Портрет и латы Самозванца. Гид по новой выставке Музеев Московского Кремля

Со смертью сына Ивана IV (Грозного) Федора Иоанновича в 1598 году прервалась династия Рюриковичей, потомков полулегендарного варяжского князя, который пришел в 862 году править Новгородом. Начался самый трагический период в истории Руси.

На Смутное время пришлись стихийные бедствия, Русско-польская и Русско-шведская войны, гражданская война и появление самозванцев. Лишь в 1613 году на престол взошел Михаил Федорович — основатель династии Романовых.

Выставка, открывшаяся в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы, помогает разобраться в тайнах конца XVI — начала XVII века. В экспозиции представлены предметы из собрания Музеев Московского Кремля, Российского государственного архива древних актов, а также ряда российских музеев и Государственных художественных собраний Дрездена. В материале mos.ru — 10 самых интересных экспонатов.

Сигизмундов план Москвы

Наиболее подробный из сохранившихся планов города допетровского периода был сделан по заказу польского короля Сигизмунда III во время Русско-польской войны 1609–1618 годов. Детализированный Сигизмундов план изображает Москву в пределах современного Садового кольца и хорошо передает облик зданий. Например, на нем можно рассмотреть Старый Английский Двор, собор Святого Архистратига Михаила в Кремле, Патриаршие палаты. Карту сопровождает текст с указателем объектов и краткой информационной справкой об устройстве Москвы и ее жителях.

Оригинал плана датирован 1610 годом. На выставке представлена одна из его копий, сделанных для атласа Civitates orbis terrarum. Theatri praecipuarum totius mundi urbium (в переводе с латыни — «Атлас городов земного мира. Обозрение знатнейших городов всего мира») 1618 года.

Сигизмундов план Москвы (Moscovia Urbs Metropolis Totius Russia Albae). Гравюра с оригинала Л. Килиана. Лист из атласа Civitates orbis terrarum. Theatri praecipuarum totius mundi urbium. Кельн, 1618 год. Музеи Московского Кремля

История на улицах: что сохранилось в Москве со Смутного времени Болото на Театральной площади и 2000 пушек. Заглядываем в Москву XVII века

Царственная книга Лицевого летописного свода

Царственная книга — последняя часть Лицевого летописного свода, самого крупного (около 10 тысяч листов) летописного произведения Средневековой Руси, созданного по велению Ивана Грозного в 1560–1570-е годы. Слово «лицевой» в названии свода говорит о том, что он иллюстрирован, то есть представлен «в лицах».

В Царственной книге в подробностях запечатлены все важные события периода правления последних Рюриковичей: церемония венчания на царство великого князя Ивана Васильевича, будущего Ивана IV, его свадьба с царицей Анастасией Романовной, взятие Казани, рождение наследников и многое другое.

Тайны Старого Английского Двора. Заглядываем в средневековую Москву

Венчание великого князя Ивана Васильевича на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. Москва, вторая половина XVI века. Государственный исторический музей

Золотой ковш Ивана Грозного

Этот роскошный предмет утвари создан в память о победе Ивана Грозного в одном из сражений Ливонской войны, начатой в 1558 году. Во время первого ее этапа русские войска взяли более 20 городов и крепостей в Прибалтике, включая Нарву и Дерпт. Важнейшим стратегическим пунктом на литовском направлении был Полоцк, который вместе с прилежащими землями Рюриковичи считали своим. В январе 1563 года город подвергся осаде, бомбардировке и штурму, местный гарнизон капитулировал.

Тогда Иван Грозный повелел взять полоцкое золото и изготовить из него ковш, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, литьем, гравировкой и чернью. По краю ковша выгравирована надпись с полным титулом царя Ивана Васильевича, а на донце размещена надпись том, по какому случаю и из чего он сделан.

Истории вещей. Какими деньгами рассчитывались в средневековой Москве

Золотой ковш. Москва, мастерские Кремля, после 1563 года. Зеленые своды, Государственные художественные собрания Дрездена

Портрет Лжедмитрия I

Смерть восьмилетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, в 1591 году до сих пор остается загадкой. Четкого ответа на вопрос, была ли она случайной или спланированной позже взошедшим на престол Борисом Годуновым, нет. Впрочем, ходили слухи о том, что мальчик не погиб. Это дало почву для появления самозванцев — людей, выдававших себя за чудом выжившего царевича.

Лжедмитрий I, или, как он себя называл, Дмитрий Иванович, прибыл в Москву из Польши летом 1605 года и вскоре был венчан на царство. Править ему довелось чуть меньше года — весной 1606-го он был убит. О личности Самозванца современники высказывались неоднозначно, но были едины в описании его выразительной внешности: «роста был он среднего, вовсе без бороды, крепкого, сильного сложения, цветом смугловатый, с бородавкою подле носа, под правым глазом».

Эта гравюра 1606 года — одно из лучших и наиболее достоверных изображений Лжедмитрия I. Ее создал Лукас Килиан (1579–1637), немецкий рисовальщик и гравер, мастер орнаментальной гравюры, происходящий из большой семьи аугсбургских художников и ювелиров.

Лицо из Средневековья. Узнаем, как выглядел Иван Грозный при жизни

Лукас Килиан. Портрет Лжедмитрия I. Гравюра. Аугсбург, 1606 год. Государственный исторический музей

Доспех Лжедмитрия I

Согласно мемуарам современников, Лжедмитрий I был крепким коренастым мужчиной среднего роста. Косвенно это подтверждают сохранившиеся части его парадного доспеха. Впрочем, размер не единственное, чем может быть интересен этот экспонат. Доспех был изготовлен в оружейной мастерской известного миланского оружейника того времени Помпео делла Кьеза, располагавшейся в замке Сфорца.

