О работе частных врачей в 1930-е годы рассказал столичный Главархив

Чтобы зарегистрировать кабинет для приема на дому, специалисты предоставляли медицинский диплом и справку домоуправления о размере занимаемой площади. Площадь кабинета должна была составлять не менее 10 квадратных метров, однако в некоторых случаях Госсанинспекция разрешала проводить прием на меньшей площади.

Как сообщается на официальном сайте Мэра Москвы, принцип бесплатной медпомощи делал здравоохранение доступным для всего населения. К концу 1930-х годов в СССР существовала целая система медицинских учреждений. Это и фельдшерско-акушерские пункты, и специализированные институты, и частная практика. Чтобы лечение было безопасным, медицину на дому нужно было регулировать, а частные врачи соблюдали определенные правила. Материалы об этом сохранились в столичном Главархиве.

«Регулировать деятельность частных специалистов стал Моссовет, постановление по этому вопросу он выпустил 15 декабря 1939 года. Теперь все врачи, принимающие больных у себя, должны были заранее регистрировать кабинеты для приема в райздравотделе по месту жительства. На каждый зарегистрированный кабинет выдавали справку, подтверждающую право на проведение частного медицинского обслуживания», — говорится в сообщении.

Фельдшерам запретили заниматься частной врачебной практикой, а акушерки могли только осматривать на дому беременных пациенток. Прием родов в таких условиях был категорически запрещен.

Согласно новым правилам, врачам частной практики нужно было иметь не только кабинет, но и отдельную приемную. Если ее не было, то с согласия всех жильцов квартиры пациенты могли ожидать в общей прихожей.

К числу обязательных медицинских инструментов для приема на дому относили стерилизатор и хирургический столик для инструментов, стол специального образца для осмотра больных или кушетку, шкаф с набором инструментов, медицинских средств и стерилизованного материала. Также требовалось иметь в наличии три халата, три простыни, три чехла для мебели и шесть полотенец. Еще в кабинете размещалось эмалированное ведро с крышкой (для отходов), эмалированные тазы для использованных инструментов и перевязочного материала, стол для записи больных, стулья и умывальник.

«Совмещать в одном кабинете приемы по разным специальностям не допускалось, однако были исключения. В таких случаях между приемами нужно было делать двухчасовой перерыв, чтобы полностью убрать и проветрить помещение. Кроме того, врачей частной практики обязали вести две книги записей, которые им выдавал райздравотдел. В одной они фиксировали диагноз, течение и лечение болезни, в другой указывали прибыль и расходы по содержанию кабинета», — уточняется в сообщении.

Фото: Главархив Москвы