Дизельный скандал разрастается: кому в Volkswagen грозит тюрьма

Арест главы компании Audi Руперта Штадлера — новый этап в расширяющемся судебном преследовании топ-менеджеров немецкого автопрома. DW называет важнейшие имена дизельного скандала.

Не только бывшим, но и нынешним руководителям концерна Volkswagen в наши дни от тюрьмы и сумы лучше не зарекаться. В поле зрения правоохранительных органов Германии и США, третий год расследующих широкомасштабное манипулирование данными о вредных выхлопах дизельных автомобилей, попадают все новые топ-менеджеры этого немецкого автогиганта и его дочерних компаний Audi и Porsche. В понедельник, 18 июня, под стражу был взят глава Audi Руперт Штадлер (Rupert Stadler).

США выдали ордер на арест Мартина Винтеркорна

Это первое в рамках дизельного скандала задержание действующего руководителя целой компании. Однако самое громкое имя в этом деле — другое: Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn). В 2007-2015 годах он занимал пост председателя правления концерна Volkswagen (VW) и был — как в силу занимаемой должности, так и благодаря своим личным качествам — одним из самых могущественных и высокооплачиваемых капитанов большого бизнеса в Германии.

В 2009 году Мартин Винтеркорн вместе с Владимиром Путиным открывал завод VW в Калуге

Но именно при нем концерн начал в промышленных масштабах устанавливать на дизельных легковых автомобилях марок Volkswagen, Audi и Porsche программное обеспечение, мошеннически занижавшее при проверках содержание вредных веществ в выхлопах. Именно поэтому Винтеркорн в сентябре 2015 года, как только в США вскрылись эти манипуляции, подал в отставку, подчеркнув, что берет на себя ответственность как глава фирмы, но сам лично никаких нарушений не допустил.

В течение полутора лет казалось, что этим уходом на покой он вывел себя из-под удара. Однако в январе 2017 года прокуратура Брауншвейга сообщила, что расширяет число обвиняемых в манипуляциях показателями выхлопов дизельных автомобилей и что теперь в этом списке и ныне 71-летний Мартин Винтеркорн. Ему инкриминируются мошенничество и нарушение закона о добросовестной конкуренции, а также манипулирование рынком. Такое обвинение выдвинула и прокуратура Штутгарта.

А власти США в мае 2018 года даже выписали ордер на арест Винтеркорна. Поскольку Германия не выдает своих граждан Соединенным Штатам, американская тюрьма бывшему главе Volkswagen не грозит, пока он не будет покидать территорию ФРГ. Другое дело — «сума»: если (когда) дело дойдет до суда и там будет доказано, что глава концерна узнал о манипуляциях значительно раньше, чем сейчас признает, или, более того, сам им способствовал, мультимиллионер может лишиться значительной части своего состояния.

Особая роль Audi под руководством Руперта Штадлера

Когда под давлением обстоятельств дизельного скандала пришлось уйти главе VW Мартину Винтеркорну, задержанный теперь Руперт Штадлер устоял. Когда на Штадлера сыпался град критики за то, что компания лишь тянет время и ничего не делает для внутреннего расследования имевших место манипуляций в концерне, Штадлер устоял.

Руперт Штадлер, глава Audi

Руперт Штадлер находится теперь в предварительном заключении

Вероятно, он был уверен в собственной защите от многочисленных критиков и даже органов правосудия. Еще бы, ведь за спиной Штадлера, как считается, стоят такие могущественные семьи, как Порше и Пиех — самые влиятельные акционеры концерна VW.

Но вот, спустя почти три года после начала скандала, прокуратура Мюнхена неожиданно для многих в конце мая включила Штадлера в список фигурантов расследования. Затем у главы Audi прошли обыски дома, а потом эффектно, прямо в день заседания совета директоров VW, членом которого Штадлер является, его поместили под арест.

У компании Audi, как утверждают газеты Handelsblatt и Die Welt со ссылкой на данные следствия, была особая роль — именно там разрабатывалась программа манипуляций данными о вредных выбросах, которую потом тайно устанавливали на миллионах дизельных автомобилей марок, принадлежащих концерну Volkswagen: VW, Audi и Porsche.

Новый поворот в дизельном скандале особо примечателен: мюнхенская прокуратура обвиняет 55-летнего Штадлера и еще одного действующего топ-менеджера концерна в том, что уже после того, как факт манипуляций стал известен, компания продолжала торговать на европейском рынке автомобилями, в которых были встроен нелегальный софт. Сам Штадлер все обвинения в свой адрес отрицает.

