О труде детей в годы войны рассказал столичный Главархив

В годы Великой Отечественной войны детей и подростков стали подключать к промышленному производству — СССР вынужденно активизировал все свои ресурсы, в том числе и трудовые.

«В связи с этим в Москве появились учебно-производственные мастерские, где школьники учились и трудились на благо фронта. К концу 1942 года в работе мастерских обнаружились некоторые проблемы, требующие скорого решения. Тогда за эту проблему взялся Моссовет, фонд которого сохранился в Главархиве», — сообщается на официальном сайте Мэра Москвы.

17 тысяч детей и подростков трудились в учебно-производственных мастерских отделов Народного образования в конце 1942 года. Школьники занимались ремонтом обуви и одежды для госпиталей, выполняли заказы оборонного значения, производили готовую продукцию широкого потребления. Однако единой системы организации труда и зарплаты не было, а учет работы производился неудовлетворительно.

Постановление Моссовета от 5 декабря 1942 года решило эти проблемы. Раньше в столице существовали только учебно-производственные мастерские при Управлении Производственными Предприятиями МосгорОНО. Затем мастерские начали появляться при школах для учащихся 4-10 классов. Организации финансировали из районных бюджетов, а попасть в мастерскую дети и подростки могли по заявлению родителей или опекунов.

Рабочий день в мастерских при школах длился три часа, при МосгорОНО – шесть. На производственную работу выделялось четыре часа. Рабочий день подростков старше 15 лет составлял восемь часов, шесть из которых отводилось под производственную работу. Юные работники имели право на пятиминутный отдых после 55 минут труда.

«Основой в таких мастерских были бригады, куда входили до 10 человек детей и подростков, а из трех-четырех бригад образовывался цех, возглавляемый мастером. Существовало и обучение производственным навыкам: инструктор показывал приемы работы, учащиеся проходили практику и техминимум. Все процессы, включая обучение и рабочую деятельность, проводились на основе социалистических методов труда: соцсоревнований, ударничества и показа лучших учеников, мотивирующих других ребят достигать более высоких производственных показателей», — отмечается в сообщении.

Здоровью юных работников уделяли большое значение. Для учащихся устанавливали обязательный медосмотр, а в мастерских численностью более 100 работников открывались медпункты. Кроме того, школьникам выдавали продовольственные карточки служащих. Работавшие на станочном оборудовании подростки, трудящиеся по 6 часов в день, получали карточки рабочего.

Фото: Главное архивное управление города Москвы