Михаил Мишустин посетил завод «Пермские моторы»

Председатель Правительства ознакомился с процессом сборки двигателей, осмотрел экспозиции двигателей для гражданской, транспортной и боевой авиации, для специальной техники и вертолётов, а также побеседовал с руководством предприятия.

Михаил Мишустин посетил завод «Пермские моторы»

Акционерные общества «ОДК-Пермские
моторы» и «ОДК-Авиадвигатель» входят в состав «Объединённой
двигателестроительной корпорации» госкорпорации «Ростех».

АО «ОДК-Пермские моторы» производит авиационные двигатели для гражданской авиации, промышленные
газотурбинные установки для электростанций и транспортировки газа. АО «ОДК-Авиадвигатель» осуществляет разработку и опытное производство авиационных двигателей.

В числе продукции «Пермских моторов» – двигатели семейства
ПС-90, которые устанавливаются на самолёты Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76,
Ту-204/214. Объём производства в 2020 году составил 20,9 млрд руб. Численность
персонала предприятия – 9,2 тыс. человек.

АО
«ОДК-Авиадвигатель» является головным разработчиком ПД-14 – семейства
двигателей пятого поколения для среднемагистральных самолетов типа МС-21.

Создание базового двигателя семейства ПД-14 – один из
приоритетов государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на
2013–2025 годы. Двигатель разрабатывается в кооперации с ведущими предприятиями
АО «ОДК». Научные исследования и опытно-конструкторские работы ведутся в тесном
сотрудничестве также и с ведущими отраслевыми институтами: ЦИАМ им.
П.И.Баранова, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, ВИАМ, с академическими институтами РАН.

С 2016 года предприятие приступило к созданию
семейства двигателей большой тяги на базе газогенератора двигателя ПД-35 для
перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских и тяжелых
транспортных самолетов (российско-китайский проект по созданию
дальнемагистрального самолета SR-929). Объём производства в первом полугодии 2021 года
составил 4,97 млрд руб. Численность персонала предприятия – 3,2 тыс. чел.

Из стенограммы:

А.Аракелян (начальник сборочного цеха №51): Здравствуйте,
Михаил Владимирович!

Меня
зовут Аракелян Армен Седракович. Я начальник данного сборочного цеха. И хотел
бы задать один вопрос.

На
территории Уфимского моторостроительного производственного объединения был
построен центр профессионального образования, где на сегодняшний день проходят
обучение специалисты в области двигателестроения в соответствии со всеми
современными требованиями. Также в планах нашей корпорации масштабирование
данного полученного опыта на все регионы, предприятия России. Мы бы хотели
надеяться на Вашу поддержку в данном вопросе.

М.Мишустин: Вопрос
в надежде на поддержку? Она есть, стопроцентная. Без «цифры» сейчас не летает
ничего, не ездит, не плавает. Поэтому Вы здесь абсолютно правы. Компетенция,
которая сегодня есть и которую мы строим, нуждается в IT-специалистах. Это одна из
федеральных программ по поддержке IT-кадров для отрасли информационных технологий.

По
поручению Президента мы приняли уже два пакета, связанных с целым набором и
льгот, и мер поддержки IT-индустрии.
Одно из важнейших направлений – это воспитание кадров, в том числе в наших
университетах. Мы будем ежегодно увеличивать выпуск специалистов по IT-специальностям. Я дам поручение по
приезде Министру высшего образования и науки Валерию Николаевичу Фалькову,
чтобы посмотрели, что можно сделать специально для вашего направления.

Мы
с Сергеем Викторовичем Чемезовым, посещая целый ряд предприятий, говорили о
необходимости создания своих технологических систем, в том числе и своей
компетенции для поддержки сложных систем. В частности, это системы
автоматизированного проектирования – САПР – тяжёлые, которые нужны и в ОСК, и
для двигателестроения, и для авиастроения. Договорились о сотрудничестве с
рядом вузов, самых крупных предприятий, в том числе ОАК и ОСК, для того чтобы
это делать. Поэтому то, о чём Вы сказали, – это будущее, и, без сомнения, мы
это поддержим.

А
то, что у вас всё переведено на «цифру» и что практически все коллеги –
технологи высочайшего уровня, это здорово. Только так можно делать современные
двигатели, для того чтобы конкурировать с ведущими мировыми корпорациями.

А
в военной области, по-моему, никому ничего объяснять не надо – все понимают,
кто является лидером в ней.

Спасибо
вам.

Н.Андреев (директор по инфраструктуре):
Михаил Владимирович, я Андреев Николай, директор по инфраструктуре «Пермских
моторов».

Такой
вопрос. Мы во исполнение поручений Президента уже проделали большую работу по
разработке уникальных двигателей большой тяги по программе ПД-35. Предприятия
ОДК, ведущие институты при поддержке Правительства уже провели большую работу на
этапе научно-исследовательских работ, уже сделали первый демонстрационный
газогенератор, который успешно прошёл испытания, показал работоспособность,
показал, что заложенные характеристики и параметры соответствуют нашим
ожиданиям.

Но
для того, чтобы дальше продвинуться уже на этапе опытно-конструкторских работ,
нам необходимо быстрее определиться с бортом – воздушным судном, которое будет
являться базовым для этого двигателя. Этот вопрос надо решить в ближайшее
время.

М.Мишустин:
Понятно. Все коллеги – профессионалы высочайшего класса должны вместе ответить
на этот вопрос. Я сегодня уже сказал о том, что очень важна экономика того, что
вы произведёте. Что борт будет – это точно. Наверное, вначале это будет
транспортная авиация. Так мы говорили. Военно-транспортная авиация примет вначале,
для того чтобы мы эту вашу работу правильно «припарковали» в хорошем смысле слова
на лидер – воздушное судно. Но для того, чтобы сделать основной борт, найти
своего заказчика, конечно, надо очень внимательно посмотреть, как это получится
с экономической точки зрения.

Первое
– это касается Китая. То, что мы ведём совместную работу по производству
широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, ни для кого не секрет. Это
очень важный момент, и я думаю, что надо сделать всё для того, чтобы Китай
захотел в конкурентной борьбе покупать, приобретать этот двигатель. Сколько
примерно ёмкость рынка? Примерно 1100 самолётов Китая, умножаем на два (если я
правильно считаю), получается 2200. Это уже рынок, за который надо бороться.

Как
за него можно бороться? Естественно, меньше цена, лучше производительность.
Цена / производительность должны
быть выше классом, чем соответствующие западные аналоги. Если это получится – я
знаю, что инженеры не любят, когда заранее много говорят, – вот вам и вторая
часть направления.

И
конечно это вопрос,
который я просил Министра транспорта, Министра промышленности и торговли и
коллег рассматривать как можно быстрее, – это лидер, который может потом
появиться. Наша общая задача – сделать всё, чтобы это произошло.

Спасибо
вам за вопросы и спасибо за вашу работу. Всего доброго.