Оливер Шмидт и Джеймс Лянуже сидят в тюрьмах США

А вот 49-летний Оливер Шмидт (Oliver Schmidt), в 2012-2015 годах отвечавший в американском отделении Volkswagen за экологические вопросы, свою вину не сразу, но признал. Он был арестован в январе 2017 года в Майами (куда по трудно объяснимой наивности приехал из Германии в отпуск) и до августа упорно отрицал свою вину. Однако затем Шмидт пошел на сделку с прокуратурой, которая в ответ сняла большинство выдвинутых против него обвинений.

Оливер Шмидт за рулем Фольксвагена

Оливер Шмидт в ближайшие годы будет сидеть не за рулем «Фольксвагена», а в тюрьме

В результате в декабре прошлого года топ-менеджер был приговорен судом в Детройте к семи годам тюрьмы и штрафу в размере 400 тысяч долларов за заговор с целью обмана властей Соединенных Штатов и за нарушение закона о чистоте воздуха. Ведь именно Оливер Шмидт несколько лет уверял чиновников США в том, что автомобили концерна Volkswagen полностью отвечают действующим в стране экологическим стандартам.

Шмидт стал вторым менеджером Volkswagen, отбывающим срок в американской тюрьме. Первый — гражданин ФРГ, 64-летний инженер Джеймс Роберт Лян (James Robert Liang), приговоренный в августе 2017 года в Детройте к 40 месяцам заключения и штрафу в размере 200 тысяч долларов. Он признался, что участвовал в разработке программного обеспечения для дизельных моторов с целью обмана властей и покупателей, и активно сотрудничал со следствием, став его ключевым свидетелем.

Под угрозой — десятки менеджеров Volkswagen

Винтеркорн, Штадлер, Шмидт — только верхушка айсберга. Следствие ведется против действующего главы Volkswagen Херберта Диса (Herbert Diess), главы наблюдательного совета Ханса Дитера Пёча (Hans Dieter Pötsch), а также экс-главы VW Маттиаса Мюллера (Matthias Müller).

Контекст

В Германии задержан глава Audi Руперт Штадлер

Под стражей находится и менее известный член правления компании Porsche Вольфганг Хатц (Wolfgang Hatz). Ранее он отвечал за разработку двигателей в Audi. Еще один разработчик из этой компании, заплатив залог, вышел на свободу и ждет суда.

Всего в расследовании прокуратуры Мюнхена фигурируют 20 руководителей и инженеров концерна Volkswagen. Параллельно ведет свое дело прокуратура Брауншвейга: там под следствием оказались до 40 фигурантов.

Но Volkswagen — не единственный немецкий автостроитель, замешанный в дизельном скандале. Уже больше года длится следствие прокуратуры Штутгарта в отношении возможных манипуляций с показателями выбросов в атмосферу у автомобилей Mercedes концерна Daimler. На днях было объявлено об отзыве 750 тысяч машин концерна в Европе. Схожие подозрения есть у прокуратуры Мюнхена и в отношении BMW, правда, размах возможных манипуляций несравнимо меньше того, что происходило в Volkswagen: 11 тысяч подозрительных автомобилей против 11 миллионов.

Смотрите также:

  • Логотип Volkswagen с американским флагом.

    Volkswagen: история одной махинации

    Разоблачение

    Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

  • Выхлопная труба автомобиля VW Tiguan

    Volkswagen: история одной махинации

    Их предупреждали

    Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

  • Автомобиль Clean Diesel

    Volkswagen: история одной махинации

    Корнями в прошлое

    Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году — для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили — это экологично и надежно.

  • Автопарк Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Затронуты миллионы машин

    О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем — о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии. Акция начнется в 2016 году.

  • Мартин Винтеркорн, бывший глава Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Вот злонравия достойные плоды

    Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну. Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

  • Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт рассказывает о ситуации в Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    ФРГ подтверждает махинации

    Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

  • Женевский автосалон, 2014 год. Зал Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Запрет на продажу, далее — на эксплуатацию

    Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

  • Глава Volkswagen в США - Майкл Хорн

    Volkswagen: история одной махинации

    «Я ничего не знал»

    От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW — Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США — Майклом Хорном, но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы «ничего не знал».

  • Франция, город Виллер-Котре. Рядом с заводом Volkswagen

    Volkswagen: история одной махинации

    Обыски на заводах и в частных домах

    В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней — новое испытание: обыск во Франции, на заводе VW в городе Виллер-Котре. Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

  • Автомагазин Volkswagen в Берлине

    Volkswagen: история одной махинации

    Впервые за 20 лет квартальный убыток

    Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат — первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери — 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками — чтобы хоть что-то продать.

    Автор: Григорий Аросев