В Главархиве сохранились документы о том, как появилась подземная лодка, модель которой была сконструирована в столице. С помощью механизма, который разрабатывали в 1930-е годы, строители надеялись упростить и ускорить проходку грунта закрытым способом. Он применяется при геологических работах, добыче полезных ископаемых, устройстве городских подземных сооружений, строительстве метро, прокладке газовых, теплофикационных и других коммуникаций.
Как сообщается на официальном сайте Мэра Москвы, устройство получило название «подземная лодка», а его изобретателем стал советский инженер и конструктор Александр Требелев. В начале работы он наблюдал за кротами, изучая, как они роют ходы под землей. Подобные наблюдения и легли в основу изобретения.
У лодки, напоминающей крота, вместо мощных лап и когтей были фрезы. Спереди был установлен твердосплавный бур, а в задней части — домкраты. Они продвигали устройство вперед.
В те времена подземоход открыл большие перспективы в освоении проходки грунта закрытым способом. Устройство могло развивать скорость до 10 метров в час. Машину сконструировали на Московском заводе малолитражных автомобилей, лодка получила положительные рецензии от ведущих специалистов.
«Однако конструкторы столкнулись с проблемами: машина часто ломалась, постоянно выходили из строя механизмы бурения, ремонт которых был достаточно долгим и затратным. Несмотря на то что было выпущено несколько экземпляров машин, проект признали ненадежным и закрыли. К идее подземной лодки вернулись вновь в 1951 году. Тогда Моссвет решил восстановить и достроить один из оставшихся в управлении «Мосгазстрой» экземпляров, чтобы использовать его в городском хозяйстве. На это решение повлияло то, что лодка в ходе испытаний показала себя эффективной при прокладке газовых трасс и других подземных коммуникаций — важных составляющих городского хозяйства», — отмечается в сообщении.
Управление «Мосгазстрой» получило средства для восстановления и установки недостающих деталей. Использование подземных лодок открывало возможности для автоматизации тяжелых землеройных работ и их ускоренного проведения. Испытания подобных устройств продолжались до середины 1960-х годов. Затем они были остановлены.
Фото: Главархив Москвы