминалов не доезжают, так китайцы оптимизируют загрузку. Поэтому простоять на платформе в ожидании нужного поезда можно минут 15–20.
Однако знаменит аэропорт Пудун своими аэроэкспрессами. Это высокотехнологичные поезда Maglev (magnetic levitation), которые левитируют над путями на магнитной подушке, не касаясь земли. Отсутствие трения о рельсы позволяет поезду развивать скорость до 431 километра в час, преодолевая 30 километров своего пути (это как от «Шереметьево» до Кремля) за 7 минут. Билет в будущее стоит 40–50 юаней (400–500 рублей).

Сидней

Строго говоря, метро в австралийском мегаполисе нет. Его заменяет сеть пригородных поездов, которые соединяют всю агломерацию, а по городу передвигаются в режиме метро и преимущественно под землей. Поэтому линия выходит далеко за пределы международного аэропорта. Две станции проходят через домашний и международный терминалы. Проезд в двухэтажных составах сиднейского метро стоит 2,5–3,5 австралийских доллара (120–150 рублей), цена зависит от времени суток, а чтобы выйти на двух «аэропортовых» станциях, придется заплатить дополнительно 14,3 доллара (675 рублей) так называемого Gate Pass. Ради экономии путешественники зачастую идут пешком от терминалов до соседних станций. Благо дорога занимает не больше30 минут и на ней нет лестниц и подземных переходов, ее вполне комфортно можно преодолеть даже с чемоданом на колесах.

Лондон
Столица Великобритании встречает гостей легендарным общественным транспортом и неимоверными ценами. Знакомые по учебникам английского языка красные двухэтажные Рутмастеры манят гостей аэропорта Хитроу, но проблема пробок в Лондоне стоит так же остро, как и в остальных мегаполисах. Поэтому встречу со школьной мечтой лучше отложить, а между аэропортом и городом перемещаться на рельсовом транспорте.

Линия Piccadilly соединяет все терминалы Хитроу с центром города. При этом по пути в аэропорт нужно помнить, что в Лондоне реализовано так называемое вилочное движение поездов – от одной платформы отправляются составы разных линий метро. В Москве такой режим можно встретить на Филевской линии и на недавно открытом первом участке Большой кольцевой линии «Деловой центр» – «ЦСКА». Дорога в аэропорт от Трафальгарской площади займет примерно 40 минут.

В Лондоне есть своя карта «Тройка», называется Oysters («Устрица»). Без нее одна поездка в метро стоит 6 фунтов (510 рублей), а с ней – почти вдвое дешевле, если ехать не в час пик. Однако «Устрицу» легко заменяет любая банковская карта с системой бесконтактной оплаты PayPass – стоимость проезда списывается по низким тарифам. Оплатить проезд банковской картой можно везде – в автобусах, в метро прямо на турникете, на катерах. Аэроэкспрессы отправляются с вокзала Паддингтон и до аэропорта добираются за 15 минут. Стоимость проезда – 25 фунтов (2100 рублей).

*Цены пересчитаны из местных валют
в российский рубль по курсу ЦБ РФ

Михаил Щипанов