Наталья Сергунина рассказала о программах развития туриндустрии в Москве

Туристическая отрасль Москвы трансформировалась за последние два года вслед за изменением запросов и потребностей путешественников. Главным двигателем преобразований стала пандемия коронавируса и необходимость переключения в первую очередь на внутренний туризм. Особое значение в этот период приобрели цифровые технологии.  Чтобы поддержать индустрию гостеприимства и упрочить позиции столицы как одного из наиболее привлекательных направлений для поездок, город реализует целый набор проектов, рассказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина.

«Москва — современный и комфортный мегаполис с большой историей. Столица объединяет свыше восьми тысяч объектов культурного наследия, сотни парков, музеев и театров. К услугам туристов — тысячи предприятий общественного питания, доставка еды, бесплатный Wi-Fi и другие удобные сервисы. А еще город развивает специализированные инструменты для путешественников и представителей отрасли, такие как Russpass и туристический портал Discover Moscow», — отметила Наталья Сергунина. Ее слова приводятся на портале mos.ru.

Онлайн-помощники туристов

Цифровой сервис Russpass помогает пользователям спланировать поездки по стране, в том числе подобрать номер в гостинице. Это особенно актуально после ухода из России иностранных систем бронирования. Бизнесу предлагаются льготные условия — при подключении отельеров к платформе комиссия составит пять процентов. Партнерами проекта уже стали почти две тысячи российских компаний. Соглашения о сотрудничестве с Russpass подписали все регионы страны.

В 2021 году начал работать официальный туристический портал Москвы Discover Moscow. Там собраны данные о сотнях достопримечательностей: старинных усадьбах, культурных площадках, музеях и памятниках. На сайте можно найти раздел с тематическими подборками и виртуальными прогулками по городу, ознакомиться с гастрономическими точками столицы. Всего доступно свыше 800 публикаций, более 100 роликов и видеоэкскурсий. В конце 2021 года Discover Moscow получил премию Рунета в категории «Развитие внутреннего туризма».

Другой важный проект для московской туриндустрии — Moscow Travel Hub. Это онлайн-площадка, объединившая более пяти тысяч представителей туристического сектора (туроператоров и турагентств, гостиниц, тревел-стартапов и других) и специалистов смежных направлений. Ее основная цель — помочь участникам развиваться с профессиональной точки зрения и вместе создавать полезные продукты и сервисы. В рамках Moscow Travel Hub проводится конкурс ИТ-разработок для отрасли Moscow Travel Hack. Помимо этого, недавно прошло первое соревнование в области маркетинговых решений в сфере туризма Moscow Travel Create. Дизайнеры, маркетологи, видеографы и другие участники создавали концепции продвижения Москвы среди разных целевых групп.

Рост внутреннего турпотока

Больше всего туристов в последнее время приезжали в Москву из российских регионов.  В основном это жители Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Краснодарского и Красноярского края, а также Ростовской, Владимирской, Тульской, Калужской, Саратовской и Нижегородской областей.

«В прошлом году в столице побывали 15,3 миллиона россиян. В сравнении с допандемийным уровнем внутренний турпоток в Москву восстановился почти на 80 процентов», — рассказала Наталья Сергунина.

Заполняемость гостиниц в 2021 году увеличилась до 58,2 процента против 38–44 процентов в 2020-м.

В Москве насчитывается более 1,6 тысячи классифицированных средств размещения, включая гостиницы всех категорий звездности. В минувшем году в эксплуатацию ввели восемь отелей.

Вклад отрасли в экономику города

Туристическая индустрия — значимое для столицы направление экономического развития. Отрасль обеспечивает рабочими местами около 250 тысяч специалистов. Благодаря привлечению дополнительных инвестиций в развитие туристической инфраструктуры, а также за счет закупок товаров и услуг представителями смежных сфер в экономику города вносится существенный вклад. По итогам 2021 года он составил 716,7 миллиарда рублей, а поступления в бюджетную систему города — 98,1 миллиарда рублей, что на 26 процентов больше, чем в 2020 году, отметила Наталья Сергунина.

Финансовая поддержка и образовательный туризм

Для дополнительной поддержки отрасли Правительство Москвы утвердило ряд финансовых мер. Помощь получат участники рынка, реализующие проекты в сфере делового, молодежного и социального туризма. Речь идет о грантах в размере до 10 миллионов рублей компаниям, занимающимся организацией конференций, конгрессов, форумов и деловых встреч, а также мероприятий для молодых людей (слеты, конкурсы и фестивали).

 

Для развития образовательного туризма в Москве создан ориентированный на детей и молодежь проект «Город открытий». Он позволил более чем трем тысячам школьников со всей страны побывать в столице, познакомиться с ее культурой и историей, посетить высокотехнологичные предприятия, профильные вузы, технопарки, офисы компаний и культурные объекты.

В 2021 году «Город открытий» признали одним из лучших детских туристских проектов в России. Его методология стала основным кейсом первого образовательного интенсива по туризму Moscow Edu Tourism Camp, который прошел в апреле этого года. Присоединиться к учебной программе могли все, кто заинтересован в дальнейшем развитии отрасли, в том числе туроператоры, гиды и экскурсоводы. Участники обсуждали основные тренды образовательного туризма. Также речь шла об особенностях и запросах цифрового поколения путешественников.