Москва привлекательна для туристов с любыми запросами. В столицу приезжают за культурной и событийной повесткой, гастрономическим разнообразием и возможностями для делового туризма. Об этом рассказала исполняющий обязанности заместителя Мэра Наталья Сергунина.
«Одна из визитных карточек нашего города — фестивали под брендом “Московские сезоны”, которые знают не только в России, но и в мире. Мы проводим их на пешеходных улицах и площадях уже больше 10 лет — с конца 2012 года. Для каждого готовим свою уникальную культурно-образовательную программу. За девять месяцев этого года площадки “Московских сезонов” посетили 12,3 миллиона человек», — прокомментировала Наталья Сергунина.
Она также отметила, что летом 2023 года в городе был представлен новый иммерсивный фестиваль «Усадьбы Москвы». Он предлагает погрузиться в разные эпохи и изучить историю старинных поместий и парков через театрализованные представления, мастер-классы и другие события. Мероприятие проходит с 1 июля по 30 сентября в 15 усадьбах.
Традиционно у москвичей и туристов популярен формат экскурсий. Ежедневно в столице проводится свыше 100 познавательных прогулок на разные темы.
«Сегодня отмечается День туризма. В преддверии этой даты с 23 по 25 сентября в рамках акции “Московские истории” в столице прошло около 400 бесплатных экскурсий. К ним присоединились более девяти тысяч человек. Участники проявили особый интерес к обзорным и тематическим прогулкам по ВДНХ, бульварам и историческим районам столицы, знакомились с архитектурой Центрального детского магазина и обитателями Московского зоопарка», — сообщила Наталья Сергунина.
В столице насчитывается почти 10 тысяч культурных адресов. Они есть в каждом районе. Среди них более 440 музеев и выставочных площадок, почти 600 культурных центров и домов культуры, 125 кинотеатров, сотни театров.
За последние годы отреставрировано более двух тысяч памятников истории и архитектуры. Они формируют уникальный облик Москвы, полюбоваться ими приезжают из самых разных уголков страны и мира.
Многие путешественники отправляются в столицу за гастрономическими впечатлениями. У этого вида туризма сохраняется большой потенциал роста. В городе тысячи ресторанов, кафе и других заведений общепита самых разных форматов. В них можно попробовать практически все кухни мира. Кроме того, город проводит гастрономические фестивали и акции. Один из таких проектов — «Московский завтрак». Впервые он прошел прошлой зимой, на новогодних каникулах, и стал настолько популярен, что повторялся несколько раз в течение года.
Летом в московских парках появилось пять новых зон отдыха с бассейнами под открытым небом с подогревом воды. Более половины города занимают парки, скверы и другие зеленые территории. На карте столицы есть более 100 мест, с которых открываются панорамные виды. Например, кабинки Московской канатной дороги над рекой, смотровые в «Москва-Сити», парящий мост в «Зарядье».
Главным событием второй половины лета стал Московский урбанистический форум (МУФ), на котором побывали 7,5 миллиона человек. Форум был организован сразу на четырех знаковых площадках столицы — в олимпийском комплексе «Лужники», Гостином Дворе, парке «Зарядье» и Центральном выставочном зале «Манеж». Это не только обширная выставка достижений города за последние годы, но еще и огромное пространство, где можно было посещать экскурсии, концерты, творческие мастер-классы, заниматься спортом, общаться с экспертами. Важным культурным пространством МУФ была территория олимпийского комплекса «Лужники»: здесь проходило по 350 мероприятий в день — кинопоказы, лекции, творческие занятия, показы мод, дискотеки.
Безусловный тренд, который наметился еще до пандемии, — цифровизация. Москва развивает свои электронные инструменты для туристов. Один из ключевых — сервис Russpass, он помогает спланировать поездку по России. С ним сотрудничают почти все регионы страны, благодаря чему Russpass стал масштабным общенациональным проектом, объединившим гостиницы, музеи, театры, галереи, рестораны и другие площадки разных субъектов.
В нем размещены десятки тысяч предложений для туристов. Это готовые турпакеты, экскурсионные программы, авторские маршруты, аудиогиды. За три года путешественники воспользовались ими больше 8,2 миллиона раз.
Причем сервис помогает не только туристам, но и предпринимателям. Для них запущена платформа «Russpass. Бизнес», где есть много удобных опций, включая событийный календарь Москвы на каждый месяц. В нем могут публиковать информацию сами организаторы мероприятий.
Еще у столицы есть свой интерактивный онлайн-гид — «Узнай Москву». В приложении и на сайте просветительского проекта на данный момент собраны фотографии и описания около 3,5 тысячи достопримечательностей, 260 вариантов готовых прогулочных маршрутов, информация о 406 музеях, биографии 334 выдающихся горожан и многое другое.