Части доспеха изготовлены из железа и обильно украшены. На них можно увидеть травленый и золоченый растительный орнамент, овальные медальоны с царскими двуглавыми орлами, кружки с изображениями орудий страданий Христа и с гербами царств и земель, упомянутых в царском титуле. Также на латах находится большая царская печать Ивана Грозного — с ее помощью самозванец подтверждал законность своей власти.

От Лжедмитрия до Талалихина: где в Москве искать следы знаменитых сражений

Части доспеха (оплечья, наручи и набедренники) Лжедмитрия I. Милан, 1605–1606 годы. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Коронационная медаль Лжедмитрия I

Коронационные медали впервые появились в России при Лжедмитрии I, который стремился сформировать образ европейского правителя и выбирал соответствующие мемории, то есть предметы, связанные с его правлением. Такие медали чеканили в Польше и в Москве к свадьбе самозванца с Мариной Мнишек. Наиболее известна польская медаль, на которой Лжедмитрий представлен в три четверти — с непокрытой головой, в плаще. Многочисленные ее повторения были сделаны позднее, как, например, эта медаль из собрания Музеев Московского Кремля, которую можно увидеть на выставке.

От Андрея Первозванного до Станислава. Изучаем ордена Российской империи

Медаль в память коронования Лжедмитрия I. Оттиск с оригинального штемпеля, Москва, начало XVIII века (вероятно). Музеи Московского Кремля

Хромолитография «Прием польских послов Лжедмитрием I в Грановитой палате»

В Москву Лжедмитрий отправился, заручившись поддержкой польского короля: он пообещал передать ему часть русских земель и ввести на Руси католичество. Посулам Самозванца не суждено было сбыться, и причиной этого стал неправильно названный титул мнимого государя.

В мае 1606 года, незадолго до смерти «Дмитрия Ивановича», ко двору прибыли польские послы. Они передали ему грамоту Сигизмунда III, но царь отказался ее принимать — польский правитель назвал его просто «князем московским», а не «непобедимым цезарем и императором».

На хромолитографии (то есть цветной литографии) изображен тот самый прием польских послов в Грановитой палате. На ней можно увидеть главных героев Смутного времени: Лжедмитрия I (он находится в правом, красном углу палаты), польских послов, один из которых протягивает царю злосчастную грамоту, и Юрия Мнишека — отца Марины Мнишек (он изображен в профиль справа от послов).

Истории вещей: какие тайны хранит гравюра XVI века

Прием польских послов Лжедмитрием I в Грановитой палате 3 мая 1606 года. Хромолитография, Россия, вторая половина XIX века, копия с оригинала 1606 года. Государственный исторический музей

Платок «История Дмитрия Самозванца»

Кем был в действительности Лжедмитрий I — одна из главных загадок Смутного времени. Существует несколько гипотез. Наибольшую популярность получило предположение, что под именем Дмитрия Ивановича скрывался монах Григорий Отрепьев, сбежавший из Чудова монастыря.

Именно эта легенда стала фундаментом для создания официальной версии и нашла отражение в исторической и художественной литературе. Наглядным примером ее живучести может служить памятный платок с фрагментами гравюр из романа Фаддея Булгарина «Димитрий Самозванец», впервые опубликованного в 1830 году.

На платке изображены сцены истории самозванца с подписями: «Сигизмунд признает самозванца за Димитрия», «Самозванец Димитрий переменяет веру», «Гришка делается Димитрием Самозванцем», «Гришка в Польше мнимо болящий», «Самозванец с помощью короля идет на Москву», «Встреча гражданами Самозванца в Москве», «Калерия обличает Самозванца в Москве», «Смерть Самозванца в деревне Котлах» и так далее.

История Дмитрия Самозванца. Памятный платок. Россия, первая половина XIX века. Государственный исторический музей

Договор о перемирии

После смерти Лжедмитрия I на престол взошел Василий Шуйский. Он правил с 1606 по 1610 год, в самое тяжелое для государства время. Этот договор о перемирии на три года и 11 месяцев, который он заключил с Сигизмундом III, свидетельствует о его отчаянном положении. Еще весной армия нового Самозванца двинулась на Москву.

К сожалению, договор о перемирии ничего Шуйскому не дал — польские отряды, пришедшие с Лжедмитрием II, продолжили разорять русскую землю, а отпущенная из Москвы Марина Мнишек признала во втором самозванце своего супруга и «истинного государя». Шуйский был схвачен поляками и последние два года жизни провел в плену.

Договор, заключенный между польским королем Сигизмундом III и царем Василием Ивановичем Шуйским 20 июля 1608 года. Российский государственный архив древних актов

Царский титулярник

Преемственность династии от Рюриковичей до Романовых отражена в Царском титулярнике, или Большой государевой книге. Иллюстрированная рукописная книга была создана в 1672 году, при Алексее Михайловиче, втором российском правителе из Романовых. В титулярниках содержалась информация о титулах русских и иностранных монархов, гербах и печатях.

Текст для Царского титулярника написали дипломат, путешественник и географ Николай Милеску-Спафарий и подьячий Посольского приказа Петр Долгово. Помимо текстов, в титулярнике находятся портреты царей, выполненные серебряными и цветными красками. Их создали ученик Симона Ушакова Иван Максимов и патриарший иконописец Дмитрий Львов, золотописец Григорий Благушин и другие известные мастера того времени.

Орлы, единороги и цветы. Разбираемся в гербах Пушкиных, Скрябиных и других дворян

Царский титулярник. Москва, Посольский приказ, 1672 год. Российский государственный архив древних актов

Добавить комментарий